Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы биоиндикации






Л.Н. Сунцова, Е.М. Иншаков

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия для магистров направления подготовки 250100.68 «Лесное дело» очной формы обучения

 

Красноярск 2014


Сунцова, Л.Н. Основы биоиндикации: учебное пособие для магистров направления подготовки 250100.68 «Лесное дело» очной формы обучения /Л.Н. Сунцова, Е.М. Иншаков. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 88 с.

 

 

Рецензенты: канд. с.- х. наук, доцент О.А. Бекетова (Крас ГАУ);

канд. биол. наук, доцент О.П. Ковылина (научно-методический совет СибГТУ).

 

В учебном пособии рассмотрены принципы и методы биологической индикации и мониторинга изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными воздействиями; современные перспективные методы биомониторинга, биоиндикации и биотестирования. Даны основные понятия биомониторинга и биоиндикации; обозначены основные области применения биоиндикаторов.

 

 

ã Л.Н.Сунцова, Е.М. Иншаков, 2014

ã ФГБОУВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014


Содержание

 

Введение. 4

Экологический мониторинг. 6

1. Мониторинг, осуществляемый по территориальному принципу. 7

2. Мониторинг, осуществляемый по различным методам ведения. 9

3. Мониторинг, осуществляемый по объектам наблюдения. 16

4. Единая государственная система экологического мониторинга. 17

Биоиндикация и биологический мониторинг. 27

1. Общие вопросы биоиндикации и биомониторинга. 27

1.1. Биомониторинг. 28

1.2. Биоиндикация. 29

1.3. Формы биоиндикации. 34

1.4. Биоиндикаторы.. 35

1.5. «Контроль» в биоиндикации. 37

2. Биоиндикация на разных уровнях организации живого. 38

2.1. Клеточный и субклеточный уровни. 38

2.2. Организменный уровень. 41

2.3. Примеры биоиндикации на организменном уровне. 43

2.4. Примеры биоиндикации на популяционно-видовом уровне. 48

2.5. Примеры биоиндикации на биоценотическом уровне. 52

2.6. Примеры биоиндикации на экосистемном уровне. 54

2.7. Биоиндикация на уровне биосферы.. 55

3. Биоиндикация в различных средах. 56

3.1. Биоиндикация в водной среде. 57

З.3. Биоиндикация в почве. 61

3.4. Биоиндикация в наземно-воздушной среде с помощью растений (фитоиндикация) 65

4. Принципы экономических расчетов в биоиндикации. 80

Контрольные задания. 82

Пример тестовых заданий для промежуточного контроля знаний. 82

Примерный перечень вопросов к зачету. 84

Библиографический список. 86

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 87


Введение

Учебное пособие для студентов составлено в соответствии с программой курса «Основы биоиндикации». Дисциплина «Основы биоиндикации» относится к профессиональному циклу, вариативной части.

Пособие преследует цель формирования целостного системного представления о современных принципах и методах биологической индикации и мониторинга изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными воздействиями; перспективных методах биотестирования.

В результате изучения дисциплины студенты познакомятся с основными понятиями биомониторинга и биоиндикации; основными областями применения биоиндикаторов; современными методами биомониторинга, биоиндикации и биотестирования, их ролью в решении теоретических и прикладных вопросов оценки качества среды, охраны природы и рационального природопользования.

Пособие оснащено контрольными вопросами для самоподготовки.

Учебное пособие предназначено для магистров направления подготовки 250100 «Лесное дело» очной формы обучения.

В результате освоения дисциплины «Основы биоиндикации» у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):

ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования;

ОК-6: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-2: способность выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбо-, экосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов;

ПК-4: способность разрабатывать и реализовывать мероприятия по сохранению биологического разнообразия лесных и урбо-, экосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств лесов;

ПК-12: готовность к управлению лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства;

ПК-21: готовность к получению новых знаний о лесных объектах, способность проводить прикладные исследования в области лесного и лесопаркового хозяйства;

ПК-22: способность изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;

ПК-23: способность анализировать состояние и динамику показателей качества объектов деятельности (естественных лесных участков, лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, лесопарков, искусственных лесных насаждений, лесных гидромелиоративных систем) отдельных уполномоченных организаций и учреждений с использованием необходимых методов и средств исследований;

ПК-25: способность интерпретировать и представлять результаты научных исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;

ПК-33: готовность к преподаванию специальных предметов и дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.