Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скачано с www.5tt.ru. Еще одна поговорка: «В начале-главное»






 

 

Еще одна поговорка: «В начале-главное». Коммента­рий: «Многие наши непонимания и разочарования происхо­дят от неспособности решать задачи и проблемы по степени их важности. Конечно, нужна дисциплинированность, чтобы отодвинуть в сторону то, чем хотелось бы заниматься, и при­няться в первую очередь за задачи первостепенной важности. Но и награда велика - дела сделаны, мы наслаждаемся чув­ством завершенности и учимся подходить к проблемам с ис­тинным чувством значимости и целенаправленности.» Эта­кий маленький сад номинал изаций...

Следующая поговорка: «Живи и дай жить другим». Комментарий: «Мы должны понять, что нам не надо судить или критиковать людей за то, какие они есть и как они посту­пают. Наши заботы должны лежать исключительно в сфере нашего собственного поведения, самосовершенствования. Каждый из нас имеет право на собственную точку зрения, но мы не имеем права навязывать ее кому-либо.»

Ну, и еще одна поговорка, которая мне очень нравится: «По воле Божьей...» Комментарий: «Хорошо напоминать себе, когда мы возмущены и озлоблены поведением алкого­лика, что не по своей воле он выбрал это бремя страданий и отчаяния. По воле Божьей мы и сами могли быть поражены этой болезнью. Будем же благодарны за Божий дар трезвос­ти, которым мы обладаем, и будем готовы помочь алкоголику тоже обрести его.»

...Вот такая прелестная система. Да, в индивидуаль­ной психотерапии я использую на сеансе текст, который на­зывается «Только сегодня» и который пришел от «АА». Алко­голикам советуют в «АА» ни в коем случае не давать обеща­ний бросить пить. Им говорят: «Знаешь, самый последний подзаборный пьяница способен быть трезвым один-един­ственный день. Вот ты и будь трезвым только один день! Воз­можно, завтра тебе захочется напиться и ты напьешься, но за один сегодняшний день ты можешь отвечать? Начни с одного дня!» У Ал-Анона тоже популярен этот текст, обращение к одному дню. В индивидуальном сеансе для женщины это мож­но оформить так (включает музыку):

Только сегодня... я проживу этот один день и не буду пытаться сразу разрешить все проблемы моей жизни...

НЛП: Техники россыпью

Только сегодня... я не буду бояться жизни и смерти, не буду бояться наслаждаться прекрасным и быть счастливой... Люди счастливы настолько, насколько онирешшш быть сча­стливыми...

Только сегодня... я постараюсь приспособиться ко все­му существующему и не буду пытаться подогнать все под свои мерки... Если я не буду иметь то, что я люблю, я буду старать­ся любить то, что я имею...

Только сегодня я буду уступчивой, жизнерадостной, способной сострадать; буду хвалить людей за то, что они де­лают, и не стану осуждать за то, что они не могут делать... Если я обнаружу изъян, я прощу его и забуду о нем... Я не буду пытаться улучшать и контролировать кого-нибудь, кро­ме самой себя...

Только на сегодня... у меня будет план... Возможно, я не буду следовать ему в точности, но он у меня будет... Он избавит меня в какой-то степени от волнений, спешки и нере­шительности...

Только сегодня... я взгляну на жизнь свежим взгля­дом и обнаружу, что она чудесна!.. Я узнаю, что постольку, поскольку я привношу что-то в мир... мир воздает мне...

Только сегодня... если меня обидят, я не покажу этого...

Только сегодня... я найду немного времени, чтобы отдохнуть... и осознать, какова есть жизнь и какой онамо-жет быть... время подумать о Боге... и лучше познать са­мое себя... (некоторое время лектор молчит, затем выключа­ет музыкальное сопровождение).

У Ал-Анона есть своя литература, где также даются рекомендации, имеющие собственную ценность. Вернее, это ответы на самые распространенные вопросы. Их ценность уже в том, что они даются женами алкоголиков.

Например, такой вопрос: «Как семья может помочь алкоголику?» Ответ: «Путем принятия программы Ал-Анона мы способны прекратить попытки переделать алкоголика -человека, которого мы не можем изменить - и обратить свое внимание на себя, то есть на человека, которого мы изменить можем.» Вопрос: «Следует ли нам принимать приглашение туда, где подают спиртные напитки?» Ответ: «Пусть алкого­лик это решит сам за себя, а вы решайте сами за себя.» Вопрос:

С. Горин. НЛП. техники россыпью

«Следует ли нам прекратить пить?» Ответ: «Это рекоменду­ется сделать, если это повлияет на алкоголика, но решать вам самим.» Ну, и совершенно прекрасный ответ на вопрос: «Как оградить алкоголика от собутыльников?» - «И не пытай­тесь...»(смех в зале).

В рамках Ал-Анона есть организация для детей алко­голиков, называемая «Алатин». У Ал-Анона есть свой жур­нал - «The Forum». В журнале публикуются личные истории членов Ал-Анона, информация о встречах, мероприятиях, юбилеях... Очень своеобразный, совершено не американский журнал - там нет рекламы...

Перед тем, как ответить на ваши вопросы, я хочу ска­зать, что возможно, вам показался легкомысленным мой тон при изложении этого материала. Так вот, я действительно сын алкоголика, и 12 Шагов действительно в свое время оказали на меня очень мощное воздействие. Я не мог ожи­дать, что переживания детства столь актуально влияют на поведение взрослого человека, хотя читал 3. Фрейда... (смех в зале).

Задавайте вопросы...

Вопрос: Имеет ли значение то, что формулы 12 Шагов составлены в прошедшем времени?

С. Горин: Насколько я помню, даже не просто в про­шедшем времени, а в прошедшем совершенном. Да, это как бы констатация того факта, что Шаг уже усвоен, решение уже принято.

Вопрос: Насколько высока эффективность вашей ра­боты по этой методике?

С. Горин: Смотря что считать эффективностью... Если избавление пациентки от невротической симптоматики, то эффективность очень высокая. В литературе описаны случаи, когда жены алкоголиков избавлялись при работе по програм­ме Ал-Анона также от психосоматических и даже от сомати­ческих проблем, расстройств.

В своей практике я иногда совершенно случайно выхо­дил на проблему мужа-алкоголика у женщин, которые обра­щались с казалось бы далекими от этого жалобами (напри­мер, с хронической головной болью, ожирением). И если мы выясняли, что у пациентки пьянствует муж, и если я давал ей 12 Шагов Ал-Анона, то всегда выяснялось, что это было

НЛП: Техники россыпью

эффективным в плане решения основной проблемы пациент­ки. Это действительно помогает, особенно в условиях, когда больше и помочь-то нечем... И, кстати, усвоение 12 Шагов в индивидуальной терапии не занимает слишком много време­ни. Личный рекорд -12 Шагов за два сеанса, что достигается элементарным искажением чувства времени в состоянии транса.

Вопрос: Вы считаете, что женщина, освоившая 12 Ша­гов, может спокойно физически сосуществовать рядом с пью­щим мужем?

С. Горин: Знаете, 12 Шагов имеют ведь еще и отдален­ную цель - изменить поведение жены и (через это) поведение мужа. И то, что эта цель реализуется, приходится наблюдать сплошь и рядом. В результате либо муж пациентки спонтан­но сокращает свое пьянство, либо он обращается за медицин­ской помощью (возможно, тоже ко мне), либо они оба нахо­дят какой-то новый вариант сосуществования. Главное здесь - у женщины появляются ресурсы для другой оценки ситуации: она уже не вовлечена в ситуацию целиком и полно­стью, она становится самостоятельной личностью, а не ко-алкоголиком, каким она была до этого...

Вопрос: А если женщина в результате терапии захочет оставить мужа?

