Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные (уставные) суды субъектов РФ






Устные вопросы.

1. Какое место занимает Конституционный Уставный суд в системе ОГВС и какова его роль?

Конституционный суд субъекта РФ входит в систему судов РФ. КС субъекта может быть создан в соответствии с конституцией (уставом) субъекта как орган судебного контроля для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Имеет ли право конституционный уставный суд отменить акт, противоречащий конституции уставу субъекта?

Да, т.к он проверяет на соответствие конституции (уставу) субъекта законы субъекта.

Внимание! он может отменить только акт Субъекта!

3. В каких случаях гражданин имеет право прямо обратиться в конституционный уставный суд субъекта?

Во-вторых, это касается круга субъектов права на обращение с жалобой в региональный конституционный (уставный) суд на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Необходимо отметить, что законодательное регулирование этого вопроса в субъектах Российской Федерации характеризуется значительным разнообразием. Так, например, Закон Кабардино-Балкарской Республики -РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» не содержит исчерпывающего перечня лиц и органов, обладающих правом на обращение в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в виде жалобы. В соответствии со статьей 80 названного Закона правом на обращение в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом или иным нормативным актом Кабардино-Балкарской Республики, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в республиканском законе. Таким образом, дальнейшее расширение этого перечня возможно на основании законов Кабардино-Балкарской Республики.

В некоторых субъектах Российской Федерации круг субъектов права на обращение в конституционный (уставный) суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод ограничивается лишь гражданами и объединениями граждан. Например, в соответствии со статьей 100 Закона Республики Татарстан -XII «О Конституционном Суде Республики Татарстан» правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения. В числе субъектов права на обращение в Конституционный Суд за защитой прав и свобод граждан не предусмотрен даже такой важный правозащитный институт, как уполномоченный по правам человека. Кроме того, учитывая, что защита прав и свобод граждан является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, целесообразно наделить таким правом прокуроров субъектов Российской Федерации.

4. Каковы взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционным уставным судом субъекта?

Они не составляют системы. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. – очень хороший источник, Википедия

5. Каков правовой статус судьи конституционного суда субъекта?

Правовой статус судьи КС субъекта определяется законом о статусе судей

Статья 2. Единство статуса судей

 

1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.


ст. 2, Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 22.12.2014) " О статусе судей в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.


ст. 12, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) " О судебной системе Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

6. Компетенция конституционного суда субъекта

Определяя компетенцию конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, Закон " О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 27) относит к его полномочиям рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Федерации, иных нормативных правовых актов его органов государственной власти и органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также толкование основного закона субъекта Федерации. В связи с этим возник важный вопрос: является ли данный перечень полномочий судебных органов конституционного (уставного) контроля исчерпывающим? Иными словами, может ли законодательство республики, края, области наделить конституционный (уставный) суд еще какими-либо дополнительными полномочиями, помимо тех, которые упомянуты в Федеральном конституционном законе " О судебной системе Российской Федерации"? Данный вопрос остается дискуссионным. Конституционный Суд России в своем Постановлении от 16 октября 1997 года высказался в пользу исчерпывающего характера перечня полномочий, установленного Законом " О судебной системе Российской Федерации", что делает невозможным отнесение к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, например, полномочия по даче заключения о нарушении органом местного самоуправления конституции (устава) субъекта Федерации, которое являлось бы основанием для досрочного прекращения полномочий соответствующего муниципального органа.

7. Природа и юридическая сила решений конституционного уставного суда субъекта

Решение конституционного (уставного) суда субъекта, принятое в пределах его компетенции не может быть обжаловано в другой судебный орган и обязательно на территории субъекта. (Закон о судебной системе)

8. Какова роль судебных органов АО в осуществлении государственной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Это относится и к нашей области. Суды, как ни странно, осуществляют правосудие.

 

9. Судебный контроль и надзор. Различны ли эти понятия?

