Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданская община в общественной системе Древнего мира.






Гр. община появилась в ист. науке, как понятие ещё в XIX в. Изнач, оно применялосьлишь к античн. цив., где под ГО понимался интститут античн. полиса. ГО как фундамент. институт была изуч., как инст. греч. общ-ва. Лишь во 2/2 XX в. появились работы, кот. доказ, что гр. община в древности – это универсальное понятие, которое применимо и к древневост. общ-ву.

В отеч. востоковед. эту концепцию защищал Дьяконов, кот. спец. на истории шумеро-вав. цив. Близкую позицию занимал Якобсон. Концепции исходили из того, что институт ГО следует считать важнейшим структурообраз. эл-том общ-ва не только натичн., но и дреневост. В самой ГО необходимо видеть один из гл. признаков др. общ-ва. Когда этот признак пропал, то разруш. древн. общ-во.

Др. ГО м.б. охарактеризована в 2-х аспектах:

Соц-экон. ГО в древности была организ. замельн. собств. Действовал принцип верховной общин. собств., кот. уходил корнями в позднепервобытную общину. В Др. мире институт ч. собвств. на землю мог сущ. только внутри общинно-гражд. организации. Право это возникало, как исключит. право, которое яв-сь привелегией членов общинного коллектива. Право – атрибут сословности, значит община – источник сословности. ДР ГО яв-сь базовым эл-том соц. стр-ры. Именно община предопред раздел. общ-ва на группы (сослов.). Это дел. обусловлено соц.-правов. различ. ГО яв-сь базой для формир. важн. прав и обяз. чел-ка.

Полит. ГО – это не просто орг. зем. собств. Эо автономная самоуправ. полит. сист. В этом кач-ве ГО древности былапервичн. архаичн. вариантом гос-ности. Гос-ность при переходе от позднепервобытн. в раннекл. отнош. возн. в р-те трансформ. системы общин. самоуправл. Гос-ва дреаности возникали как гос-ва общинного типа, в кот. сохр. черты позднепервобытн. военн. демокр. Система общинно-гражд. управл. - система из 3-х компонентов:

высшая власть – нар. собр.

сист. общинной знати

инст. вождя правителя

На ранней стадии гос-ности над общин. инстит. никаких полит. структ. не стояло = ГО обладала не только автономностью, но и суверенностью, в этом кач-ве она представляла первичн. гос-во.

В гос-ве общин. типа классич. черты гос-ности выражены слабо:

институт публ. власти – нельзя на этой стад. счит. сложивш. Публ. вл. – это вл. отделённая и отдалённая от общ-ва. В гос-ве общин. типа носителем высш. вл. яв-ся общин. коллект, значит об отчуждении говорить рано.

Функциии гос-ного принужд. в ГО осуществ. лишь по отнош. к не членам общины, они были действительно отчужд. от власти.

Важнейшим противореч. в нразвит общин. гос-ности было противост. монархич. (вождь) и олигархич. (совет общин. знати) начал. Пока гос-ность сущ. в форме террит. общины монархич власть не могдла вызреть, т.к. она была встроена в сист. общин. самоупр. Лишь в редких случаях гл. роль приобрет демократич. начало, если нар. собр. стан. реальн. силой (а антич. полисе; на Вост. таких вариантов неизвестно).

При перех. к более зрелым формам гос-ности. Террит-гр община, как автономн. организ сохр на протяж всего периода классич. древн. Древн. террит. царства монархии, как прав. возн. путём военн. объедин. гр. общин. В сост. централиз. террит. царства ГО неизб. теряла признак суверенности, НО! сохр. свою автономность.

В сист. древн. террит-централиз. монархий ГО, как прав, приобрет. знач. админ.-террит. еденицей. Суверенн. орг. общин. вл. низводились до орг. местн. самоупр.

Классич. древн. общ-во (сер I тыс. до н.э. – до нач. н.э.) четко делилось на 2 сосл. катег. В завис. от принадл. или непринадл. к общинно-гр. орг.:

Полноправн. своб. Своб. и полноправ. опреде. включ. в гражд. общину. Община яв-сь гарантом 2-х базов. прав: 1) право ч. собств. на землю внутр. общинн. зем. фонда, вне общ. существ. гос. сектор. собств. (собств. территрор. гос-ва). 2) право участ. в делах общин. самоуправл. (как мин. на ур. нар собр.).

Неполоноправн свободн (условн. назв.). Искл. из общинно-гражд. организ. Находили своё место только в кач-ве частнозавис. Нах-ся под патронаж. частн. лиц или гос-ва. Этот статус мог сочет. с высок. классом чел-ка, т.е. низкий сосл. статус не бяз. быть чел-ком с низк. соцю полож. В правов. отнош. – чел-к бесправен.

Рабы нельзя преувелич. числ. для классич. древн. Статус раба = объект. ч.-либо собвств.

Для ГО хар-на слабая выраженность др. призн. гос-ности, например наличие налогов. До тех пор, пока гос-во сохр. форму общины, налогов быть не могло, регул. изъятие прибав. продукта распростр. на неполноправн. своб. А античн. налдоги соразмерн. имущ-ву. наз-сь – литургии. Полноправн. своб выполн. общинные повинности = ополченческая повинность.

ГО в духовно-идеологической сфере др. общ-ва. Господств. полож. в формир. общ-ва имела религ. Классич. древн. языч-во коренилось в общинно-гражд. организ. др. общ-ва. Кажд. конкр. община осозн. себя как единое полит. целое, ч/з поклон. опред. Богу-покровит. Язычество было отраж. полит. единства и автономности общины, её благопол. и благопол. кажд. её члена. Др. языч-во было антропоцентричным. Языч. боги со свойств. людей. Они не всемог. пот вл. заканч. за предел. общины. Как прав. ГО, кот. сост. в рамках плем. союзов имели общ. пантеон (напр. Греция)

Кризис общинно-гр. организ нач с I тыс до н.э. Эта эпоха совпала с появл. гос-ности нового типа – имперская гос-ность. Гл. отлич. её в том, что имп. постеп. разруш общинно-гражд. структуры. На заключит стадиях проис. постеп. эрозия гл. системообразующего сословия Др. мира – полноправн. своб. Своб. мелкая собств., гарантир. общин. к концу древн. ист. практ. исчез. Под прессом надобщин. орг. происх размыван. границ м/у полноправн и неполноправн. Рядовой чел-к позднего др. общ-ва оказ один на один с надобщин. имп. гос-вом. Автономн. ГО к концу древн. была разрушена. В дух. сфере – мир. религиипришл. на смену языч-ву. Гл. мотив вероуч. в мир. религ. стремл. чел-ва к восст. своего статуса полноправн. своб. Стар. боги были привяз. к своей общине, они яв-сь гарантом прав ряд. гр. древн. общин. Мир. религ – теоцентричны. Бог – непостижин и недосгаем. Формируется общечеловеческая универсальн. этика. В поздн. период общин. гос-ность разруш = един. чел-во и представл. о един. Боге.

Отмирание Др ГО означ. низведение ряд. гр. до статуса подданного. Кризис и отмирание института др. ГО и сосл. полнопр. своб. можно считать чертой, кот. подводит итог древности вообще. ГО в ср века уже не будет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.