С. Горин: Это уже их забота. Захочет оставить - пусть оставляет. Но обычно изменение позиции жены как-то дей­ствует на мужа. Иногда действует шокирующе: он пришел пьяным, а она спокойно продолжает заниматься своим делом (все первые рекомендации женщине к этому и сводятся - вы­полняйте свой план на день независимо от поведения мужа). И муж пациентки через некоторое время начинает недоуме­вать: где привычные скандалы, что изменилось?.. Солнце по-прежнему встает на востоке и заходит на западе, а дома что-то не так...

Вопрос: Вы работали с детьми алкоголиков по этой программе?

С. Горин: Нет, по этой программе работал только с же­нами. С детьми, наверное, есть какие-то особенности.

Вопрос: Мне хотелось бы узнать, меняется ли в резуль­тате усвоения 12 Шагов физическое воздействие мужа на жену...

С. Горин. НЛП: техники россыпью

 

С. Горин: В смысле мордобоя?

Из зала: Да! (Смех в зале).

С. Горин: Этот вопрос звучит очень часто, когда изла­гаешь материалы о 12 Шагах как чисто теоретический. Но в реальной жизни мне ни разу не приходилось слышать от жен, что 12 Шагов ухудшили ее отношения с мужем. Хотя теоре­тически это возможно...

Реплика: Для алкоголика складывается непривычная ситуация...

С. Горин: Да, и применять «физическое воздействие» до выяснения обстоятельств алкоголик не хочет. К тому же в литературе Ал-Анона есть и такая рекомендация: «Самое удач­ное время для разговора с алкоголиком о его пьянстве - ут­ром после тяжелого запоя.» А жены предпочитают говорить об этом тогда, когда муж пьян. А это другая личность... Даже такая простая рекомендация в какой-то мере ослабляет опас­ность «физического воздействия».

В моей практике были случаи, когда жены алкоголи­ков, - моими пациентки, делились 12 Шагами со своими под­ругами, соседками, и это действовало. Конечно, самым дра­матичным бывает Первый Шаг: «Это что же получается? Это я своему Петрову - только приложение?! Вот собиралась се­годня пирог испечь - и испеку, каким бы ни появился!!!» Муж приходит - и ошалевает: «Почему ты меня не ругаешь? Я выпил сегодня!» «Ну и черт с тобой!» (диалог реальный).

Вопрос: Есть ли опасность того, что 12 Шагов могут стать особой разновидностью культа? У меня есть знакомый член «АА», так он бросил пить и стал терроризировать своих домашних 12 Шагами...

С. Горин: Каким способом он это делает?

Из зала: Он стал фанатиком 12 Шагов.

С. Горин: Ну, фанатизм везде нежелателен, и в группах «АА» и Ал-Анона с ним борются. Но мне кажется, что ваш вопрос не связан напрямую с 12 Шагами - скорее, он связан с конкретным характерологическим случаем...

Из зала: Этот человек - ведущий группы.

С. Горин: Естественно, он должен обладать определен­ной стеничностью.

Из зала: Он перестал пить водку и начал пить 12 Шагов!

НЛП: Техники россыпью

С. Горин: Можно напомнить ему принцип «Живи и дай жить другим» и Двенадцатый Шаг...

Вопрос: Вы считаете терапию эффективной, если па­циентка разводится с мужем?

С. Горин: Конечно, эффективность можно оценивать по-разному. Если оценивать с позиции обязательного сохра­нения семьи, то эффективность проблематична, а если с по­зиции самочувствия пациентки - то помощь она получает эффективную.

Вопрос: По поводу принципа «Живи и дай жить дру­гим» - значит ли это, что алкоголику не надо помогать: живет он так, и пусть живет?

С. Горин: Этот принцип говорит о том, что не надо су­дить и критиковать людей, а не о том, что им не надо помо­гать. Здесь перефразирован другой принцип: «Не судите, да не судимы будете.»

Вопрос: Не кажется ли вам, что выступая в качестве семейного терапевта, вы в своей работе объединяетесь с же­ной против мужа?

С. Горин: Скорее всего, я именно так и делаю (смех в зале). Но чтобы избавиться от угрызений совести, я исполь­зую обходной путь - притворяюсь членом группы Ал-Анона, состоящей из двух человек (меня и моей пациентки). Это очень удобно: быть то психотерапевтом, то рядовым членом группы...

Вопрос: А насколько, по-вашему, эта нравственно для терапевта?

С. Горин: Чего не знаю, того не знаю...

Для тех, кто заинтересовался программой Ал-Анона, сообщаю адрес штаб-квартиры этой международной организации: АI-А поп Family Group Headquarters, Inc., P. О. Box 862, Midtown Station, New York, N. Y. 10018-0862, USA.

Глава 4. «ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК

КРЕЙСЕР...» (якорные техники)

«Якорь» - в НЛП этим термином обозначают эмоционально нейтральное и часто не осознаваемое сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, осяза­тельное, обонятельное, вкусовое), совпавшее во вре­мени и пространстве с некоторым эмоционально ок­рашенным и значимым сложным переживанием че­ловека, и ассоциируемое с этим переживанием по механизму условного рефлекса. Можно сказать, что якорь - это нейтральный стимул, запускающий раз­нообразные переживания по поводу значимого воспо­минания.

Вступление

С. Горин: Несколько слов о механизме действия яко­рей. Голодная собака слышит звонок и видит пищу. Пища -значимый стимул, звонок - нейтральный, но если эту после­довательность «звонок-пища» предъявить несколько раз, со­бака будет давать на звонок такой же ответ, какой дает на пищу. Звонок для собаки - положительный пищевой якорь. Или: когда-то вы бьши влюблены в женщину, которая пользовалась определенными духами. Даже много лет спустя запах этих духов будет делать для вас привлекательными женщин,

НЛП: Техники россыпью

весьма не похожих на ту, значимую для вас. Или: для того, чтобы сформировать у себя фобию езды в автомобиле, доста­точно всего раз побывать в автомобильной аварии. Ну, и так далее.

Человек отличается от прочих животных, в том числе и тем, что у него условный рефлекс часто образуется при од-ном-единственном предъявлении некоторой последовательно­сти событий. Это называется «случайное подкрепление», и это служит базой для многих суеверий. (Правда, бихевиорис-ты считают, что животное тоже можно сделать суеверным, подкрепляя его случайные действия).

Якорем может быть то, что мы видим, то, что мы слы­шим, и то, что мы чувствуем, поэтому в НЛП принято подраз­делять якоря на визуальные, аудиальные, кинестетические. Визуальным якорем для пациента вы можете сделать свой жест, поворот головы, предмет определенного цвета, опреде­ленное освещение. Аудиальный якорь - ваш голос (точнее, определенные интонации и громкость вашего голоса), музы­ка. Кинестетические якоря - определенное прикосновение или поглаживание. В группу кинестетических якорей можно так­же отнести сравнительно редко используемые запах и вкус.

Условия успешной работы с якорем описаны в каждой книге по НЛП, мы их кратко повторим. Для того, чтобы якоря действовали, при их постановке и последующем «оживлении» надо учитывать три правила:

1) Якорь должен быть уникальным (жесты, звуки и прикосновения, применяемые вами в терапии для постанов­ки якоря, должны отличаться от тех, которые пациент видит, слышит и чувствует в повседневной жизни);

2) Якорь должен быть поставлен на высоте пережи­вания (сначала вы помогаете пациенту максимально погру­зиться в переживание, которое намерены заякорить, и только при получении интенсивного невербального ответа вы може­те ставить якорь);

3) При «оживлении» поставленного ранее якоря ваши жест, звук, прикосновение, которые служили якорем, должны быть воспроизведены в точности так же, как это было при постановке якоря.

