Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа студентов






Список произведений для обязательного чтения

Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен.

Эрнест Хемингуэй. В наше время.

Эрнест Хемингуэй. И восходит солнце (Фиеста).

Уильям Фолкнер. Шум и ярость.

Бертольд Брехт. Добрый человек из Сычуани.

Жан Поль Сартр. Мухи.

Альбер Камю. Посторонний.

Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо.

Ален Роб-Грийе. В лабиринте.

Джон Осборн. Оглянись во гневе.

Уильям Голдинг. Повелитель мух.

Джон Фаулз. Волхв.

Энтони Берджесс. Заводной Апельсин.

Владимир Набоков. Лолита.

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Хулио Кортасар. Игра в классики.

Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества.

Патрик Зюскинд. Парфюмер.

Хорхе Луис Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор «Дон Кихота». Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф.

Умберто Эко. Имя розы.

Список произведений для дополнительного чтения

Произведения, включенные в следующий список, рекомендуются для чтения при подготовке самостоятельных и творческих работ.

 

Анри Барбюс. Огонь.

Эрнст Юнгер. В стальных грозах.

Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи.

Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.

Томас Стернз Элиот. Бесплодная земля.

Грэм Грин. Сила и слава. Тихий американец.

Ивлин Во. Возвращение в Брайдсхед.

Шервуд Андерсон. Уайнсбург, Огайо.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби.

Генри Миллер. Тропик Рака.

Джон Дос Пассос. 42-я параллель.

Уильям Фолкнер. Свет в августе.

Томас Вулф. Домой возврата нет.

Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие!

Андре Бретон, Филипп Супо. Магнитные поля.

Федерико Гарсия Лорка. Кровавая свадьба.

Юджин О’Нил. Траур идет Электре.

Бертольд Брехт. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети. Жизнь Галилея. Кавказский меловой круг.

Жан-Поль Сартр. Тошнота.

Альбер Камю. Калигула. Чума.

Вольфганг Борхерт. Рассказы. На улице перед дверью.

Генрих Белль. Глазами клоуна.

Джордж Оруэлл. 1984.

Кингсли Эмис. Счастливчик Джим.

Норман Мейлер. Нагие и мертвые.

Трумэн Капоте. Другие голоса, другие комнаты.

Джон Стейбек. Зима тревоги нашей.

Джек Керуак. На дороге.

Уильям Берроуз. Голый завтрак.

Натали Саррот. Вы их слышите.

Макс Фриш. Назову себя Гантенбайн.

Габриэль Гарсия Маркес. Осень патриарха.

Антония Байетт. Джинн в бутылке из стекла соловьиный глаз.

 

Примерная тематика самостоятельных работ

Охарактеризуйте модернизм как явление духовной жизни ХХ века. В творчестве каких писателей наиболее ярко выразились настроения модернизма? Назовите литературных персонажей – носителей модернистского мироощущения.

Основные положения трактата Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

Охарактеризуйте важнейшие черты поэтики модернизма в литературе ХХ века.

Охарактеризуйте мировоззренческие основы авангардистского искусства ХХ века.

Авангардизм как художественная практика ХХ века. Охарактеризуйте важнейшие черты поэтики, приемы и жанры авангардистской литературы. Перечислите важнейшие версии авангардизма в литературе ХХ века.

Париж как один из важнейших центров литературной жизни 1910–1930-х годов. Назовите авторов, жизнь и творчество которых были связаны с Парижем, произведения, в которых создается образ Парижа как культурной «столицы мира».

Охарактеризуйте важнейшие черты мироощущения «потерянного поколения». Назовите писателей, творчество которых является выражением этого мироощущения, их важнейшие произведения, героев, воплощающих социально-культурный тип «потерянного поколения».

Охарактеризуйте важнейшие черты поэтики, приемы и жанры литературы «потерянного поколения».

«Левая идея» в литературе ХХ века. Объясните причины ее привлекательности для художественного сознания, перечислите авторов, увлеченных ею, назовите персонажей, воплощающих социально-культурный тип «левого».

Проблема социалистического реализма в зарубежной литературе ХХ века.

Религиозная проблематика в литературе ХХ века. Объясните причины привлекательности традиционных и нетрадиционных религий для художественного сознания, перечислите авторов, для которых данная проблематика является актуальной, назовите персонажей - носителей религиозного сознания.

