Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К семинару «Концепции становления общества: цивилизационный






и формационный подходы»

Подготовку к семинару студенту следует начать с изучения истоков формационного подхода. Марксистская историческая школа восходит во многом к работам известного американского этнографа Л. Моргана (1818–1881), фундаментальный труд которого «Древнее общество» был опубликован в 1877 г. Какова концепция автора? На основе какой культуры она была выработана? Из каких критериев исходил Л. Морган в своем разделении общества на два типа? На эти вопросы важно обратить особое внимание во время изучения монографии Л. Моргана.

В процессе подготовки на первый вопрос студенту стоит уяснить, что материализм привел не столько самого К. Маркса, сколько его продолжателей к формулированию формационной теории. К чему сводилась история в этой концепции? В чем состояло миропонимание, основанное на формационном подходе? В чем заключалась односторонность этой теории? Отвечая на данные вопросы, студенту не следует углубляться в критику формационной концепции, а показать значение марксистской исторической школы в объективизации исследования исторического процесса.

Изучение феномена цивилизации как научной категории важно начать с анализа эволюции понятия «цивилизация». В истории предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной категории. Ее многозначность объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось в эпоху античности. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории развития цивилизаций. В связи с этим, студенту следует изучить концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, выявить общие и особенные черты в философско-исторических подходах. Почему О. Шпенглер и отчасти А. Тойнби оспаривают правомерность самого понятия «мировая цивилизация»? Как Шпенглер развивает «идею о пробуждении души культуры»? Что значит «творческая сила общества»? К чему сводится концепция круговорота цивилизаций Тойнби? Как авторы раскрывают механизм распада цивилизаций? На эти вопросы студенту стоит обратить особое внимание во время самостоятельной подготовки к семинару.

Необходимо отметить, что российская дореволюционная общественная мысль также активно работала в этом направлении и имела значительные достижения. Здесь, прежде всего, следует изучить работу Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в которой автор обосновал свое видение истории. Важно уяснить, что вкладывает Н. Я. Данилевский в понятие «закон исторического развития» и как происходит взаимодействие разных «культурно-исторических типов».

В процессе обсуждения студентам стоит ответить на следующий вопрос. Представляется ли возможным создать «универсальную» единую схему истории? Следует признать, что в современной науке остается много спорных, нерешенных вопросов и в теории, и в истории конкретных цивилизаций. Тем не менее, наличие различных подходов к исследованию истории позволяет представить общество как многомерный феномен, максимально использовать познавательные возможности каждого метода в исторической практике. Студент должен понять, что современное историческое познание многотеоретично, а также освоить содержание концепций классиков, утвердившихся в социальных науках.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.