Нельзя сказать, что люди, не знающие НЛП, не умеют пользоваться якорями. У Ги де Мопасана в одном рассказе

С. Горин. НЛП: техники россыпью

описана профессиональная соблазнительница, которая перед тем, как увлечь собой некоего мужчину, собирает сведения о том, какими духами и каким бельем пользуется его последняя любовница (для того, чтобы купить себе такие же духи и та­кое же белье). В одной из миниатюр, исполняемых Р. Карце­вым, есть эпизод с использованием визуальных якорей: рас­сказчик описывает посещение зоопарка, где в клетке сидят тигры (делает руками жест, изображающий открытую пасть тигра), а затем он описывает возвращение домой, где его ждут тараканы (делает руками такой же жест).

Сущность работы с якорями в психотерапии - в том, что вы можете закрепить якорем любое нужное для работы переживание, а затем «вытащить» его в любой нужный мо­мент или перенести его в любой нужный контекст. Положи­тельные переживания вы «оживляете» в основном тогда, ког­да идет разговор о ситуации, в которой пациенту нужны до­полнительные ресурсы. Отрицательные переживания (чаще всего - проблемную ситуацию) вы «оживляете» в основном для того, чтобы проверить, что от нее осталось после прове­денной работы. Есть, конечно, варианты - вы можете перед расставанием с пациентом вернуть ему его проблему, если он вам чем-то не понравился или отказался платить за работу.

Основная все же область применения якорей - их со­вмещение, одновременное «оживление». Если одним якорем вы закрепили положительное переживание, а другим - отри­цательное, то задействовав оба якоря одновременно, вы вы­зовете во внутреннем мире пациента интересную ситуацию, в реальной жизни ему не встречающуюся - он никогда не ис­пытывал одновременно положительное и отрицательное пе­реживание. Энэлписты обычно интерпретируют происходя­щее так: при совмещении противоположных переживаний более сильное из них стирает более слабое (а значит, если вы позаботитесь о том, чтобы положительное переживание было сильнее, вы можете избавить пациента от отрицательного пе­реживания легко и быстро одним лишь совмещением якорей). Еще один распространенный вариант трактовки: если в ка­кой-то ситуации у пациента всегда было только два состоя­ния (например, человек, страдающий от переедания, может испытывать только сильный голод или невероятную сы­тость); и вы, закрепив эти состояния якорями, предъявили

НЛП: Техники россыпью

их одновременно, то после совмещения якорей у пациента будет в той же ситуации выбор из большего числа состояний (например, упомянутый пациент с проблемой переедания нач­нет различать еще и легкий голод, легкое насыщение и два-три нейтральных состояния).

Как большинство энэлпистских трактовок, эти две яв­ляются хорошей метафорой, которую можно сообщить паци­енту перед началом работы с ним.

Наверное люди обожают закреплять за собой в аудито­рии какое-то определенное место не только потому, что это имеет отношение к их личному пространству. Здесь место является якорем на определенное состояние сознания или на определенное поведение в одном и том же состоянии созна­ния. Например, чтобы успокоить шумного ученика, учитель пересаживает его на другую парту: «Так, здесь ты шумишь, пересядь-ка сюда». У ребенка включается ориентировочная реакция, ломается шаблон поведения, и в этот момент можно закрепить другое поведение: «А вот здесь ты будешь сидеть тихо!» Впрочем, использовать якорь для поддержания дис­циплины в классе можно и так (разговаривая, переходит в другой конец холла и неожиданно кричит: «Вы чего расшу­мелись?! А ну, тихо!!.'» (Замешательство среди участников. С. Горин возвращается на прежнее место). Я говорил, что че­ловек - уникальное существо в смысле научения с одного раза. Сейчас вы начали обсуждать то, что я делаю, и вы можете продолжать этим заниматься (вновь медленно переходит в другой конец холла), но стоит мне встать туда, откуда я кри­чал на вас, как обсуждение сразу стихает. Это - работа визу­ального якоря.

В дальнейшем, когда мы начнем работать с трансами, я попрошу вас заранее взять на якорь состояние бодрствова­ния, чтобы после упражнений вы легко возвращались к этому состоянию. Это будет еще одним примером сравнительно простой работы единственного якоря. Многие пользуются визуально-кинестетическим якорем для запоминания - фор­мулировка очень сложная, а на самом деле имеется в виду...

Реплика из зала: Крестик на ладони...

С. Горин:...Да, написанный шариковой ручкой. Визу­альным якорем, используемым с той же целью, будет узелок на платке.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Есть много способов использовать единственный якорь при работе с проблемами. Например, при работе с депресси­ей Гриндер и Бэндлер рекомендуют закреплять якорем про­диктованный естественный полярной реакцией ответ на воп­рос: «Ты все время находишься в депрессии?» Они же давали рекомендацию совмещать предъявление якоря с предъявле­нием стратегии партнера по какой-либо позиции. Если вы, например, хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внима­ние, вы спрашиваете у него: «Как ты узнаешь о том, что на кого-либо надо обратить внимание? А ты вообще обращал на кого-то внимание в своей жизни?» Вы берете на якорь поло­жительный невербальный ответ партнера, одновременно за­мечая стратегию «обращения внимания», которую партнер демонстрирует вам движением глазных яблок. Предположим, это была стратегия «вижу-чувствую». Тогда вы говорите что-то вроде: «Когда ты смотришь на меня, чувствуешь ли ты, что я тебе интересен?» - и задействуете якорь. Это тоже работает.

Естественные якоря

С. Горин: Работа с единственным якорем относится к навыкам начинающих энэлпистов, мне не хотелось бы под­робно останавливаться на этой теме (подробнее о работе с единственным якорем см. «АПВГ», глава 6). Но перед тем, как перейти к освоению совмещения якорей в разных вариан­тах, я хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что суще­ствуют якоря, которые человек получает в обыденной жизни естественным путем. И это можно использовать. Одна из со­ставляющих успеха в применении якорей - их неосознавае-мость пациентом. Те якоря, о которых говорю, неосознавае­мы вдвойне, если можно так выразиться.

Например, в вашем кабинете пациента встречает запах елочной хвои и апельсина. С чем эти запахи у вас ассоцииру­ются?

Ответ из зала: Новый Год!

С. Горин: Естественно! В нашем советском детстве та­кое сочетание запахов бывало только на Новый Год. Это было таким счастьем... И вы, имея этот набор запахов, можете

i

НЛП: Техники россыпью

использовать его как универсальный естественный якорь для наведения транса через возрастную регрессию. Или как якорь на какие-то ресурсы из детства.

Еще один любопытный естественный якорь, заметить который меня побудил В. Хмелевский. Забавный такой вер­бальный якорек... Называется: «Я рожу тебе ребенка».

На знатоков штучка... Скажите такое мужчине, кото­рому двадцать лет, и он убежит далеко и надолго, если не на­всегда. Скажите то же самое мужчине, которому за тридцать, и он будет привязан к вам лучше, чем коротким поводком. Мужчина после тридцати - немного другое существо...

Доктор Хмелевский вычислил этот якорь по результа­там своей обширной работы со случаями несчастной любви, и когда он мне об этом рассказал, я в наборе своих клиничес­ких случаев тоже нашел хорошую иллюстрацию. Некая ум­ная дама сказала весьма состоятельному мужчине: «Я рожу тебе ребенка». Года три уже рожает, все никак не родит - зато получила от своего любовника квартиру, дачу и много что еще.

Есть и исторический пример из этой серии. Клара, под­руга Муссолини, пришла к своему семейному положению именно с помощью такого якоря. Знаете, когда нет окольных путей, иногда люди ходят прямыми... Она просто выбежала на дорогу, по которой ехал Муссолини, бросилась под маши­ну и закричала: «Хочу ребенка от дуче!» Потом так делали многие, но было поздно - она успела первой. Значит, мужчин я предостерегаю, а женщинам рекомендую взять якорь на во­оружение.

Ну, и еще кое-что в этом же разделе. Когда-то я расска­зал на семинаре, а потом описал в книге, что можно перено­сить из одного контекста в другой такое переживание, как влюбленность (см. «АВПГ», глава 6), не подозревая, что те­перь без вопросов о переносе влюбленности не обойдется ни один семинар. Здесь такие вопросы от женщин тоже поступа­ли...

