Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные регуляторы






Важнейшим понятием социологии, как известно, являет­ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ­ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга­низация) может быть включен в систему социального взаи­модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше­нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого­вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите­рий) поведения, который может стать своеобразным посред­ником во взаимодействии между различными людьми и бу­дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва­лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес­конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо­лог Э. Дюркгейм (1858—1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.


К числу «посредников», социальных регуляторов, выра­ботанных самим обществом на протяжении истории, отно­сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля­ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил — мо­ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме­ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со­бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) — добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци­ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает — как отрица­тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу­ществляет общественное мнение и «внутренний контро­лер» — совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо­ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко­ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру­дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.

Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы­шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали — гуманность, справедли­вость, милосердие — можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са­мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле­ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали — это и есть ча­стные правила, которые предписывают человеку способ дей­ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс­шую из моральных ценностей — человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан­ном — о сохранении жизни. А воплощается в действитель­ность посредством моральных норм-заповедей, направляю­щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,


«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про­щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви­де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан­дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос­тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса­ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично­сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что­бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу­ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от­носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль­но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев­ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна­тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова­ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си­туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис­точниках и системе права. В данном случае мы охарактери­зуем право с социологических позиций — как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за­ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо­собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения — экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо­ванном обществе определенным образом упорядочены. До­стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).


Специфика правового регулирования социальных отно­шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают­ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид — становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро­вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен­ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по­литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать­ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста­новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше­ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та­кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова­нии: сам институт брака, имущественные отношения супру­гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от­ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе­цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са­ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста­билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз­действуют на правовые отношения (будучи юридической ба­зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока­зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи­ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст­рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да­ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей­ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-


цых лиц — субъектов права. Не случайно правовые отноше­ния называют формой конкретизации абстрактного содер­жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра­ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра­вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы — нет пра­вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни­кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу­ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно­го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до­стигнутый уровень развития в правовой организации жиз­ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь­ко высока степень гарантированности государством и обще­ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры — правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую­щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали­зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани­мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст­венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен­ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно­сятся в первую очередь правовое государство и права чело­века. Их признание, защита и реальное осуществление пред­ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура — понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра­вового сознания общества. Он складывается из полноценно-


го законодательства, развитой правовой системы, эффектив­ного независимого правосудия. Важно также, как гаран­тированы права и свободы граждан, каково состояние закон­ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра­нительные органы, какова юридическая грамотность населе­ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест­ва — уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос­ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса — пра­вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от­ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль­ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея­тельности, практическому применению правовых норм.

■ ■ Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■ ■ Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со­циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор­мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше­ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно­
шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту­
пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
моральной нормой? Или же это высшая моральная цен­
ность?

2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценно­
стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч­
но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
ответ аргументируйте.

3. Суть правовой культуры правоведы выражают форму­
лой: «Знать — уважать — соблюдать». Раскройте ее содер­
жание.

4. Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра­
ва — в правоотношениях»?


5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии — Питирима Сорокина (1889—1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. — Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда — современное «право сильно­го». И в этом — основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной


элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.