Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории эмоций в отечественной психологии






С.Л. Рубинштейн. Эмоции и потребности.

Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окру­жающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека - это от­ношение ею к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непо­средственного переживания.

Признаки эмоций:

1. Эмоции выражают состояния субъекта и его от­ношение к объекту.

2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают по­ложительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обяза­тельновнеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность.

Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребно­стями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых за­висит жизньорганизма в целом, - с другой; в результате индивид настраи­вается для соответствующего действия или противодействия.

Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция — конкретная психическая форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предме­ту), но потом предмет доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас ро­ждается чувство по отношению к нему (активно-пассивное взаимоотноше­ние потребности и предмета: потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности.

Эмоции и деятельность.

С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, эмоциональные состояния влияют на его деятель­ность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуслав­ливаются ею.

Деятельность на удовлетворение потребности - эмоция (от­ношение цели и результата). Ход деятельности: предвидение критических точек - нарастание напряжения - минуя точку - разрядка. Внутренняя про­тиворечивость деятельности - возбуждение. Гармоничный характер дея­тельности — успокоение.

Различные виды эмоциональных переживаний.

Три уровня эмоцио­нальной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительно­сти. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствова­ния -удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществ) с орга­ническими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выра­жение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма.

2. Предметные чувства, соответ­ствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуаль­ные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

А.Н. Леонтьев. Эмоциональные процессы - процессы внутренней регу­ляции деятельности.

Эмоции отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

 

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образова­нии специфического опыта - аффективных следов, определяющих избира­тельность последующего поведения по отношению к ситуациям и их эле­ментам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга. Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение аффекта. Ситуации - аффективный взрыв - терапевтические цели: канализация.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или воз­можным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представления­ми о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных пе­реживаний (источник: сопереживание).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфи­ческого обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмо­циональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.

П.K. Анохин. Эмоции — физиологические состояния организма, имею­щие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организм. Роль приспо­собления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций -охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Биологическая теория эмоции. В чем биологическая и физиологическая полезность эмо­ций. Жизнь =формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. 'Эмоциональные ощущения — своеобразный инстру­мент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и пре­дупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данногоорганизма. Удовлетворение - положитель­ная эмоция - подкрепляющийфактор. Каков механизм создания положи­тельной эмоции.В основе представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительногоакта, каким являются эмоцио­нальные реакции. Признак положительной эмоциональной реакции - за­крепляющее действие. Акцептор действия — удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатовбудущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информа­ция (афферентная) - обуспешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворе­ния какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно сов­падает с акцептором.действия. Отсюда закрепление функционального про­явления. Отрицательная информация - поиск новой комбинации эффекторныхвозбуждений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.