Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая концепция В. О. Ключевского.






Родился в 1841 г. Учился в дух. училище, затем поступил в МГУ. Активная студ. жизнь. Был близок с «народниками». Интерес у него вызывали филос. труды (Фейербаха). Существует т.з. о том. что Ключевский был близок с Соловьевым, но это далеко не так. Ключ. не устраивала гос. схема Соловьева.

Диплом. работа Ключ. была посвящена «Сказания иностранцев о москов.государстве». После окончания вуза он занялся написание канд. Диссертации «Жития святых как истор. Источник». первоначально, Соловьев устраивает Ключ.читать лекции по истории в военное училище. Позже, был приглашен в МГУ. Уделяет в своих изысканиях внимание проблемам эконом. развития. Изучает складывание крепост. права в России. По его мнению, причины креп. права следует искать в эконом. развитии. Оно формировалось на основе свободных договоров крестьян с собственниками земли. Постепенно устанавливалась власть землевладельца над личностью крестьянина, затем над имуществом крестьянина. Складывание законодательства о крестьянах. Этот процесс отражал интересы трех групп: крестьянские, владельческие, государ. 1890- гг. сложные для Ключевского. В этот период он увлекся петровским временем, написал «Очерки о культуре», где подчеркнул влияние Петра на формирование морально-этических принципов. А начале XX в. Ключ. возвращается к своей прежней деятельности, интересуется политикой. Выступал за демокр. свободы в стране, вступил даже в партию кадетов. В начал XX в. появилась идея напечатать «курс лекций» Ключевского, который он читал в МГУ. Инициатором стал министр финансов Витте, который первый издал лекции небольшим тиражом. Постепенно, сам Ключ. подхватывает эту инициативу и вплоть до его смерти вышло 4 части его лекций, 5 часть посмертно. Курс лекций это единственная попытка проблем. изложения рос. истории. 1-е лекции – вводные., он пытается разобраться в понятийном аппарате, дает схему истор. процесса, 2 лекция – ставит цели и задачи рус. Истории, дает периодизацию. В 3-4 лекции пишет о роли географ. фактора, который определял особенности эконом. развития гос-ва. В вводных лекциях Ключ.пишет, что основным объектом его изучения является челов. общежитие. Челов.общежитие – это факт мирового бытия, выраж. в разных людских союзах. Вводит понятие элементы общежития, под которыми понимались свойства и потребности физич. и дух. природы человека. Выделил 4 группы элементов: физиолог., эконом., юрид. и политические, духовные. Взаимодействие данных элементов порождает формы обществ. организации, такие как: семья, род, племя, народ, государство.

В своем Курсе лекций Ключ. пытается проследить отдел. процессы русской истории. Ключ и гос школа: соотнош-е традиции и новизны. Он признавал, что ист-я собствен гос-ва оч подробно изучена его предшест-ми (гос-й школой), но при этом они не касались соц и эк ист-и. От концеп-и представ-ей гос шк с их чисто прав-м подходом к сути управ-я гос-вом, позиция Ключ-го отлич стремл-м представ-ть истор процесс как процесс разв-я общест классов, вз/отн-я и роль, кот менялись в связи с эк и полит разв-м страны. Хар-р общест классов и их отнош-я др к др - дружн сотрудн-вом. Примиряющ начало народ хоз-ва и полит жизни – гос-во, кот выраж-ло общенац интересы. Ист-ки-юристы стар шк (Владимирский-Буданов, Сергеевич) выступили в печати резко п/в конц-ции Ключ, но Котляровский не разделял их позиции. Государственники – писали о борьбе родовых и государственных начал, торжестве гос. начал. Ключ. уделял внимание экономике. Соц. Сфере. Глав отл-е от государ-ков: руков роль не гос-ва, а самого истор процесса (ход, условия, успехи чел общежития).

