Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнение методики предполагает 4 этапа задания, перед каждым заданием карточки тщательно перетасоваются






 

На I этапе ребенку предлагается произвести простой пересчет карточек вслух. Инструкция I этапа: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». На этом этапе определяется показатель ВI, который свидетельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки могут указывать на слабость порядкового счета.

 

На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т.д.» Инструкция II этапа: “Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно разложить их на группы по цвету». Временной показатель – ВII. Ошибки на этом этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания.

 

На III этапе происходит операция отвлечения от ведущего признака (цвета). Исследуемый должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по стопкам по форме фигур. Инструкция III этапа: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Показатель BIII отражает способность к переключению внимания.

 

На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места карточки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Инструкция IV этапа: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет – пересчитывай карточки». Временные показатели BIV, наличие ошибок в просчитывании и совмещении отражают особенности распределяемости внимания.

В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каждого десятка карточек стимулов и за весь этап полностью, а также допущенные ошибки при счете и в сортировке.

Ошибки в счете всегда свидетельствуют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке присчитывания. Ошибки в сортировке и совмещении специфичны для каждого этапа.

 

Этап Показатель В, сек Ошибки при пересчете Ошибки при сортировке
I BI =    
II BII =    
III BIII =    
IV BIV =    

 

Показатели BI, BII, BIII, BIV являются самостоятельными диагностическими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д» - дефицит внимания или разница между временем, затраченным на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах.

Д = BIV - (BII + BIII)

Показатель «Д» указывает на способность / неспособность испытуемого к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях

Показатель «К» может быть назван «коэффициентом врабатываемости» и определяется формулой: К = (Д / ВIV).

Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0, 1 – 0, 2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет 10 карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания.

 

Временные показатели (в сек) выполнения в методике В.М. Когана здоровыми детьми [по Т.В. Молодецких, А.Я. Ивановой]
Возраст детей (годы) ВI ВII ВIII ВIV Д К
7 - 8           0, 2
9 – 10           0, 2
11 – 12           0, 2
13 - 14           0, 1

 

 

Анализ кривых распределения ошибок (Т.Д. Молодецких, А.Я. Иванова) позволяет выделить 4 их типа:

«Нормальный» тип – кривая с малым количеством ошибок (не более 1-2) на II, III, IV этапах характерна для детей с нормальным развитием, свидетельствует о нормальном уровне умственной работоспособности

«Истощающийся» тип – кривая неуклонно нарастает вверх от минимального количества ошибок на I этапе и до мах на IV этапе. Свидетельствует об истощаемости, утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание

«Ригидно-возбудимый» тип – кривая, обращенная вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижалась на II этапе, а число ошибок нарастает на III этапе, затем на IV этапе работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня.

«Заторможенный» - количество ошибок, максимальное на II этапе, достигает минимума в конце, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания

«Лабильный» (Л.Ф. Чупров) - большое количество ошибок на II этапе и наибольшее на IV этапе, в то время, как на III этапе количество ошибок резко снижалось. Это говорит о затруднениях врабатываемости и истощаемости внимания.

 

 

Методика Пьерона – Рузера (для детей дошкольного возраста)

 

Цель – определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать: в каждой из фигур нужно проставить тот знак, который задан в образцах, расположенных в верхней части бланка. Знаки нужно расставлять подряд и построчно.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Возможны 2 варианта процедуры исследования – укороченный и полный.

При укороченном варианте время работы ограничивается 60 секундами, а оценка производится по количеству просмотренных фигур.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
    очень высокий
91 – 99   высокий
80 – 90   средний
65 – 79   низкий
64 и меньше   Оочень низкий

 

За допущенные ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга, если ошибок больше 4 – на три ранга.

При полном варианте ребенок непрерывно работает в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0, 5N – 2, 8n) / 120

где S – показатель переключения и распределения внимания

N – количество геометрических фигур, помеченных соответствующими знаками за 2 минуты

n – количество ошибок (неправильно проставленные знаки или пропущенные фигуры

 

Помимо методики Пьерона- Рузера, широкую известность имеет и тест Тулуз – Пьерона, где в качестве стимульного материала используют ряды квадратиков различной внутренней конфигурации. Этот тест доступен для проведения с 6 лет.

 

 

 

 

 

Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции»

Слуховое внимание – самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания - его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость – в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования.

Если у аудитора неустойчивое внимание (например у ребенка), низкая переключаемость (например, у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой), высокая интерферируемость (например у эмоционально неустойчивых), то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика «перепутанные инструкции» позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций. Задачей испытуемых является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.