Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности классно-урочной системы обучения






Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

· индивидуальная форма (наиболее древняя форма);

· индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);

· взаимного обучения (20 в. – белланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);

· дифференцированное обучение по способностям учащихся (на­чало 20 века – мангеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);

· система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).

В СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана. Это была так называемая бригадно-лабораторная система обучения.

– американский «план Трампа» (50–60-е гг.20 века. Цель – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших группах- 100–150 человек и в малых группах –10–15 человек, где идет обсуждение лекционного материала. Причем, 40% времени учащиеся проводят в больших группах, 20% – в малых, 40% – занимаются самостоятельной работой.

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная системаобучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.

Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения следующие:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

2. планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);

3. учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;

4. монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. расписание;

6. вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);

7. руководящая роль учителя.

Достоинства классно-урочной системы:

· строгая организационная структура,

· экономичность,

· коллективный характер деятельности,

· возможности взаимообучения,

· воспитательные воздействия.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Требования к уроку:

1. Дидактические (образовательные):

· четкое определение целей и задач урока,

· оптимизация информационного наполнения урока,

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности,

· творческий подход к формированию структуры урока,

· сочетание разнообразных форм, видов, методов,

· сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой,

· обеспечение обратной связи, контроль и управление.

2. Воспитательные:

· определение воспитательных возможностей учебного материала,

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

· формирование жизненно необходимых качеств,

· внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.

3. Развивающие:

· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности,

· изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития»,

· проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.

Рождение урока начинается с осознания и четкого определения цели (чего учитель хочет добиться), средств (что поможет учителю в достижении цели), наконец, способа достижения цели (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута). Цель – это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию объекта.

Основными элементами урока, которые отражают закономерности процесса обучения, являются: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного. В реальном учебном процессе эти элементы выступают, 1) как этапы процесса обучения, 2) как обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, 3) как компоненты дидактической структуры урока.

Дидактическая структура урока выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока. Понятие «структура урока» означает его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Все многообразие уроков необходимо классифицировать. Предпринимались попытки, исходя из тех или иных критериев, выделить типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

1. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают сл. Типы уроков:

· вводный,

· урок первичного ознакомления с материалом,

· урок усвоения новых знаний,

· урок применения полученных знаний на практике,

· урок навыков,

· урок закрепления, повторения и обобщения,

· контрольный урок,

· комбинированный урок.

По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяют:

· комбинированный урок,

· урок изучения новых знаний,

· урок формирования новых умений,

· уроки обобщения и систематизации изученного,

· уроки контроля и коррекции знаний, умений,

· уроки практического применения знаний, умений (Онищук, Сорокин, Махмутов и др.)

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный. Этапы этого урока выглядят сл. образом:

· организационный момент (2–3 мин.),

· повторение изученного (актуализация знаний – 10–12 мин.)

· изучение новых знаний, формирование новых умений
(20–25 мин),

· закрепление, систематизация, применение (8–10 мин.),

· задание на дом, инструктаж по выполнению (2–3 мин.)

Этапы урока могут подаваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения различных учебно-воспитательных задач. Однако, как отмечают педагоги, на таком уроке недостаточно времени на усвоение новых знаний. С целью повышения результативности учебных занятий в настоящее время практикуются другие типы уроков. Здесь учащиеся занимаются, каким – либо одним видом деятельности.

Это уроки – усвоения новых знаний,

· совершенствования знаний, умений, навыков,

· обобщения и систематизации знаний,

· контроля и коррекции знаний, умений,

· применения знаний и умений на практике.

По сути, все названные типы уроков – это усеченный («укороченный») комбинированный урок. Структура таких типов уроков включает 3 части:

1. организация работы (2–3 мин.),

2. главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.,

3. подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).

Выводы: Урок – это основная организационная форма обучения в школе, педучилище, в среднем учебном заведении. Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения. Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока. Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок.

 

Психолого-педагогический анализ урока как формы организации обучения

Основным, решающим в обучении является объяснение материала. Без четкого, безукоризненного по содержанию и методам объяснения все остальные способы обучения ничего не решают. Хорошее объяснение материала на уроках психологии – это тот фундамент, на котором при помощи других элементов обучения вырастает система психологических знаний.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого процесса, отдельных понятий, явлений и т.д. Объяснение – это монологическая форма изложения.

Требования к объяснению:

· точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы,
вопроса;

· использование сравнения, сопоставления, аналогии;

· привлечение ярких примеров;

· безукоризненная логика изложения;

· грамотная речь;

· включение невербальных средств в соответствии с содержанием информации и др.

