Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация производства.






Как должно быть организовано производство в рыночной экономике?

1. Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями.

2.Какие именно фирмы должны осуществлять производство в каждой

отрасли.

3. Какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна

применять.

Производство и прибыль. Рыночная система направляет ресурсы в те, отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным. Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Когда бы все фирмы располагали временем для вступления в процветающие отрасли и для выхода из непроцветающих, объем продукции каждой отрасли оказался настолько большим, что обеспечивал бы только нормальную прибыль. Если общий объем продукции в таких условиях составляет 1500 единиц, а наиболее прибыльный объем продукции составляет 15 единиц, как в приведенном выше примере, отрасль состоит из 100 конкурирующих фирм. Второй и третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства. А экономическая эффективность зависит:

1) от имеющихся технологий, то есть от альтернативных комбинаций ресурсов,

или факторов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции;

2) от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Наименьшие издержки производства. Комбинация ресурсов, которая

экономически наиболее эффективна, зависит не только от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологий, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении.

Распределение общего объема продукции.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену Адаптация к изменениям. Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной структуре потребительских вкусов, данному составу альтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того. Как с течением времени меняются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производства и перестраивается состав предлагаемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной? Ориентирующая функция цен. Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов. Скажем, вследствие возросшего осознания необходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об этом изменении предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость надлежащей корректировки производства? Данное изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижение спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигареты упадут. Если предположить, что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты ведут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят фирмы покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность. Но эти корректировки носят самоограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены на сигареты до уровня, при котором фирмы станут получать нормальную прибыль. Или, в самом, крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировки в частном секторе полностью соответствуют предложенным изменениям вкусов потребителей. Потребители требуют больше велосипедов и меньше сигарет, и именно это то их требование удовлетворяется путем расширения производства велосипедов и сокращается производство сигарет. Экономическая прибыль, которая сразу же возникает в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать

больше ресурсов в производстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означают более высокие цены на ресурсы этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы табачной промышленности, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это то, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют большой спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающейся в расширенные отрасли. Этот анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии и к изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.