Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика науки






Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и соци­альной ответственности ученых в условиях возрастания ро­ли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных про­блем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взгляда­ми, поступками формировали моральные нормы, как собст­венные, так и научного сообщества.

Справедливая заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2, 5 тыс. лет тому на­зад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризо­вана его ответственность перед человечеством.

Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств», в которой назвал совесть вершителем всех наших действий.

Сплав высоких моральных категорий — добра и совес­ти — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:

— в тщательном продумывании и безукоризненно точном
проведении всех этапов исследований;

— в доказательности новых научных знаний, в их неод­
нократной проверке;

— в научной честности и объективности, в стремлении к
истине; ученый не может считаться ни со своими симпа­
тиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятель­
ствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне
друг, но истина дороже»);

— в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необос­
нованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей
деятельности на полученные ими результаты — норма вы­
работанной учеными этики. И. Ньютон говорил, что все его
научные достижения были сделаны благодаря тому, что он
стоял на плечах гигантов — своих предшественников.
| «Наука должна быть самым возвышенным воплоще-
f нием отечества, ибо из всех народов первым будет все-
| гда тот, который опередит других в области мысли и
> умственной деятельности».
I Л. Пастер (1822—1895), французский микробиолог

Выдающиеся достижения большой науки XX— начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обо-


гащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как не­редко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП — одна из главных причин экологического кри­зиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в про­фессиональные и массовые экологические движения, пер­выми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите че­ловека и планеты — неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство от­ветственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз».

В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последст­вия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противо­стоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализ­ма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернад­ский, «совокупность общечеловеческих действий».

■ ■ Основные понятия: наука, этика науки.

■ ■ Термины: «большая наука», инновации.

Проверьте себя

1) Что такое наука? Почему ее характеризуют как двой­ную ценность? 2) Каковы функции науки, в чем они проявляются? 3) Каковы признаки науки как социального института? 4) Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития на­уки? 5) В чем состоит незавершенность науки? 6) Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? 7) Каковы основные положения этики ученых? 8) В чем со­стоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с об­
ществом.

2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойн-
би о том, что «сознание — мать технологии», наука и тех­
нология «обручились друг с другом и шагают вместе»?
Когда и как, по вашим представлениям, проходило это «об­
ручение», в чем сегодня его сущность и значение?

11*


3. Аргументированно, с приведением примеров докажите
взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций на­
уки.

4. Ученые утверждают: наука и техника в XX столетии
стали подлинными локомотивами истории. Согласны ли вы
с этим утверждением?

5. В чем заключается влияние науки на развитие произ­
водства, культуры?

6. Привлекая свои знания по химии и биологии,
объясните, как эти науки влияют не совершенствование
сельскохозяйственного производства.

7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений
повседневной жизни, определите, в чем состоят трудности в
развитии современной российской науки и как их можно
преодолеть.

8. Какие, на ваш взгляд, отрасли науки получат наиболь­
шее развитие в первой половине XXI в.? Свое мнение аргу­
ментируйте.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного отечественного философа В. Ж. Келле.

Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее дости­жение человеческого интеллекта, которое способно и возне­сти человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки.

Будем надеяться, что в новом столетии возобладает ра­зум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отверга­ет «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а под­держка фундаментальной науки наконец-то объявлена госу­дарственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная сис­тема, и начнется преобразование производства на основе вы­соких технологий со всеми вытекающими отсюда экономи­ческими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познава­тельной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ос­лаб экономический и научно-технический потенциал стра-


ны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются опреде­ленная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными тра­дициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располага­ет высококвалифицированными кадрами специалистов, про­фессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенци­алом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это да­ет основание полагать, что Россия справится со своими не­дугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, сни­жаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, ак­тивности, чтобы двигаться по пути инновационного разви­тия.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.

ШИН Вопросы и задания к источнику. 1) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величай­шее достижение человеческого интеллекта. 2) Раскройте на кон­кретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его. 3) Что такое иннова­ционное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий? 4) Почему поддержка фундаментальной науки являет­ся государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России? 5) Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сде­лала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный? 6) В чем заключа­ется человеческий потенциал России? В чем проявляется его вли­яние на экономику, науку, производство? 7) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими не­дугами?


§ 32. Образование

Вспомните:

что такое постиндустриальное, информационное общест­во? В чем состоит деятельность в сфере духовной куль­туры? В чем заключаются сущность науки и ее функ­ции?

Подходит к концу ваше обучение по программе общего среднего образования. Вы освоили систему знаний, со­ставляющую основы естественных и гуманитарных наук, накопили личный опыт. Сегодня вы избираете дальнейший жизненный путь. Рассмотрим одну из существенных про­блем нашего времени — проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы — противоре­чие между интересами современного человека, общественны­ми запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия — отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

Образование как социальный институт отвечает потреб­ностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальны­ми средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизне­деятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.