Раньше у меня не было удовлетворительной иллюст­рации к разговору на эту тему, а теперь она появилась - по­смотрите фильм Абрахамса «Призрак» («Ghost»). Я получил искреннее удовольствие от эпизода, где как раз показано ис­пользование якорной техники в обыденной жизни, причем это связано именно с переносом влюбленности.

С.Горин. НЛП: техники россыпью

Сюжет фильма строится на том, что главного героя убивают в самом начале, и он следит за событиями в качестве духа. И вот какую сценку он наблюдает: его бывший друг (на самом деле тайный враг) приходит к его бывшей девушке, чтобы соблазнить ее, невзирая на траур. И этот отрицатель­ный персонаж проделывает все очень талантливо. Для начала он проливает кофе на свою рубашку - и раздевается до пояса. Потом он прочувствованно говорит о том, как именно эта де­вушка горячо любила безвременно умершего (о себе он так и не скажет ни слова!) - и когда она глубоко погружается во внутренний опыт, связанный с влюбленностью, он подсажи­вается ближе и начинает самым недвусмысленным образом связывать этот внутренний опыт с внешним, с кинестетикой от себя.

ПЕРЕНОС ВЛЮБЛЕННОСТИ

1. Организуйте контекст общения с партне­ром, которого вы намерены заставить влюбиться в себя (далее - партнер 1): создайте интимную обстановку с мягким освещением, романтически-грустной музыкой и т. п. Позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал.

2. Сформируйте раппорт с партнером 1 на уровне сознания и на уровне подсознания, для чего:

а) признайте свою вину (в том числе несуще­ствующую) за все прошлое, настоящее и будущее на год вперед;

б) ругайте себя за ваши достоинства и хвалите партнера 1 за его недостатки;

в) подстраивайтесь к позе, дыханию, движени­ям, интонации, внутреннему ритму и переживаниям партнера 1.

3. Помогите партнеру 1 максимально погру­зиться в переживание влюбленности, связанное с его (ее) последним сексуальным партнером (далее - парт­нер 2), выделяя только положительные аспекты этого переживания; для чего:

а) говорите о партнере 2 только хорошее;

б) положительно оценивайте чувства партнера * 1 к партнеру 2, весьма неопределенно высказываясь о г

НЛП: Техники россыпью

времени проявления этих чувств - так, чтобы связать чувства из прошлого с ситуацией здесь-и-сейчас.

4. Ведение:

а) меняя собственные поведенческие функции, которые вы использовали для подстройки, вызовите у партнера 1 ускоренное и прерывистое дыхание, жела­ние закрыть глаза, появление бессознательных движе­ний типа вздрагивания;

б) вербализуйте предполагаемые вами проявле­ния чувств партнера 1 к партнеру 2, на этом фоне вер­бализуйте отдельные аспекты наблюдаемого вами здесь-и-сейчас поведения партнера 1 и начинайте ос­торожно, мягко прикасаться к телу партнера 1, посте­пенно расширяя зону прикосновений и увеличивая их интенсивность (замечание об интенсивности верно, если партнер 1 - мужчина);

в) искренне восхищайтесь партнером 1, в слу­чаях откровенной лести пользуясь кавычками для «со­общения партнера 2» («и он мог бы порадоваться тому, что ты так полно умеешь чувствовать жизнь, возбуж­даясь еще сильнее»). Если вы знакомы с партнером 2, изобразите при этом отдельные аспекты его (ее) не­вербального поведения: используйте интонационные и моторные паттерны партнера 2 и т. п.

Не оформляйте ни одного высказывания от пер­вого лица - говорите только от лица партнеров 1 и 2!

5. Воспользуйтесь результатом так, как вы этого хотите:

а) либо здесь-и-сейчас, сделав подстройку к будущему, если вы намерены пользоваться получен­ным результатом в дальнейшем;

б) либо резко верните партнера 1 к реальности, дав отрицательную оценку его (ее) поведению здесь-и-сейчас от первого лица (если хотите вызвать у него чувство вины, переживание депрессии, спровоциро­вать суицидальные действия).

Стратегия выглядит длинной, но в реальности выпол­няется за 3-5 минут.

9 Тс,

С Горин. НЛП: техники россыпью

Калибровка

С. Горин: Для работы с несколькими якорями нужны навыки сенсорной восприимчивости, навыки слежения за невербальными проявлениями разных внутренних пережива­ний вашего партнера, пациента, клиента. Иначе говоря, если вы взяли на якорь некоторое переживание, то должны ясно понимать, получаете ли вы это переживание при «оживлении» якоря - то есть работает ли поставленный вами якорь. По­скольку вы закрепляете якорями (для последующего совме­щения) хотя бы два переживания по очереди, вы должны от­личать невербальные проявления каждого из переживаний, отличая их еще и от нейтрального фона.

Для формирования таких навыков существует ряд уп­ражнений, объединяемых названием «упражнения на разли­чение состояний 1, 2, 3» Я предлагаю вам проделать эти уп­ражнения по полной программе, во всех модальностях.

Упражнение /(«Стандартное»). Выполняется в груп­пах по трое. Первый этап: партнер А поочередно репрезенти­рует (вспоминает, конструирует) во внутреннем опыте три переживания, отличающихся друг от друга. Для упражнения я предложу вам очень удобный вариант В. Б. Черных: парт­нер А вспоминает встречу с приятным ему человеком (состо­яние 1), встречу с неприятным человеком (состояние 2) и встречу с нейтральным человеком (состояние 3). После каж­дого воспоминания, после максимального погружения в каж­дое из состояний партнер А встает со стула и как-то кинесте­тически встряхивается (можно попрыгать на месте). Это де­лается для того, чтобы убрать инерцию кинестетической модальности (иначе невербальные проявления состояний бу­дут наслаиваться друг на друга).

Партнеры Б и В внимательно наблюдают за невербаль­ными проявлениями каждого из состояний, запоминая их для последующей идентификации по ходу упражнения. Партне­рам Б и В следует конкретно определить, за чем именно они будут наблюдать. Начинающим осваивать якорные техники рекомендуют обычно следить за глазодвигательным стерео­типом построения каждого из трех состояний. Поскольку вы - продвинутые специалисты, оценивайте также ритм и глубину дыхания, непроизвольные движения головой и

НЛП. Техники россыпью

конечностями, мимические движения (можно особо выделить наблюдения за движениями нижней губы), изменение цвета кожи - покраснение или побледнение кожи щек на высоте пе­реживания партнером А каждого из состояний. Постарайтесь расширить ваше поле зрения, наблюдая за всем перечислен­ным одновременно.

Второй этап: партнер А воспроизводит состояния 1, 2, 3 вразброс, в любом порядке, делая, как и раньше, после каж­дого воспроизведения кинестетическую встряску. После того как воспроизведены все три состояния, партнеры Б и В назы­вают тот порядок, в котором эти состояния были воспроизве­дены во второй раз, пользуясь прежними обозначениями со­стояний, их номерами- 1, 2, 3.

Чуть подробнее... На втором этапе партнер А может воспроизвести в любой последовательности только два состо­яния - например, в таком порядке: 2, 1, 2; или 3, 1, 1; но мо­жет воспроизвести и все три. Это делается для того, чтобы партнеры Б и В не пытались угадывать последовательность, а оставались максимально внимательными до конца упраж­нения. Партнеры Б и В могут делать записи по ходу упражне­ния, но лучше потренировать память.

Для партнеров Б и В первый этап упражнения - калиб­ровка, второй этап - экспертная оценка. Говорить партнеры Б и В начинают только после предъявления партнером А всех трех состояний на втором этапе упражнения. То есть партне­ры Б и В говорят только для того, чтобы сообщить свою экс­пертную оценку, обсуждение они не проводят. После этого партнер А сообщает истинную последовательность воспро­изведения им состояний 1, 2, 3 на втором этапе упражнения.