Позиция автора и образ коллективного героя в книге Барбюса «Огонь».

Какие черты, характерные для поэтики литературы потерянного поколения, можно выделить в романе Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»?

Автор и герой в книге Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Книга Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» в контексте литературы «потерянного поколения».

Композиция поэмы Элиота «Бесплодная земля» и теория имперсональной поэзии.

Судьба и случай в романе Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда «Великий Гэтсби».

Книга рассказов Хемингуэя «В наше время» и традиция воспитательного романа.

Книга рассказов Хемингуэя «В наше время»: сюжет и композиция.

Почему книга рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время» может считаться выражением настроений «потерянного поколения»?

Важнейшие черты стиля Эрнеста Хемингуэя.

Сюжетная логика рассказа Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем».

Особенности построения диалога в прозе Эрнеста Хемингуэя.

Символический смысл образов корриды в прозе Эрнеста Хемингуэя.

Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.

Этические принципы хемингуэевского героя.

Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма.

Что такое эпический театр? Как пересматривает Брехт аристотелевскую теорию театра?

Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.

Охарактеризуйте приемы очуждения, используемые Брехтом в одной из его пьес.

Какие черты, характерные для поэтики литературы авангардизма, можно выделить в пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани»?

Какие черты, характерные для поэтики литературы модернизма, можно выделить в романе Уильяма Фолкнера «Шум и ярость»?

Тема рока в романах Фолкнера.

Время в романе Фолкнера «Шум и ярость».

Что позволяет говорить о романе Фолкнера «Шум и ярость» как о романе-мифе?

Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени

Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе»: драма или комедия?

Какие черты героя пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» делают его характерным выразителем настроений поколения 1950-х годов?

«Протестующий герой» прозы Генриха Белля.

Миф в романе Джона Апдайка «Кентавр».

Американская история и американская культура в романе Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей».

Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания.

Экзистенциализм как основа художественной практики литературы ХХ века. Причины привлекательности экзистенциализма для художественного сознания. Перечислите авторов, ориентирующихся на мировоззренческие принципы экзистенциализма, назовите персонажей - выразителей экзистенциалистского мироощущения.

Образ Самоучки в романе Сартра «Тошнота».

Проблема вины, свободы и ответственности в драме Сартра «Мухи».

Какие черты поэтики драмы Сартра «Мухи» родственны приемам брехтовского театра?

Основные положения трактата Сартра «Что такое литература?».

Что позволяет говорить о герое повести Альбера Камю «Посторонний» как о носителе экзистенциалистского мироощущения?

Типы «абсурдного героя» в творчестве Альбера Камю («Посторонний», «Калигула», «Чума», «Падение»).

Сходное и несходное в идейно-эстетических концепциях Сартра и Камю.

«Новый роман» как явление модернизма. Какие черты классического романа были неприемлемы для «новых романистов»?

Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики.

Сценические способы изображения небытия и абсурда в пьесе Беккета «В ожиданье Годо».

Сходное и несходное в эстетических концепциях Беккета и Джойса.

Важнейшие черты стиля Владимира Набокова.

Какие черты поэтики книги Набокова «Лолита» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

Какие черты поэтики книги Джона Фаулза «Волхв» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

Реальное и ирреальное в сюжетах романов Фаулза («Коллекционер», «Волхв» и др.).

Вопросы искусства в повести Фаулза «Башня из черного дерева».

Тема музыки в романе Берджесса «Заводной апельсин».

Охарактеризуйте религиозный аспект содержания романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин».

Смысл названия романа Берджесса «Заводной апельсин».

«Столкновение цивилизаций» в романе Грэма Грина «Тихий американец».

Мотив слепоты в романе Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн».

Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива.

Реальность и фантазия в новеллистике Борхеса.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, мотивы и образы творчества Борхеса.

Эстетический смысл композиционного эксперимента в романе Кортасара «Игра в классики».

Что такое «магический реализм»?

Что позволяет говорить о романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как о романе-мифе?

Роман Фриша «Назову себя Гантенбайн» и традиция европейского любовного романа.

Пародия в романе Умберто Эко «Имя розы».

Историческое прошлое и современность в романе Эко.

Тема искусства в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Композиция романа Марио Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и писака».

