Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы онтогенеза психики. Дизонтогенез. Клиническое значение этих понятий.






Постнатальный онтогенез-весь период развития чел от рождения до смерти. В ПО выд несколько этапов развития психики человека. В процессе развития происходит усложнение психич деят—ти, причем каждый этап завершается формированием именно тех качеств, кот опред этот этап и в последующем явл основой для формирования новых более сложных качеств следующего этапа.

Сущ много систематик, характеризующих возрастные этапы формирования психики в онтогенезе и охватывающих детский и подростковый возраст.

Периоды развития психики выделенные Ушаковым..Значение этапов: периодизация необходима для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки приемов воспитания и обогащения знаниями соответственно уровню развития, д/понимания природы болезненных явлений психики, кот наблюдаются в разные возрастные периоды.

При изучении формирования психики в ПО Ушаков выделил 2 формы:

1) с преобладанием образных субъективных категорий (образов представлений): свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями.

2) с преобладанием безобразных субъективных категорий(понятий) типична д/лиц зрелого возраста.

В формирующейся психике ребенка выделены этапы:

Моторный(до 1г)

Сенсомоторный(до 3 л)

Аффективный(3-12)

Идеаторный(12-14л)

 

1) Моторный: на любой раздражитель имеется двигательная реакция: двиг беспокойство, целенаправленные движения в ответ на раздражения(крик, плач). Такая реакция возникает на чувство голода, неудобное положение и тд. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении жизни, но в этот период именно двиг реакциями проявляется общение с окружающими.

2) Сенсомоторный этап- более сложная двиг акт-ть. Ответ на сенсомоторные раздражители. Движения более целенаправлены. Ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется рукой к игрушке. На основе сенсоматорных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Сопоставляет реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями.

3) Вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятное-неприятное, добрый-злой и тд.д/этого этапа характерна лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.

4) Идеаторный этапа начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. У него возникает возможность строить предварительный план действий. Возникают предпосылки д/широкого использования абстрактных понятий. На основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Появляются высшие человеческие эмоции- эстетические и этические.

Дизонтогенез- возникает в результате патологии психического развития и проявляется дисгармонией в развитии физ и психич функций с некоторым опережением психич развития. У таких детей м наблюдаться изменение психич активности, нарушение коммуникативности и координации психич деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке.

Задержку развития или отставания в развитии одной или неск. систем наз ретардацией. При ускоренном развитии функциональных систем, при развитии с опережением возрастных периодов, хар-х д/этой системы- акселлерация.

При сочетании ретардации одних систем с акселерацией др выступают проявления асинхронного развития. В пубертатном периоде признаки асинхронии имеют функциональный характер. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии.

У взрослого чел при психич заб обычно м.б. нарушены все 4 уровня психич деятельности. У детей псих расстройства зависят от возраста. У ребенка не наблюдается таких расстройств, д/формирования кот необходима определенная степень зрелости именно этой системы. Напр: у детей аффективные и идеаторные системы не достигли степени зрелости, в связи с этим и не наблюдается типичных аффективных синдромов и бредовых состояний.

 

Внутренняя картина болезни, реакция личности на болезнь. Нозогении. Содержание понятий, клиническое значение, пути коррекции.

I Внутренняя картина болезни (ВКБ) –это субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а так же типы реагирования на болезнь.

Систематика уровней отражения болезней в психике заболевшего человека.

-чувственый/уровень ощущений;

-эмоциональный/аффективный (разл виды реагирования на отдельные симптомы, заболевания в целом и его последствия);

-интелектуальный/ когнитивный(представления, знания о своем заболевании, размышления о его причинах и последствиях);

-мотивационный/ поведенческий(отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения, образа жизни, действия направленные на возвращение здоровья).

Основные факторы, определяющие ВКБ:

1) преморбидные биологические и личностные факторы(пол, возраст, темперамент, характер, личность)

2) хар-р заболевания и его возможные последствия.

Параметры, на основании кот личностью оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

-вероятность летального исхода,

-инвалидизация, хронизация,

-болевая характеристика бол-ни,

-необходимость радикального или паллиативного лечения,

-влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения, соц.

-значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме,

-влияние болезни на семейные отношения, сексуальную сферу, на сферу развлечений и интересов.

3) социальное положение болезни и влияние окружения: напр: серьезные травмы или тяж соматическое заболевание м привести к закату карьеры проф спортсмена, артиста балета и др. влияние болезни на интимную сторону жизни, эстетические дефекты(мастэктомия, оварио- и гистерэктомии и др)

4) мед. Факторы(условия DS-ки и леч). Взаимоотношения врача и больного, роль мед персонала и воздействие обстановки леч учреждения, включая влияние на больного др больных, с кот ему приходиться общаться во время пребывания в ЛУ.

*Ятрогении-психогенные расстройства, вызванные неправильным поведением врача, включая неосторожные высказывания о природе и прогнозе болезни, не благорпиятном исходе аналогичного заболевания у др б-х и т.п.

*Соррогении-ухудшении состояния больного, обусловленные неправильным повелдением м/с.

* Эгротогении- отрицательное влияние одних больных на психич и физич состояние других.

*Госпитализм-проявление неблагоприятного влияния на пациентов больничной обстановки.

 

II Типы реакции личности на болезнь

-адекватная (гармоничная)

-преувеличение тяжести заболевания

-недооценка тяжести заболевании, включая отрицание факта болезни(анозогнозия)

-осознанное искажение оценки болезни(симуляция, диссимуляция)

 

III Нозогении- психогенные расстройства, тесно связанные с соматическими заб (болезнь выступает в роли психич травмы)

Клинические варианты нозогений:

1)Гипернозогнозические реакции:

· тревожно-фобические реакции у лиц с тревожно- мнительными или истерическими

четами характера. На фоне острых заболеваний(ИМ, острый живот и др) возникает страх с угрозой жизни. Возможно формирование фобий всегда связанных с ожиданием наиболее тяж проявлений актуального соматического заб(у б-х ИБС- страх ИМ).

· Депрессивные реакции м проявляться потерей веса, нарушением сна, тремором,

диспноэ, диспептич нарушения. При доминировании в клинике депрессии гипотимии нарастает подавленность, чувство безисходности. Опасность депрессивных реакций состоит в повышенном риске суицидальных действий.

· Истерические реакции хар-н д/истероидного типа личностей. Характерно

несоответствие драматически предъявляемых жалоб истинному состоянию больного; у др типов личностей факт выявления болезни выз «психологическую защиту» по типу «регрессии» или «фиксации». «Регрессия»-переоценка тяжести заб с капризностью, демонстрацией своей беспомощности. «Фиксация» проявляется в виде культа болезни, кот помогает личности уйти от какой то непереносимой ситуации.

· Ипохондрические реакции: проявляются тревогой, страхами, опасениями за свое

здоровье. Могут выступать в форме навязчивых, сверхценных(чаще всего) или бредовых расстройств. Часто встречаются сутяжные реакции связанные с 2-мя видами мотивационных установок:

-рентные- необоснованное стремление к материальной компенсации ущерба, причиненного соматичным заболеванием(требование оформить инвалидность, выплатить пособие и тд.

- эквитные -стремление к выявлению и компенсации мнимого уерба, причиненного действиями медиков(больной требует дополнит исследований, пересмотра DS, коррекции терапии, при этом они не соблюдают мед рекомендации, отказываются от госпитализации и тд.)

· Бредовая ипохондрия

-сенситивный бред отношения: больные замечают, что симптомы соматического страдания видны окружающим, в сязи с чем они бросают на них недоуменные осуждающие взгляды.Возникает социофобия.

-бред изобретательства новых методов лечения.

 

2)Гипонозогностические и анозогностические р-ции:

Гипонозогнозия-недооценка пациентом тяжести болезни.

Анозогнозия-отрицание DS, самого факта болезни.

3) Осознанное искажение оценки болезни

Диссимуляция-попытка скрыть признаки болезни.

Аггравация-умышленное преувеличение имеющихся физических и психических расстройств.

Симуляция-изображение не существующих соматических или психических расстройств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.