Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специально организованное, правильно и систематически осуществляемое обучение в виде разрешения разнообразных учебных задач расширяет возможности обучения.






Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда ученик активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная.

Имеющиеся таксономии учебных целей, и особенно таксономия Б. Блума, широко используются в образовательных технологиях при построении системы типовых задач для определения конкретных умений учащихся. М.Е. Бершадский и М.Е. Гузеев приводят конкретный пример заданий для школьников из различных предметных областей, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности.

Примеры задач для различных уровней учебных целей в познавательной области по Бенджамину Блуму.

 

Знание.

· Дайте определение имени существительного.

· Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно?

· На какие две категории можно разделить все живые существа?

· Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.

· Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Понимание.

· Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.

· Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии.

· Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.

· Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.

· Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.

· Почему на географических картах используются символы?

Применение.

· Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.

· Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье.

· Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.

· Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.

· Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.

Анализ.

· Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?

· Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?

· Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.

· Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.

· По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.

· Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое?

· Синтез.

· Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов.

· Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге.

Напишите дневник событий.

· Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.

· Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.

· Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.

· Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.

Оценка.

· Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование?

· Сравните двух главных героев поэмы.

· Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?

· Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.

· Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.

· В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура? (Б.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003. С. 144-146.)

Отнесение большинства описанных учебных задач к определенному уровню обученности не вызывает сомнения, что, по замечанию цитируемых авторов, «и является необходимым критерием применимости таксономии для разработки системы мониторинга».

В то же время некоторые из заданий, к примеру, на применение можно было бы отнести к уровню анализа или даже оценки. Во всяком случае, создатели различных образовательных технологий, как правило, стремятся к разработке собственных таксономий учебных задач.

При всем разнообразии подходов привлекает внимание стремление специалистов с помощью таксономии проследить весь учебный процесс, создать систему учебного мониторинга не только для определения достижений учащихся, но и динамики всего учебного процесса.

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения.

Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.