 

Творческие работы

Темы даны в примерных формулировках. Вопросы по темам можно задать на консультации; на консультации возможно также изменение формулировки темы.

Литература и политика в ХХ веке (на материале творчества Грэма Грина, Оруэлла, Сартра, Камю, Брехта, Гюнтера Грасса, Хемингуэя, Набокова, Маркеса, Борхеса и др.).

Питература и общество массового потребления (на материале творчества Осборна, Стейнбека, Сэлинджера, Белля, Воннегута и др.).

Литература и поп-культура (на материале творчества Осборна, Набокова, Сэлинджера, Гарднера, Воннегута, Эко, Варгаса Льосы и др.).

Литература и религия в ХХ веке (на материале творчества Грэма Грина, Ивлина Во, Голдинга, Белля, Берджесса, Сэлинджера и др.).

Хронотоп острова в литературе ХХ века (на материале творчества Уильяма Голдинг, Фаулза, Хэмингуэя, Хаксли и др.).

Американские Подростки (на материале творчества Набокова, Сэлинджера, Трумэна Капоте и др.).

Тема спорта в произведениях Хемингуэя и Набокова.

Закат Америки (на материале творчества Хемингуэя, Фицджеральда, Фолкнера, Стейнбека и др.).

Трансформации любовного сюжета в ХХ веке (на материале творчества Хемингуэя, Набокова, Фриша и др.).

Метафоры преступного мира (на материале творчества Селина, Жене, Хемингуэя, Фицджеральда, Борхеса, Берджесса и др.).

Образы войны в литературе ХХ века (на материале творчества Ремарка, Хемингуэя, Грэма Грина, Мейлера, Воннегута, Джозефа Хеллера и др.).

Метаморфозы изгнанничества (на материале творчества Ремарка, Хемингуэя, Грэма Грина, Брехта, Набокова, Кортасара и др.).

Трансформации жанра романа воспитания в литературе ХХ века (на материале творчества Ремарка, Хемингуэя, Сартра, Набокова, Сэлинджера, Маркеса и др.).

Утопия и антиутопия в литературе ХХ века (на материале творчества Оруэлла, Хаксли, Голдинга, Берджесса, У. Берроуза и др.).

Музыкальный миф в литературе ХХ века (на материале творчества Берджесса, Кортасара и др.).

Литература и контркультура (на материале творчества битников, Берджесса, Кортасара и др.).

Американцы глазами европейцев (на материале творчества Грина, Набокова и др.).

Европа глазами американцев (на материале произведений Хемингуэя, Фицджеральда, Томаса Вулфа и др.).

«Третий мир» в литературе ХХ века (на материале произведений Хемингуэя, Грина, Селина, Мальро и др.).

Кинематограф как фактор литературного развития ХХ века.

Дети и взрослые в зарубежной литературе ХХ века (Хемингуэй, Сэлинджер, Капоте, Набоков, Берджесс, Голдинг и др.).

Мужчины и женщины в зарубежной литературе ХХ века (Ремарк, Хемингуэй, Фицджеральд, Грэм Грин, Набоков, Фаулз, Фриш и др.).

Нелинейные стратегии письма в зарубежной литературе ХХ века (Фриш, Кортасар, Фаулз, Роб-Грийе и др.).

 

Материалы для подготовки к экзамену

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):

Авангардистские течения в литературе ХХ века

Немецкая литература 1920-х–1940-х

Английская литература 1920-х–1940-х

Французская литература 1920-х–1940-х

Литература США между двумя мировыми войнами

Западная драматургия ХХ века

Французская литература второй половины ХХ века

Английская литература после 1945 г.

Литература США после 1945 г.

Немецкая литература после 1945 г.

Литература Латинской Америки в ХХ веке

Зарубежная поэзия ХХ века

 

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Жан Поль Сартр.

Альбер Камю.

Сэмюэл Беккет.

Бертольд Брехт.

Генрих Белль.

Грэм Грин.

Уильям Голдинг.

Джон Фаулз.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Эрнест Хемингуэй.

Джон Стейнбек.

Уильям Фолкнер.

Джером Дэвид Сэлинджер.

Владимир Набоков.

Хорхе Луис Борхес.

Хулио Кортасар.

Габриэль Гарсия Маркес.

Умберто Эко.