Термин " судебный контроль" появился в научном обороте сразу после введения в УПК РСФСР ст. 220-1, 220-2, регламентирующих осуществление судом проверки законности и обоснованности ареста, продления срока содержания обвиняемых под стражей. Думается, что слово " контроль" в данном случае было избрано в противовес устоявшимся понятиям " прокурорский надзор" и " судебный надзор" высших судов за деятельностью нижестоящих. Однако понятия " надзор" и " контроль" не исключают, а дополняют друг друга. Правильно было бы понимать прокурорский надзор как наблюдение за точностью соблюдения законов, в то время как судебный контроль - это фундаментальная проверка спорного вопроса. Вместе с тем, как известно, надзирающий прокурор по УПК РФ вправе не только указывать на ошибки, но и в стадии предварительного расследования отменять все незаконные решения. В последнее время большинство авторов термин " судебный контроль" толкует максимально широко, понимая под ним весь спектр судебно-контрольной деятельности, начиная от проверки законности и обоснованности отказа в принятии заявления и заканчивая проверкой уголовного дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. – Источник: Адвокатура в России: Учебник для вузов. (под ред. проф. Демидовой Л.А.) - 2-е изд., перераб. и доп. - ЗАО " Юстицинформ", 2005 г.

 

10. Можно ли обжаловать решение конституционного суда субъекта в Конституционный Суд

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом РФ

11. Имеет ли право конституционный суд субъекта толковать конституцию (устав) субъекта? Конституцию РФ?

Да, имеет но только Конституцию (Устав) субъекта

12. Каким НПА регулируется деятельность мировых судей?

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ

(ред. от 21.07.2014)

" О мировых судьях в Российской Федерации"

 

13. Порядок назначения мировых судей в АО

Закон Архангельской области от 26.10.1999 N 161-25-ОЗ

(ред. от 24.10.2014)

" О мировых судьях Архангельской области"

(принят Архангельским областным Собранием депутатов 26.10.1999)

 

Статья 5. Порядок назначения на должность мировых судей

1. Мировой судья назначается на должность Архангельским областным Собранием депутатов по представлению председателя Архангельского областного суда.

(п. 1 в ред. закона Архангельской области от 19.11.2010 N 228-17-ОЗ)

2. Архангельское областное Собрание депутатов после получения необходимых материалов на очередной сессии назначает рекомендуемое лицо на должность мирового судьи либо отклоняет представленную кандидатуру.

(п. 2 в ред. закона Архангельской области от 19.11.2010 N 228-17-ОЗ)

3. Каждый мировой судья назначается на должность в индивидуальном порядке. Назначенным на должность мирового судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от числа избранных депутатов Архангельского областного Собрания депутатов.

В случае, если на одну вакантную должность мирового судьи представляются два и более кандидата, проводится рейтинговое голосование по назначению мировых судей.

Порядок голосования по назначению на должность мирового судьи определяется регламентом Архангельского областного Собрания депутатов.

(п. 3 в ред. закона Архангельской области от 19.11.2010 N 228-17-ОЗ)

4. Решение о назначении кандидата на должность мирового судьи подлежит опубликованию в порядке, установленном для опубликования постановлений Архангельского областного Собрания депутатов.

(п. 4 в ред. закона Архангельской области от 19.11.2010 N 228-17-ОЗ)

5. Исключен. - Закон Архангельской области от 07.10.2003 N 197-24-ОЗ.

5. В случае отклонения представленной кандидатуры на должность мирового судьи Архангельское областное Собрание депутатов извещает об этом квалификационную коллегию судей Архангельской области, которая не позднее чем через 10 дней после получения сообщения объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации.

(в ред. закона Архангельской области от 07.10.2003 N 197-24-ОЗ)

6. Повторное рассмотрение кандидатур и назначение кандидатов на должность мирового судьи осуществляется в общем порядке.

(п. 6 введен законом Архангельской области от 07.10.2003 N 197-24-ОЗ)

7. Лица, чьи кандидатуры на должность мирового судьи были отклонены Архангельским областным Собранием депутатов, не лишаются права повторного выдвижения своей кандидатуры на должность мирового судьи.

(п. 7 введен законом Архангельской области от 07.10.2003 N 197-24-ОЗ)

 

14. Может ли субъект наложить дополнительные полномочия на мировых судей?

НЕТ Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.


ст. 3, Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) " О мировых судьях в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.