Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Исследование избирательности внимания






 

Методика 2.1 Тест Мюнстерберга (ТМ)

Материал методики состоит из бланка теста – небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыты слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть. Тестирование возможно в групповом варианте, если группы небольшие (3-5 человек), но лучше тест проводить в индивидуальном эксперименте.

Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.

Материал. Бланк, ручка, секундомер.

Инструкция. Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и вопросов нет, тогда «Начали!»

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил предложенное ему задание.

Обработка результатов.

Показателем избирательности внимания в этом исследовании является время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т с поправкой на ошибки – пропуски слов С. (табл. 4, 5). За каждое пропущенное слово снижается по 1 баллу. Расчетная формула имеет простой вид: А = Т – С.

Испытуемый:
Экспериментатор:
Тест
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтронцы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ

Таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга

Таблица 4 Таблица 5

Т, (балл) t, (с) Уровень избирательности внимания   Количество пропущенных слов Балл С
  < 70 III высокий      
  70-79 III высокий      
  80-89 III высокий      
  90-99 III высокий      
  100-109 III высокий      
  110-119 III высокий      
  120-129 II средний      
  130-139 II средний      
  140-149 II средний      
  150-159 II средний      
  160-169 II средний      
  170-179 II средний      
  180-189 II средний      
  190-199 I низкий      
  200-209 I низкий      
  210-219 I низкий      
  220-229 I низкий      
  230-239 I низкий      
  240-249 I низкий      
  > 250 I низкий      

 

Средние данные по студенческой группе: = 10, 3. Как и по другим показателям перцептивного внимания, женщины имеют более развитую избирательность внимания: ж= 10, 8; м= 9, 8. Различие в данном случае составляет одну шкальную единицу.

При анализе возрастной изменчивости половые различия также почти не прослеживаются. Влияние возраста на эту характеристику внимания более заметно – с 18 до 21 года наблюдается улучшение избирательности внимания (почти на 2 балла), начиная с 21 года – систематическое и постепенное снижение этой функции; в возрасте 28 – 33 года ее уровень несколько ниже, чем в возрасте 18 лет.

Показатель ТМ коррелирует с показателем общего интеллекта (р=0, 05), с показателем общей успешности по академической успеваемости корреляционная связь статистически незначима.

В случае, когда у испытуемого от 0 до 3х баллов, то важно по самоотчету и наблюдению заходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации, скрытое нежелание тестироваться. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.