Качество объяснения материала зависит от мастерства преподавателя и тщательной подготовки урока. Очень важно, чтобы у преподавателя не было проблем с фактическим материалом, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

В подготовке урока выделяют три этапа:

1) диагностика, 2) прогнозирование, 3) планирование.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока:

· возможности учащихся,

· мотивы их деятельности и поведения,

· интересы, способности,

· уровень обученности,

· характер учебного материала (его особенности и практическая значимость),

· структура урока,

· анализ затрат времени на опрос и др.

Прогнозирование – предполагает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Планирование (проектирование) – заключительная стадия подготовки урока – заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней педагог фиксирует: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д.

Начинающим педагогам необходимо писать подробные планы-кон­спекты. Это приучает осмысливать предстоящий урок во всех деталях его организации. В плане-конспекте начинающего преподавателя выделяют сл. моменты:

· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

· название темы урока и группы (класса), где проводится;

· цели, задачи образования, воспитания, развития;

· структура урока с указанием последовательности этапов и распределением времени по этапам

· содержание учебного материала (представляется подробно);

· методы и приемы работы в каждой части урока (вопросы для опроса, задачи и т.д.)

· учебное оборудование (средства обучения);

· задание на дом.

Следует подчеркнуть, что успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят в класс. Подготовка учащихся предполагает:

· ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках,

· ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных экспериментов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Опрос как средство обучения

Объяснение, как бы методически оно совершенно ни было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков. Лишь только пользуясь своими знаниями для ответа на вопрос, учащиеся проникают в материал, т.е. овладевают им. Опрос укрепляет, расширяет полученные знания, стимулирует систематическую работу, развивает память, мышление, речь. Опрос регулирует усвоение учебного материала.

 

Таким образом, опрос:

 

Это важнейший вид контроля и учета знаний учащихся. При плохом контроле или его отсутствии учащийся перестает стараться, регулярно готовиться к занятиям, исчезает интерес к обучению.

 

Это важное средство закрепления и углубления знаний. Ничто так ясно и прочно не усваивается, как тот материал, по которому ответил. Опрос обеспечивает прочное и сознательное усвоение программного материала.

 

Это средство развития мышления и речи. Требуя от учащихся умения обобщать, сравнивать, анализировать; приучая к логической последовательности изложения материала, преподаватель психологии развивает способность устанавливать связи, т.е. мыслить. При опросе обогащается лексический состав языка обучаемых, устраняются недостатки речи.

 

Опрос позволяет получить обратную связь: как учащиеся поняли материал, достаточно ли ясным и убедительным (доказательным) было изложение информации преподавателем.

Добиваясь усвоения знаний, преподаватель психологии имеет в виду три основных критерия качества знаний:

· полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;

· осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;

· действенность знаний, умение применять знания на практике.

Главное – это применение знаний. Можно выучить определение, но не уметь привести пример в подтверждение закономерности. Либо, приводя примеры, не уметь сделать обобщающий вывод об особенностях того или иного процесса, свойства, состояния.

Подготовка к опросу начинается заранее с составления краткого плана опроса по всей теме. Без предварительной подготовки опроса преподаватель работает во многом вслепую, так как смутно представляет тот объем знаний, который как минимум должны усвоить учащиеся. Важно правильно формулировать вопросы:

· Вопрос должен быть предельно ясен, доступен возрасту, уровню развития обучаемых и не требовать дополнительных разъяснений.

· Вопросы должны касаться основных моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы.

· Вопрос должен помогать учащимся проникать в сущность изученных явлений, процессов и как можно чаще включать работу мышления.

Начинающему преподавателю нелегко при слушании ответов сразу обнаружить пропуски и неточности. Поэтому, составляя вопросы, следует продумывать ответы.

До начала урока преподаватель должен ясно представлять цели урока, объем того материала, который будет отработан в ходе опроса, знать, какие вопросы будут заданы и кто из учащихся будет отвечать; быть готовым к неожиданностям, что потребует рационального решения.

В зависимости от степени прохождения материала различают следующие виды опроса:

· Текущий, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, он позволяет осуществлять систематический контроль за работой обучаемых на всех этапах работы над темой;

· Обобщающий, подводящий итог работы по текущей теме, разделу. Этот вид контроля связан с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

Рассмотрим основные способы текущего контроля:

 

1. Индивидуальный опрос – монологический ответ учащегося на вопросы преподавателя. Вопрос задается группе, после чего вызывается учащийся. После его ответа преподаватель просит дополнить, уточнить, исправить ответ. Делает замечания сам по ответу и выставляет оценку. После этого задается следующий вопрос и таким образом опрашивают от 2 до 4 человек. На ответ отводится в среднем 5–8 минут. Положительные стороны индивидуального опроса: ответ устный, полный, самостоятельный позволяет оценить безошибочно:

· качество ответа, т.е. знание материала,

· логическую последовательность изложения,

· грамотность, точность языка.

