Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности






Образование как сфера педагогической деятельности

Цель: раскрыть сущность образования как сферы педагогической деятельности; познакомить со структурой педагогического вуза, основными формами организации образовательного процесса, нормативно-правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность вуза.

Задачи: студенты должны знать основные подходы к определению понятия «образование»; основные периоды истории образования и типы образовательных учреждений; уметь характеризовать образование как процесс и результат педагогической деятельности; вычленять общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; осознавать ценностно-смысловую природу педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность и востребованность в современном обществе; оценивать важность педагогической деятельности в современном обществе и использования ее возможностей в других профессиях.

Основные понятия: образование, система образования РФ, основные принципы государственной политики в области образования, социализация, индивидуализация, самообразование; непрерывность, интеграция, гуманизация и демократизация образования; единое образовательное пространство; образование как многоуровневое явление; современная образовательная парадигма; глобализация и интеграция мирового образовательного процесса; стандартизация и модернизация образования; поликультурное образование; ЮНЕСКО, образовательная среда учебного заведения; типы образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, училище, институт, университет, академия).

Основные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Профессиональный стандарт «Педагог».

Форма изучения: семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия); самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

2. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры.

3. Типы образовательных учреждений.

4. Педагогические учебные заведения.

Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия

При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.

 

При подготовке вопросов №1 и №2 необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые признаки понятия «образование». В вопросе №1, необходимо выявить соотношение понятий «образование-процесс», «образование-результат» и понятия «педагогическая деятельность», для этого необходимо обратиться к структуре понятия «педагогическая деятельность».

При подготовке вопроса №2 нужно объяснить взаимосвязь между характером и особенностями образования как процесса и результата и уровнем экономического, социокультурного, духовного развития общества. Для этого требуется определить качественные характеристики современного уровня развития общества и сравнить их с особенностями современного образования (цель, содержание, результаты).

Для ответа на вопросы №3 и №4 необходимо дать описание понятий «тип образовательного учреждения» и «педагогические учебные заведения», а также привести примеры данных учреждений.

Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.

5. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

6. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=165984

7. Профессиональный стандарт «Педагог» https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

 

II. Практическая часть

1. Составьте схему «Система образования в России» (Схема (от греческого schema - наружный вид, форма) - чертеж, на котором условными графическими обозначениями изображены устройство, взаиморасположение и связь частей чего-либо). Для этого используя учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» / под. ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2007, глава №5, пункт «5.3. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития», выявите основные элементы структуры системы образования в России, установите свойство каждого из элементов, а также степень и характер его влияния на всю систему образования. Графически зафиксируйте схему в тетради.

 

2. Дайте описание понятий «гуманизацияобразования», «демократизация образования», «непрерывное образование», «право на образование». Выявите существенные признаки данных понятий, объясните структуру каждого из них, определите связи между данными понятиями, ответив на следующие вопросы:

1) Какие существуют подходы к пониманию гуманизации и демократизации образования?

2) Каковы основные признаки (черты) демократизации образования?

3) Какие направления демократизации образования были провозглашены в России?

4) В чем заключается сущность проблемы гарантии права на образование?

5) Как Вы понимаете идею непрерывного образования?

6) Какие изменения произошли в системе профессионального образования в начале ХХI века? Как Вы думаете, с чем это связано?

 

3. Раскройте связь процесса демократизации образования с идеей его гуманизации, которая является одной из ведущих в истории мировой педагогической мысли. Для конкретизации этого аспекта рекомендуется обратиться к тексту документа «Конвенция о правах ребенка. 1989 г.».

Сделайте выписки в соответствии со следующими вопросами.

¾ Какие права гарантируются ребенку?

¾ Какие гарантии созданы для подтверждения права ребенка на образование (ст. 28.1).

 

4. Изучите структуру и содержание основных положений профессионального стандарта «Педагог». Для этого, используя материалы электронной библиотеки кафедры педагогики или Интернет-ресурсы, познакомьтесь с содержанием текста данного документа, сделайте выписки в тетради.

 

5. Опишите сущность Болонского процесса. Объясните структуру данного процесса и причины его возникновения. Объясните, почему Россия присоединилась к Болонскому процессу и каковы особенности реализации основных принципов Болонской декларации на территории России?

Для ответа на данные вопросы под руководством преподавателя ознакомьтесь с предложенным Вашему вниманию фрагментом текста, определите стиль, к которому принадлежит фрагмент, и ответьте на вопросы к тексту.

Что такое Болонский процесс?

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства с целью повышения академической и профессиональной мобильности обучающихся. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран, предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

¾ Что теперь Вам известно о Болонском процессе?

¾ Какой информации вам не хватает для того, чтобы ответить на основные вопросы задания?

Для успешной подготовки ответов на вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться ресурсами сети Интернет, изучить текст документа «Болонская декларация» и др.

 

6. Объясните механизм развития социальной потребности в организации школ для обучения подрастающего поколения. Для этого изучите первую главу учебного пособия « История педагогики и образования» под редакцией З.И. Васильевой. Дайте развернутый ответ в тетради в виде педагогического эссе на тему «Почему появилась потребность в школах?».

7. Опишите основные типы школ в их историческом развитии. Для этого воспользуйтесь учебным пособием « История педагогики и образования» под редакцией З.И. Васильевой, в котором выявите основные типы школы, выявив комплекс отличительных признаков каждого из таких типов, сравнив их друг с другом.

8. Опишите педагогические учебные заведения в России. Пользуясь ресурсами сети интернет выявите основные отличительные признаки таких учебных заведений как: училище, колледж, институт, университет, академия. Приведите примеры по Тульской области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.