В своем «Курсе» Ключ. дает периодизацию русской истории (критерий: колонизац.процесс), также он делает акцент на политич. и эконом. развитии. I этап Русь днепровская, городовая, торгова я. Ключевский обращается к всемирной истории, говорит о том, что предки славян фиксировались во 2 в. до н.э. в составе дакийского царства, затем VI в. это временных союз на Карпатах. В VIII-XII вв. Русь была поделена на ряд земель во главе с городами, эти объединения не всегда совпадали с племенными союзами. В этот период Русь сталкивается с варягами., которые двигались из Скандинавии в Византию с товарами. Постепенно варяги стали оседать на славянских землях, постепенно они подчинили себе торгово-промыш. центры. Объединение этих центров привело к появлению Киевс. княжества. II этап – Русь верхневолж., удельно-княжес., земледельч. (13-15 вв.). Масса русского населения перемещается на верхнюю Волгу, Политически гос-во раздроблено на княжеские уделы. Основа хоз-ва – еще вольный крестьян. труд на земле. Главной фигурой становится князь, как устроитель и руководитель. III период., Русь Великая, царско-боярская, военно-земледел. Сер. 15 в.- 2 десятилетие 17 в. По его мнению, это государство выражение полит. единства на народной основе. Полит фактор – гос объед-е Великороссии под властью москов государя, кот правит с пом бояр арист-и, образов-ся из бывш удел князей и бояр; эк фактор – с/х труд вольн кр-н, но их воля начин уже стесняться по мере сосредот-я з/влад-я в руках служил сословия, воен класса, вербуемого гос-м д/внеш обороны.

Период Смуты – немного размыт. Считал, что в период Ивана Грозного усиливается власть местных князей, что вызвало гнев Грозного, в итоге стало причиной опричнины. Он считает ее бессмысл. актом. Говорит о том, что Иван Грозный тир.Результатом смуты стало появление новых идей, иное отношение к государю.

4 период, Всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного, земледельч., фабрично-заводского хоз-ва. Образование рос. Империи, опора власти – дворянство, земледельч. труд становится крепостным. В этот период складываются антиномии: 1) чем больше становится гос-во, тем меньше в нем свободы. 2) Труд менее свободен, чем больше производство труда. 3) демократизация управления – привела к усилению неравенства. Причины: внутренне развитие осуществлялось на внешней политике.

Географический фактор: история России это история колонизующей страны.

Но в отличие от гос шк, объясн-й колон-ю деят-ю гос-ва, Ключ-й поним ее как процесс, обуслов-й природ условиями страны и ростом народонас-я. Колонизация в разн периоды => к разн последствиям. В 12-13 вв, когда русские пересел-сь с юж Поднепровья на С-В, она способ-ла утвер-ию вотчин начала. Ключ-й счит, что князья б чуть ли не 1-ми поселенцами С-В Руси. Когда они сюда приходили, заводили нов поселки, промыслы и доходы прибывали в княж казну. Всем рук-л князь. Колон-ция воспитала у князей взгляд на удел как на собст-ть, породила удел-вотч порядки, при кот князь б правит-м и хозяином удела, кр-не – аренд-ры земли. Св землю князь дробил м/у наслед-ми как част собст-ть. Во 2/2 15-16вв колон-ция - на нов обшир терр-рии, но с иным рез-тами - полит объед-ние под властью москов царя, прав-шего вместе с арист-ей (удел князья) => колон-ция пробуждала не центробеж, а центростремит силы, способ-ла распр-ю един гос-ва на обшир нов тер-рии.

П-ка Петра 1. Из реф-м П1 Рос вышла такой же крепост-й. Но высоко оценивал полит деят-ть П1. Р-мы П1 не рассматр-сь как ист рубеж. Ключ-й полагал, что бурн события петров вр - «скорее потряс-е, чем переворот». Сев в-на дала направ-е и темп петров преобр-й. Быстро развив-ся события => нов требования, кот царь старался удовл-ть, не имея возм-ти выраб-ть план действий на будущее. Р-ма, направл-я первон-но лишь к перестройке воен сил и фин-х ср-в гос-ва, «пост-но преврат-сь в упорную внутр б-бу». Она б рев-цией не по св целям и рез-там, а по св приемам. Хар-р П1 соответ-л хар-ру его р-м.

Место В.О. Ключ-го в эволюции рус истор науки на рубеже 19/20вв. «Курс рус ист-и» Ключ-го получ всемир извес-ть, переведен на все языки мира. По признанию заребеж ист-ков, этот труд – база и глав источ-к д/курса рус ист-и во всем мире.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.