Желательно, каждого обучаемого провести через индивидуальный опрос. Правда, следует отметить, что такой способ опроса позволяет опросить в течение урока небольшое количество обучаемых.

 

2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала всей группы, класса. Организация опроса должна быть четкой, вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Такой способ опроса позволяет:

· охватить проверкой многих учащихся,

· вырабатывает способность к краткому, но точному ответу,

· обраща­ет внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию,

· приучает к последовательности и обоснованности изложения материала,

· вовлекает в работу всю группу, активизируя процессы внимания и мышления.

К недостаткам фронтального опроса относят:

а) краткая форма ответов не приучает к развернутому, труднейшему виду ответа,

б) не позволяет вскрыть степень глубины знаний отдельных учащихся. Следовательно, не нужно превращать его в универсальный способ проверки знаний.

На данном этапе в системе обучения практикуется взаимоопрос. Учащиеся сами придумывают вопросы по теме урока. Затем после обсуждения, если вопрос действительно по этой теме, отвечают на этот вопрос. Преподаватель отмечает не только хороший ответ, но и хороший вопрос.

Пример.Преподаватель излагает основной материал по теме «Виды памяти». Затем предлагает открыть учебник по психологии на соответствующей странице. После инструкции один из учащихся читает вслух предложенный параграф, а остальные внимательно следят по учебнику. По окончании чтения преподаватель спрашивает: «Как можно озаглавить основные части прочитанного?». Учащиеся поочередно называют главные мысли этого параграфа. Коллективная работа занимает в среднем 10 минут, за наиболее удачные ответы выставляются оценки.

 

3. Комбинированный опрос (уплотненный) – это самый трудный способ опроса. Суть его в следующем: вызываются одновременно
4–5 учащихся. Один отвечает устно как при индивидуальном опросе. Остальные письменно: 2-е у доски выполняют задание, 2-е за партой на листочках. Выслушав устный ответ, преподаватель проверяет письменные ответы у доски (за партой). После этого задает по 1–2 небольших вопроса и ставит всем оценки. Фронтально можно спросить еще 1–2 учащихся.

Положительные моменты комбинированного опроса: а) позволяет в течение 20 минут спросить 8–10 человек, б) дает возможность выработать умение решать задачи, составлять планы, тезисы, в) позволяет за небольшой отрезок времени проверить знания учащихся по большому разделу программы.

К недостаткам этого способа опроса следует отнести: а) необходимость исправлять, уточнять ответы 6-и человек и больше приводит к затягиванию опроса, что нежелательно; б) большая нагрузка на преподавателя, так как приходится одновременно наблюдать за всей группой, за отвечающими и теми, кто пишет на доске и за партой.

 

Итак, мы рассмотрели текущий опрос и способы его проведения: индивидуальный опрос, фронтальный и комбинированный.

Когда изучены основные разделы темы, нужно подвести итог работы, сделать обобщающие выводы, т.е. провести обобщающий опрос. Одним из видов его является тематический опрос.

Основные требования к тематическому опросу:

1. выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, а также составление контрольных вопросов, которые дают возможность объективно определить знания обучаемых по теме;

2. использовать такие формы и методы проверки, которые позволяют выявить фактический уровень знаний каждого учащегося по каждому узловому вопросу;

3. преподаватель должен выставлять учащимся отметки по каждой теме курса психологии;

4. неудовлетворительная отметка, полученная учеником за незнание одного раздела или темы исправляется только отметкой за овладение тем же самым материалом и в том же самом объеме. Недопустимо перекрывать «двойки» отметками за последующие темы;

5. для объективной итоговой отметки целесообразно проводить проверочные (контрольные) работы в целом по теме.

Научный анализ всех названных положений убеждает в том, что тематический учет знаний становится важным стимулом повышения качества обучения. В настоящее время преподаватели психологии используют такие формы контроля знаний как применение программированного контроля, а также контрольные задания тестового типа. Это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме:

· подчеркивания,

· расстановки цифр,

· дополнения фраз,

· графических обозначений и т.д.

Применяются тесты с выборочными ответами, что дает возможность их машинной обработки. Однозначность тестов позволяет привлекать самих обучаемых к самопроверке и самооценке знаний.

В учебных заведениях во многих странах мира широко используется психометрический опрос, позволяющий оценить уровень знаний и уровень развития мышления. На уроках психологии психометрический опрос рекомендуется использовать при изучении тем: мышление, воображение, речь. Можно подобрать различные категории вопросов: толкование слов и понятий, антонимы, синонимы, аналогии, степень логического обоснования и др.

Различные виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков обучаемых следует применять в тесной взаимосвязи, чтобы они дополняли друг друга. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Поэтому комплексное и дифференцированное использование их способствует повышению эффективности контроля и, в конечном счете, качества знаний обучаемых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.