Каждый участник каждой группы должен побывать в роли партнера А. Приступайте.

Обычно у специалистов преобладающего здесь уров­ня ошибок при выполнении этого «стандартного» упражне­ния не бывает, поэтому обширного обсуждения у нас не полу­чится. Хотя, если ошибки бывают, то очень полезно получить Щелчок по носу и стать еще внимательнее.

Итак, вы сделали упражнение в визуальной модально­сти. Теперь смените состав троек, состав групп для упражне­ния, и мы сделаем это же упражнение в кинестетической мо-Дальности.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Упражнение 8. Выполняется в группах по трое. Парт­нер А имеет прежнее задание: на первом этапе репрезентиро­вать три различных состояния, обозначив их голосом, как «первое, второе и третье»; а на втором этапе предъявить их вразброс, чтобы партнеры Б и В могли определить порядок повторного предъявления этих состояний.

У партнеров Б и В задание меняется. Каждый из них берет в свои ладони кисть руки партнера А и закрывает глаза. Таким образом, партнеры Б и В имеют только кинестетичес­кий доступ как для калибровки на первом этапе, так и для экспертной оценки на втором этапе упражнения. Рекомендую выделить для калибровки такие характеристики, как тонус мышц ладони, температура и влажность кожи, наличие не­произвольных и идеомоторных движений пальцев рук парт­нера А. Как и в предыдущем упражнении, партнеры Б и В получают «право голоса» только для того, чтобы высказать свою экспертную оценку, после чего партнер А сообщает им истинный порядок предъявления состояний на втором этапе упражнения.

Так же, как и ранее, каждый участник группы должен побывать в роли партнера А. Приступайте.

Для того, чтобы вы еще больше удивились своим спо­собностям, я хочу предложить вам вариант этого упражнения для всех участников нашей большой группы. Для этого я по­прошу вас всех взяться за руки, образовав цепочку. Тот, кто оказался в начале цепочки, крайним справа, будет вашим об­щим партнером А. Так, «крайне правой» оказалась у нас Гин-та... Хорошо... Вся группа закрывает глаза, а Гинта даст вам сейчас три состояния для кинестетической калибровки. Вы будете калиброваться по тем ощущениям, которые получите от партнера справа.

Итак, начали... Гинта, предоставь группе первое со­стояние... Теперь второе состояние... И третье состояние...

Хорошо, Гинта, а теперь произвольно предъяви любое из этих трех состояний... Каждый участник группы думает над тем, какое состояние он сейчас получил... Ваша эксперт­ная оценка будет индивидуальной и скрытой от всех осталь­ных... Сейчас Гинта скажет вслух, какое состояние она

НЛП: Техники россыпью

предъявила, и ваш успех... или ваш неуспех... останется при вас... Гинта, скажи номер предъявленного состояния.

Гинта: Второе.

С. Горин: М-м-м, результат весьма приличный, эпиде­мия кивков головами закончилась только на последней чет­верти цепочки.

И, наконец, прежнее упражнение в аудиальной модаль­ности.

Упражнение 9. Выполняется в группах по трое. Зада­ние партнеру А: вновь репрезентировать три разных состоя­ния, и при максимальном погружении в каждое из них произ­нести одну и ту же нейтральную или бессмысленную фразу (например: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду»). Партнеры Б и В располагаются спиной к партнеру А, калиб-руясь только по аудиальному доступу. Характеристики для калибровки: громкость и скорость речи, изменения тембра речи, повышение или понижение интонации к концу фразы. На втором этапе упражнения партнер А репрезентирует те же состояния вразброс, так же обозначая погружение в каждое состояние той же фразой; партнер Б и В дают экспертную оценку в отношении порядка предъявления состояний. Как и раньше, каждый из вас должен побывать в роли партнера А. Приступайте.

С. Горин:... Можно, я подведу итог этому бурному об­суждению одной фразой? Глаза боятся - руки делают!

Совмещение якорей

Давайте теперь перейдем к тому, для чего все упраж­нения были предназначены - к работе в клинике. Какие про­блемы соответствуют формуле, по которой действует совме­щение якорей? Напомню, что эта формула описывается так: замена чувства, переживания, реакции X, имеющегося в кон­тексте А (причем наличие чувства X в контексте А как раз и является проблемой), на чувство, переживание, реакцию У, имеющееся в контексте В (чувство У в контексте В - ресурс­ное состояние). Что подходит в клинике для этой формулы, Для переноса чувства, реакции из одного контекста в другой?

С. Горин. НЛП: техники россыпью

 

Ответы из зала: Страх публичных выступлений; пис­чий спазм; разнообразные фобии...

С. Горин:... и масса других состояний. Хорошо, и у нас была еще одна формула для интерпретации совмещения якорей: если в какой-то ситуации пациент имеет только два состояния, совмещение якорей, которыми эти состояния обо­значены, приведет к большему числу выборов в данной ситу­ации. В первую очередь к этой формуле относятся зависимо­сти: курение, алкоголизм, наркомания, переедание. При ра­боте с зависимостями совмещение якорей (таких, например, как «голод-сытость», «опьянение-трезвость» и т. п.) является хорошим началом работы, но бывают случаи, когда совме­щением якорей вся работа исчерпывается, больше ничего де­лать не нужно.

При совмещении якорей имеет значение последователь­ность постановки переживаний на якорь. Обычно в первую очередь на якорь ставят отрицательное переживание, затем -положительное. Бывают сложности с поиском интенсивного положительного переживания, и тогда приходится собирать под одним якорем несколько положительных переживаний: вы просите пациента пережить одно положительное (ресурс­ное) состояние и закрепляете его якорем; затем просите пере­жить другое и закрепляете его тем же якорем, и так до того момента, когда якорь становится достаточно мощным и его «оживление» вызывает сильный невербальный положитель­ный ответ. (Есть хороший вариант конструирования положи­тельного ресурса с загибанием пальцев: вы держите кисть руки пациента и просите пережить одно положительное состояние, на высоте переживания сгибаете его указательный палец; за­тем вы просите пережить второе ресурсное состояние и заги­баете средний палец и т. д. «Оживлением» такого сложного якоря будет сгибание всех пальцев кисти пациента в кулак).

Рекомендуется использовать в основном кинестетичес­кие якоря, как самые надежные, но на одно и то же пережива­ние можно поставить сразу визуальный, аудиальный и кинес­тетический якорь. При воспроизведении кинестетического якоря (в момент совмещения якорей) обращайте особое вни­мание на его полную идентичность тому, которым вы закре­пили нужное состояние. Используйте для постановки кинес­тетического якоря анатомические ориентиры или узоры на

НЛП: Техники россыпью

одежде пациента - и тогда вы вернете якорь именно в ту же точку, где вы его ставили. (Очень удобно, если пациент при­ходит в одежде с узором - в горошек или в клетку - получает­ся прекрасная мишень для постановки якоря).

Еще несколько примечаний. Для повседневной работы лучше выработать привычку всегда ставить положительные и отрицательные якоря одинаковым способом: например, от­рицательные якоря вы всегда ставите левой рукой, а поло­жительные- правой. Тогда вам будет легче вспомнить, как вы работали с каким-то конкретным пациентом. И второе при­мечание: не старайтесь в повседневной работе демонстриро­вать свою продвинутость, работая со скрытым содержанием. Работа со скрытым содержанием хороша для семинаров, а не для клиники. Фраза психотерапевта «Меня не интересует ваше содержание» может быть для пациента шокирующей.

Вопрос из зала: Как влияет на врача то обстоятельство, что, ставя кинестетические якоря пациенту, врач тем самым ставит кинестетические якоря и себе?

