Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние сталинизма на историческую науку в СССР.






Становление советской историч. науки в 20 гг. проходило в рамках дискуссий и полемик внутри самого марксизма (дискуссии о роли личности в истории, об империализме, о гражданской войне). Этот ранний период советской историч. науки характериз. влиянием старой научной интеллигенции на формирующийся слой советских историков.

С конца 20-начала 30-хх годов начинается новый этап развития исторических знаний, это классический тоталитарный этап. Существует точка зрения (автор Такер, «Сталин. Путь к власти»), что начало этого этапа связано с выходов статьи Ворошилова в честь юбилея Сталина (1929 г.) в газете «Правда». Статья называлась «Сталин и Красная Армия» и она стала первой попыткой вписать личность Сталина в историю и продемонстрировать: где Сталин, там и победы. Это первый шаг к формированию культа личности. Другая точка зрения (Мерцалов, «Сталин и историческая наука»), что главным фактом является вмешательство Сталина в историческую науку. В 1931 г. Сталин, обращаясь к ленинским принципам партийности, заявляет о необходимости прекратить дискуссии в исторической науки, т.к. это наносит ущерб партии. С начала 30-х гг. началась активная критика советский историков, появившихся в 20 гг. В 1932 г. в свет вышло постан. СНК о начале реформ в области образования, принимается новая программа по обучению в начальной и средней школе, восстанавливается предмет «история».

В 1934 г. постановление о преподавании гражданской истории в школах.

Встал вопрос о необходимости восстановления истор. факультетов в Москве и Ленинграде. С 1936 г. восстановление классич. образования в вузах. В 1938 г. в Ургу открывается истфак.

Создание новых учебников по истории Отечества и всемирной истории. Учебники создавались с учетом критики т.н. школы Покровского, который якобы неправильно понимал историю.

В 1932 г. умер Покровский, и Сталин начинает наступление на историков 20-х гг.

В 1934 г. создается комиссия, которая рассматривала проекты, поступившие на конкурс учебников. В итоге все учебники были признаны негодными, т.к. в них была недооценена роль великой личности в истории (Ивана 3, Ивана 4, Петра 1, Екатерины 2, деятелей гражданской войны – Ленин, Сталин, Чапаев, Щорсе). Всех авторов неудавшихся учебников приговорили к расстрелу по делу «Невского» (зам. Наркома просвещения).

В 30 гг. под контролем Горького начинает работать комиссия по написаю многотомной работы по Гражд. войне, которые прошли редакцию самого Сталина и Горького. Также Сталин обращается в Закавказье, к Берия, который занимал тогда пост первого секретаря, с требованиями найти документы, подтверждающие участи Сталина и Ленина в создании компартии в Закавказье. Берия выступает с докладом «Очерки по истории Закавказья».

Особенности сталинизма в истор.науке: 1) Субъективизм в толковании истории, т.е. попытка через личность переписать историю, вписать ее роль и значение. Историкам, фактически, было запрещено ходить в архивы, которые во второй половине 30-х гг. передаются в ведомство МВД. 2) Иллюстриров. метод исследования. На основе «История Вкп (б). Краткий курс», вышед. в свет в 1937 г. В результате история отечества сливается с историей партии. На основе краткая курса продемонстрир. как толковать те или иные события, в основе исторического процесса лежала формационная концепция, все государства проходят 5 стадий развития. 3) Догматизм. Нельзя отступать от догм. Отказ от полемик и дискуссий, черно-белое видение истории. Борьба с инакомыслием.

Историю делили на 2 части: 1) до 1917 г. история неполноценная, в которой народ эксплуатировался 2) после 1917 г., толчком к пересмотру идей стала война.

В годы II мировой войны в свет выходят книги, посвящен. героическому противостоянию русского народа с захватчиками с целью патриотич. воспитания.

В 1945 г. Сталин выпускает сборник выступлений периода войны, в котором ярко выражено переосмысление того, что он говорил и снял с себя ответственность. Статья «Сталин о ВОВ СССР», поднял 2 проблемы 1) кто виноват в поражении Красной Армии в начале войны----- немцы, которые вероломно напали. 2) цена победы. Вознесенский говорил, что жертвы СССР были примерно такими же, как и у немцев (7-8 млн. чел).

Сталинизм оказал влияние на последующие этапы развития исторической науки, в том числе это было выражено в сохранении субъективизма – желании лидеров страны вписать свою личность в историю (особенно в историю ВОВ). Например, в 1957 г. вышла 6-томная работа по истории ВОВ, где одним из главных виновников просчетов войны был Сталин, а главный герой – Хрущев. Затем при Брежневе тоже самое – начинают выходить воспоминания Брежнева (1 книга «Малая земля»), вновь создается миф о том, что главный герой войны – Брежнев. При Андропове работа «Корейский фронт в годы ВОВ».

Отриц. отношение к инакомыслящим, в годы «хрущевского десятилетия» - появление «Нового направления», с которым активно начинают бороться власти с середины 60 гг., когда начинается т.н. «ресталинизация».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.