С. Горин: Хм-м-м. Как-то не думал об этом. А в прин­ципе, какая разница - якоря пациента, ваши якоря... Все рав­но вы весь день занимаетесь тем, что совмещаете положи­тельные и отрицательные якоря, так что домой уйдете проин­тегрированным, весь в якорях, как крейсер (смех в зале).

И последнее примечание. В работе с пациентом быва­ют сложности при переходе от мощного отрицательного пе­реживания к относительно слабому ресурсному - пациент настолько глубоко погружается в отрицательный опыт, что никак не может выйти из него. В этом случае предоставьте пациенту возможность сделать кинестетическую встряску -так, как вы это делали в упражнении: «Встаньте, походите немного... Теперь встряхнитесь так, как это делает собака, выходя из воды...» Что-то в этом роде.

Следующее упражнение будет терапевтическим (во всяком случае, я прошу вас именно так к нему отнестись).

Упражнение 10. «Совмещение якорей». Выполняется в парах.

Шаг 1. Партнер А идентифицирует проблему, которую он хотел бы разрешить и которая соответствует формулам работы в технике совмещения якорей.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Шаг 2. Партнер Б способствует достижению партне­ром А максимальной погруженности в проблемное состоя­ние, идентифицируя для себя те аспекты невербального пове­дения партнера А, которые соответствуют переживанию про­блемного состояния. При максимальной погруженности партнера А в проблемное состояние партнер Б ставит три яко­ря на проблемное состояние - визуальный, аудиальный, ки­нестетический. (Визуальным якорем может быть жест, пово­рот головы в сторону. Аудиальным якорем может служить определенная интонация, определенное междометие, счет. Кинестетический якорь - прикосновение, поглаживание).

Шаг 3. Партнер Б с помощью кинестетической встряс­ки и нейтральной беседы помогает партнеру А избавиться от переживания проблемного состояния, после чего способствует достижению партнером А максимальной погруженности в переживание ресурсного опыта, идентифицируя для себя не­вербальные проявления переживания партнером А ресурсно­го состояния. При необходимости партнер Б конструирует комплексное ресурсное переживание из нескольких отдель­ных состояний, закрепляя это комплексное (или достаточно мощное единичное) ресурсное состояние тремя якорями во всех трех модальностях.

Шаг 4. В последующей нейтральной беседе партнер Б поочередно «оживляет» якоря на проблемное состояние и на ресурсное состояние, проверяя, появляется ли соответствую­щий каждому якорю невербальный ответ. Если нет, то парт­нер Б возвращается на один из предыдущих шагов, повторяя наложение соответствующего якоря. Если да, то партнер Б вербально уточняет, действительно ли партнер А хочет пере­живать в проблемной ситуации ресурсные эмоции. Если парт­нер А дает отрицательный вербальный ответ, партнер Б воз­вращается на предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать другое переживание ресурсного опыта, более удов­летворительное для контекста проблемной ситуации.

Шаг 5. Партнер Б одновременно «оживляет» якоря на проблемное и ресурсное состояния и продолжает «держать» их не менее 30 секунд. Партнер Б прекращает совмещение якорей, получив от партнера А либо устойчивый невербаль­ный ответ о переживании ресурсного состояния, либо неко­торый усредненный (но тоже устойчивый!) невербальный

НЛП: Техники россыпью

ответ, в котором есть компоненты переживания как проблем­ного, так и ресурсного состояний.

Шаг 6. Партнер Б «оживляет» якоря на ресурсное со­стояние, попросив партнера А представить себе в будущем проблемную ситуацию, при этом партнер Б оценивает невер­бальный ответ партнера А. Получив ответ, характерный для переживания ресурсного состояния или усредненный, парт­нер Б считает работу законченной. При получении невербаль­ного ответа, характерного для переживания проблемного состояния, партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет совмещение якорей. Если после повторного совме­щения якорей при описанной проверке партнер А все равно дает невербальный ответ, характерный для переживания про­блемного состояния, партнер Б возвращается на шаг 3, конст­руируя более мощное ресурсное состояние, затем повторно проходит шаги 3-6.

На следующем этапе упражнения партнеры меняются ролями.

Транскрипт реальной работы с совмещением якорей по предложенной схеме приведен в «АВПГ», глава 6.

В технике совмещения якорей существуют многие при­емы, повышающие эффективность терапии. Один из них вы освоили в упражнении (одновременное использование визу­ального, аудиального, кинестетического якоря). Если пациент не может представить себе ресурсное поведение, ресурсные чувства, его можно попросить изобразить ресурсное пережи­вание телом. Был случай, когда мой пациент не мог найти контекст, в котором он бы чувствовал себя достаточно уве­ренно, и наконец сказал: «Наверное, я чувствую уверенность только тогда, когда ложусь на диван и собираюсь засыпать». Я предложил ему лечь на диван, и пациент через несколько секунд начал посматривать на меня свысока. Это состояние было взято на якорь и действительно оказалось мощным по­ложительным переживанием!

Хорошо. Есть один вариант работы с кинестетически­ми якорями, сильно напоминающий шаманские техники. Я назвал этот вариант «заменой воспоминаний»... Хочет кто-нибудь заменить неприятное воспоминание?

(Выходит Татьяна). Садись, Татьяна, закрывай глаза и для начала подумай о том, что бы ты хотела вспомнить

С. Горин. НЛП техники россыпью

вместо того события, от воспоминания о котором ты хотела бы избавиться? Я хотел бы, чтобы ты уже сейчас знала, что на что ты меняешь... Ты уже знаешь об этом?

Татьяна: Да.

С. Горин: Хорошо. (Становится позади Татьяны, сидя­щей на стуле, и осторожно, мягко берется за ее голову своими руками). Теперь, Татьяна, вспомни еще раз то, что тебе обыч­но бывает тягостно вспоминать... Не знаю, насколько под­робно ты захочешь вспомнить то событие... (выделяет сло­ва понижающейся интонацией). Может быть, ты не захочешь слишком глубоко погружаться в воспоминания... Если ты этого не захочешь, ты этого и не сделаешь... (По мере того, как Татьяна вспоминает события, С. Горин, продолжая разго­варивать, придает ее голове движение, напоминающее «отри­цательное» покачивание, постепенно увеличивая амплитуду движения).

Достаточно, Татьяна. Открой глаза, посмотри вокруг... Сейчас ты находишься здесь, с нами... Я думаю, что ты пони­маешь это настолько же ясно, насколько это понимаем мы все... Приятно чувствовать, что вокруг тебя собрались люди, готовые помочь тебе, не так ли?.. По мере того как ты все лучше чувствуешь поддержку окружающих, я хочу, чтобы ты сказала, насколько подробно ты можешь сейчас вспомнить то, что тебе приятно"! (Выделяет слова повышающейся ин­тонацией). Закрой глаза и вспоминай... Это, наверное, что-то очень яркое, цветное... радостное... (Продолжая разговари­вать С. Горин придает голове Татьяны движение, напомина­ющее «положительное» кивание, постепенно увеличивая ам­плитуду движения). Мне интересно, насколько ты удивлена тем, что так легко вспомнила что-то очень приятное, свет­лое... И я понимаю, что именно это воспоминание ты захо­чешь оставить себе!...

Хорошо, Татьяна, теперь я хочу, чтобы ты с трудом попыталась вспомнить то, что ты хотела забыть (выделяет слова сложной интонацией, понижая голос в начале слова и повышая его в конце, одновременно придает голове Татьяны кивательные движения, постепенно увеличивая их амплиту­ду). Я понимаю, что такие попытки совершенно напрасны, но ты все же попробуй, чтобы убедиться в этом...

НЛП: Техники россыпью

О'ке-е-ей... Как ты сейчас себя чувствуешь? Мне ин­тересно узнать, как вело себя твое нежелательное воспоми­нание?

Татьяна: Какое воспоминание?.. А, то... (С некоторым удивлением). Его больше нет. Я не могу этого вспомнить!

С. Горин: Понятно, что во время работы никто не зап­рещает вам вставлять в речь пресуппозиции, направленные на разрешение проблемы -даже такие вот неприкрытые, от­кровенные. И понятно, что мое «О'ке-е-ей» - аудиальный якорь на ваше обычное ясное состояние сознания в группе. Хотя все, кто когда-то учился у американцев или общался с американцами, надолго «заражаются» этим «СГкей», но про­износят его чисто по-русски: «Акей» (смех в зале).

Смысл продемонстрированной техники в том, что вы, будучи максимально чувствительными к собственным движе­ниям головы пациента, усиливаете те движения, которыми сам пациент обозначает свое проблемное переживание и ресурс­ное переживание, и тем самым делаете эти движения кинес­тетическими якорями для пациента. Последовательность ва­ших действий в этом варианте совмещения якорей обычная, отличие от «стандартного» совмещения, которое вы делали в упражнении, только в том, что весь невербальный ответ па­циента заключен для вас в его и вашей кинестетике. Думаю, что упражнения на развитие кинестетической восприимчи­вости позволят вам работать и в этом варианте совмещения якорей.

Кстати, якорная техника с движениями головы пациен­та - вовсе не экзотика и не техника ради техники. Мне однаж­ды пришлось работать с девушкой - жертвой изнасилования, и я столкнулся с тем, что к ней в принципе невозможно было прикасаться. Даже попытка рукопожатия вызывала либо по­давленность, либо агрессивность. Тогда я спросил открыто, есть ли на ее теле такое место, к которому я все же мог бы прикоснуться, если это понадобится для работы. Девушка ответила, что я мог бы прикасаться к ее голове. И я провел продемонстрированную вам технику замены воспоминаний, а потом, также работая с движениями головы пациентки, свя­зал прикосновения с приятными эмоциями, тем самым рас­ширив зону, к которой прикасаться было можно.

Реплика из зала: Красивая работа...

С. Горин. НЛП: техники россыпью

С. Горин: Валерий Хмелевский любит говорить так: «Можно работать красиво... но лучше бы работать эффек­тивно!»

Совмещение якорей -удобный шаблон, применимый как в состоянии бодрствования, так и в состоянии транса. (Кстати, пациента, глубоко погруженного в переживания сво­его внутреннего опыта, очень легко погрузить в транс). Этот шаблон удобен еще и тем, что от него легко отойти - пациен­ты часто воспринимают работу с якорями, как подготовитель­ный этап к какому-то другому, более «серьезному» вмеша­тельству.

Глава 5. МЕТАФОРА ЭКСПРОМТОМ

Сухая теория из другой области

Согласно Ш. Коппу, метафора есть новеллистический (по Д. Гордону - вербальный) способ репрезентации чего-либо. Однако именно новеллистика часто остается вне поля зрения психотерапевтов, поэтому я хотел бы начать разговор о метафорах в терапии с несколько непривычных для врача позиций - с позиций языкознания и литературоведения. На первый взгляд, в клинике такие специфические знания вроде бы и не нужны - разве что для поддержания светской беседы с пациентом, преподающим русский язык... В то же время психотерапевт - человек говорящий, и в этом качестве ему лучше иметь некоторые сведения о форме речи, чем не иметь их.

То, что позволяет создать красивую фразу, называется изобразительно-выразительными средствами языка. Они делятся на две большие группы: тропы и стилистические фигуры. (Здесь и далее классификация изобразительно-вы­разительных средств языка, объяснение терминов и большая часть набора поясняющих примеров даются по Д. Э. Розента-лю, 1988). Тропы выполняют функции красочного изображе­ния, они описывают явления действительности через терми­ны, связанные со сферой непосредственного восприятия (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Так, на­пример, в выражении «пикантная девочка» понятие личности

С. Горин. НЛП: техники россыпью

передается через термины вкуса, а в выражении «яркий муж­чина» - через термины зрения. Таким образом, тропы явля­ются изобразительными средствами языка и имеют близкое отношение к семантике речи, к ее смыслу. Стилистичес­кие фигуры - это выразительные средства языка, они исполь­зуют построение, последовательность речи, то есть стоят бли­же к синтаксису.

Итак, тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном смысле для обеспече­ния образности речи. Наиболее распространенные виды тро­пов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдо­ха, гипербола, литота, ирония, сарказм, аллегория, олицет­ворение, перифраза.

Эпитет образно определяет предмет, явление или дей­ствие, подчеркивая какое-то их характерное свойство. Напри­мер, в предложении «Между тучами и морем гордо реет Бу­ревестник» наречие гордо является эпитетом, подчеркивая особенность нашего восприятия полета птицы, которая мень­ше всего озабочена своим внешним видом... В роли эпитетов могут выступать прилагательные, наречия, существительные.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явле­ний с целью пояснить одно при помощи другого. Так, в пред­ложении «Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы» (И. С. Тургенев) сопоставляются дерево и живое существо, что создает художественный образ (в частности, из-за мужс­кого рода слова «дуб» и женского рода слова «липа»). Срав­нения выражаются следующими способами:

1) оборотами с союзами «как, словно, будто, точно» и др., например: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка» (М. Ю. Лермонтов);

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: «Ленин и теперь живее всех живых» (В. Маяковс­кий);

3) существительным в творительном падеже: «В груди ее птицею пела радость» (М. Горький);

4) лексически при помощи слов «подобный, похожий» и др., например: «На глаза осторожной кошки похожи твои глаза» (А. Ахматова).

Сравнения могут быть развернутыми, с сопоставлени­ем многих сходных черт, например: «Чичиков все еще стоял

НЛП: Техники россыпью

неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остано­вился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выраже­ние слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; все, кажется, при нем, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то» (Н. В. Гоголь).

Метафора. В широком смысле - иносказание вооб­ще; в более узком смысле - обозначение предметов или явле­ний одного ряда с помощью свойств, характерных для пред­метов или явлений другого ряда. Существуют метафоры язы­ка и метафоры стиля; первые являются выражениями привычными, со стертой образностью {встает солнце, идет дождь, идут часы - так называемые «мертвые» метафоры), а вторые, метафоры стиля, есть как раз то, что мы используем в терапии. Метафоры, как и сравнения, бывают простыми и развернутыми. Пример простой метафоры: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?» (А. С. Пушкин) - здесь название времени года соотнесено с периодами жизни чело­века, и слово «весна» получило метафорическое значение «юность». Пример развернутой метафоры: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха, в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (М. Горький).

Метонимия - описание не на основе сходства, а на основе связей между предметами или явлениями. Такая связь может быть:

1) между содержимым и содержащим, например: «Я три тарелки съел» (И. А. Крылов) - то есть «три тарелки ухи»;

2) между автором и его произведением, например: «Чи­тал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А. С. Пушкин) - то есть «произведения этих писателей»;

3) между действием или его результатом и орудием это­го действия, например: «Их села и нивы за буйный набег об­рек он мечам и пожарам» (А. С. Пушкин) - то есть «разоре­нию, уничтожению»;

С. Горин. НЛП: техники россыпью

4) между предметом и материалом, из которого сделан предмет, например: «Янтарь в устах его дымится» (А. С. Пуш­кин) - то есть «трубка, сделанная из янтаря»;

5) между местом действия и людьми, находящимися на этом месте, например: «Ложи блещут, партер и кресла -все кипит» (А. С. Пушкин), то есть «зрители, сидящие в парте­ре и креслах».

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по призна­ку количественного отношения между ними. Обычно в си­некдохе употребляется:

1) единственное число вместо множественного, напри­мер: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов) - то есть «французы»;

2) множественное число вместо единственного, напри­мер: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. С. Пушкин) -то есть «хотим быть похожими на Наполеона»;

3) часть вместо целого, например: «Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства» (А. И. Гер­цен) - то есть «в доме под крышей»;

4) родовое название вместо видового, например: «Ну что ж, садись, светило» (В. Маяковский) - то есть «солнце»;

5) видовое название вместо родового, например: «Пуще всего береги копейку» (Н. В. Гоголь) - то есть «деньги».

Принятые в спортивной хронике обороты типа «пер­вая перчатка», «первая ракетка» суть синекдохи.

Гипербола - образное (часто - непомерное) преувели­чение размера, силы, значения и т. п. какого-либо предмета или явления, например: «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н. В. Гоголь).

И, наоборот, литота - непомерное преуменьшение, например: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперст­ка» (А. С. Грибоедов).

Ирония - употребление слова или выражения в смыс­ле, обратном буквальному, например: «Отколе, умная, бредешь ты, голова» (И. А. Крылов) - в обращении к ослу.

Высшей степенью иронии является сарказм: «За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей,

НЛП: Техники россыпью

За горечь, слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей...»

(М. Ю. Лермонтов)

Аллегория - изображение отвлеченного понятия с по­мощью конкретного жизненного образа. Например, аллего­рия хитрости - лиса, аллегория трусости - заяц, аллегория коварства - змея и т. д. Аллегории бывают и графическими, например: аллегория медицины - чаша со змеей, аллегория надежды - якорь (малоизвестный в России образ, широко применяющийся, тем не менее, в пропаганде и рекламе), ал­легория свободы - разорванные цепи (в том числе и на татуи­ровках), аллегория правосудия - женщина с завязанными гла­зами, весами и мечом. (На одном семинаре меня спросили, аллегорией чего является девушка с веслом? Наверное, алле­горией социализма...)

Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и явления или отвлеченные поня­тия, например: «Утешится безмолвная печаль и резвая заду­мается радость» (А. С. Пушкин).

Перифраза (перифраз) - замена названия лица, пред­мета или явления описанием его существенных признаков, например: «Страна восходящего солнца» вместо «Япония», «царь зверей» вместо «лев» и т. п.

Теперь - синтаксис фразы, стилистические (риторичес­кие) фигуры.

Анафора - повторение слов, оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания. Например: «Жди меня, и я вернусь. Только очень меди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут. Жди, когда жара...»

(К. Симонов)

Эпифора - повторение слов или оборотов в конце смеж­ных отрывков, например:

«Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!» (А. Блок)

С Горин. НЛП: техники россыпью

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построе­ние соседних предложений или отрезков речи, например: «Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет.»

(В. Лебедев-Кумач)

Антитеза - оборот, в котором для усиления вырази­тельности речи противопоставляют понятия, явления, пред­меты, например: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет» (пословица).

Градация - расположение слов в предложении в по­рядке возрастающего или убывающего значения. Пример воз­растающей градации:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.»

(С. Есенин) Пример нисходящей градации:

«Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.»

(О. Бергольц)

Инверсия - расположение членов предложения в по­рядке, нарушающем обычный, например: «Душа к высокому тянется» (В. Панова).

Эллипсис - пропуск подразумеваемого члена предло­жения, например:

«Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком.»

(А. Твардовский).

Умолчание - автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю догадаться о невысказанном, например:

«Нет, я хотел... быть может, вы...я думал, Что уж барону время умереть.»

(А. С. Пушкин)

Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо не с целью назвать адресата, а с целью выразить отношение к нему, например: «Тише, ораторы! Ваше слово,

НЛП: Техники россыпью

товарищ маузер!»

(В. Маяковский).

Риторический вопрос - вопрос не с целью получить ответ, а для привлечения внимания к предмету речи, напри­мер: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украин­ской ночи!» (Н. В. Гоголь).

Многосоюзие - повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания частей предложения, напри­мер: «По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны» (А. И. Куприн).

Бессоюзие - пропуск союзов между членами предло­жения с целью придать высказыванию стремительность, на­сыщенность впечатлениями, например:

«Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон...»

(А. С. Пушкин).

Ценность вышеприведенных сведений в том, что они позволяют (при наличии времени и желания, конечно) занять­ся беллетризацией метафоры, что имеет не меньшее значе­ние для ее эффективного воздействия на пациента, чем соот­ветствие критериям эффективной терапии.

Метафора в повседневной практике

(стенограмма семинара)

С. Горин:... Давайте разберемся, что заставляет мета­фору работать. Самый простой способ утилизации транса -это прямая инструкция. Мы всегда можем к ней обратиться, она всегда при нас, но прямая инструкция имеет обыкнове­ние вызывать прямое же противодействие - сопротивление пациента. Метафора, рассказ о ком-то другом в принципе не способны вызывать сопротивление, ибо чему сопротивлять­ся? Тому, что кто-то кому-то приказал в вашем рассказе? В то же время, если события метафоры чем-то напоминают собы­тия актуальной проблемы пациента, он подсознательно начи­нает «примерять» на себя то, что вы ему рассказываете, и по инерции «примерять» решение проблемы. Это в первом

С.Горин. НЛП: техники россыпью

приближении и есть то, что энэлписты называют «трансдери­вационным поиском». И если решение проблемы, имеющее­ся в метафоре, подходит пациенту, «не жмет» ему, он примет это решение как свое - а не как вашу инструкцию.

Интерес к метафорам у психотерапевтов огромен, на семинарах это обычно одна из ведущих тем, но в повседнев­ной практике метафоры используются все же редко... Навер­ное, работа с метафорами представляется слишком сложной, требующей предварительных заготовок, и часто так оно и есть. Но существуют приемы, позволяющие составлять метафоры в жанре экспромта.

Один из таких приемов - то, что Д. Гордон называет «формальной метафорой», а Милтон Эриксон - приемом «Мой друг Джо». Вы рассказываете пациенту историю про якобы другого пациента (или своего знакомого), у которого была сходная проблема и который как-то ее разрешил. Здесь есть правило - не рассказывайте историю про самого себя, это способствует отвлечению внимания от проблемы и стимули­рует совершенно ненужные обсуждения из серии «А вот у нас был случай»...

Еще более простой прием - использование «кавычек» в терапии. Вы оформляете прямые инструкции пациенту, как сказанные кем-то другим в похожей или непохожей ситуации.

Все это, конечно, достаточно «прозрачные» приемы, но это работает, это позволяет обойти сопротивление пациента, и эти приемы выполняются быстро, без особого предвари­тельного обдумывания. Я видел, как в столовой один из кол­лег развлекался - он предложил соседу по столу такую фразу: «Я как-то был в ресторане и сказал официанту: «Дай мне соль!» Забавно посмотреть на реакцию человека, знающего о техни­ке «кавычек» и все-таки выполняющего внушение.

У меня был один очень вежливый однокурсник. Ругать­ся с дамами он органически не мог, а если бывал слишком раздражен непонятливостью собеседницы, то начинал расска­зывать ей сказку, причем хватало первого абзаца: «Жила-была на болоте жаба. И была она большая дура. Такая большая, что даже никто и не верил...»

Еще один сравнительно простой прием - использова­ние готовых коротких историй, притч, анекдотов и даже афоризмов. Готовые истории, правда, редко бывают

НЛП: Техники россыпью

стопроцентно изоморфными содержанию проблемы пациен­та, но от них этого и не требуется -люди умеют обобщать... Здесь есть правило: готовая история, притча, анекдот эффек­тивно работают только при первом в жизни пациента предъяв­лении, потом они становятся банальностью и могут даже ухуд­шить ваш контакт с пациентом. Так что приходится постоян­но искать все новые и новые сюжеты, опасаясь, что на прием придет твой коллега с точно таким же «багажом» историй.

У меня есть сравнительно недавний пример работы короткой истории по отношению к конкретной психологичес­кой проблеме. На прием пришла женщина, обеспокоенная тем, что она не может принять решение: ей предложили новую работу, в которой есть свои плюсы и свои минусы по сравне­нию с нынешней, но количество плюсов и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.