 

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

«Потерянное поколение»

Социалистический реализм

Модернизм

«Поток сознания»

«Новый роман»

Авангардизм

Дадаизм

Сюрреализм

«Автоматическое письмо»

Эпический театр

Ангажированность

Группа-47

Неореализм

«Сердитые молодые люди»

Движение битников

Театр абсурда

Магический реализм

Новый латиноамериканский роман

Утопия и антиутопия

Постмодернизм

Мифологизм, миф и литература ХХ века, современное мифотворчество

Идеи фрейдизма и литература

Литература и философия экзистенциализма

Литература и религия.

Литература и контркультура

«Левая идея» в литературе ХХ века

Литература и настроения либерального протеста («контестации») 1950–1970-х годов

«Массовая литература», литература и массовая культура

 

Вопросы для подготовки к экзаменационному собеседованию по дополнительным вопросам (список не является исчерпывающим)

Что такое «магический реализм»?

Какие черты, характерные для поэтики литературы модернизма, можно выделить в романе Уильяма Фолкнера «Шум и ярость»?

Что такое эпический театр? Как пересматривает Брехт аристотелевскую теорию театра?

Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе»: драма или комедия?

Почему книга рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время» может считаться выражением настроений «потерянного поколения»?

Охарактеризуйте важнейшие черты поэтики литературы «потерянного поколения».

Какие черты, характерные для поэтики литературы авангардизма, можно выделить в пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани»?

Назовите авторов, жизнь и творчество которых были связаны с Парижем, произведения, в которых создается образ Парижа как культурной «столицы мира».

Книга рассказов Хемингуэя «В наше время» и традиция воспитательного романа.

Проблема социалистического реализма в зарубежной литературе ХХ века.

Экзистенциализм как основа художественной практики литературы ХХ века. Причины привлекательности экзистенциализма для художественного сознания. Перечислите авторов, ориентирующихся на мировоззренческие принципы экзистенциализма, назовите персонажей - выразителей экзистенциалистского мироощущения.

Что позволяет говорить о романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как о романе-мифе?

Важнейшие черты стиля Эрнеста Хемингуэя.

Условное и реальное в сюжете пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Охарактеризуйте своеобразие жанра романа в литературе «потерянного поколения».

Религиозная проблематика в литературе ХХ века. Объясните причины привлекательности традиционных и нетрадиционных религий для художественного сознания, перечислите авторов, для которых данная проблематика является актуальной, назовите персонажей - носителей религиозного сознания.

Проблема вины, свободы и ответственности в драме Сартра «Мухи».

Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.

Время в романе Фолкнера «Шум и ярость».

История и миф в романе Маркеса «Сто лет одиночества». Метафорический образ исторического пути Латинской Америки в романе.

Охарактеризуйте модернизм как явление духовной жизни ХХ века. В чем своеобразие модернизма 1930 – 1970-х годов по сравнению с модернизмом рубежа XIX и ХХ века?

Какие черты поэтики книги Джона Фаулза «Волхв» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

Этические принципы хемингуэевского героя.

Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания.

Фрейдизм и литература ХХ века. Объясните причины привлекательности идей Фрейда для художественного сознания, перечислите авторов, на которых эти идеи оказали влияние, назовите персонажей, судьба которых соотносима с логикой фрейдизма.

Что такое ангажированность, какое значение этому понятию придавал Сартр?

Какие черты поэтики книги Набокова «Лолита» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

Реальность и фантазия в новеллистике Борхеса.

Книга рассказов Хемингуэя «В наше время»: сюжет и композиция.

«Новый роман» как явление модернизма. Какие черты классического романа были неприемлемы для «новых романистов»?

Охарактеризуйте мировоззренческие основы авангардистского искусства ХХ века.

Какие черты, характерные для поэтики литературы потерянного поколения, можно выделить в книге рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время»?

Сходное и несходное в идейно-эстетических концепциях Сартра и Камю.

Автор и герой в книге Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Модернизм и постмодернизм: черты сходства и различия в плане идеологии.

Основные черты «новой латиноамериканской прозы» как историко-литературного феномена. Важнейшие авторы, произведения, жанры. Проблема меры культурной уникальности «латиноамериканского» художественного сознания.

Каким образом экзистенциалистская концепция человека выражена в драме Сартра «Мухи»?

Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.

Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива.

Какие черты героя пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» делают его характерным выразителем настроений поколения 1950-х годов?

Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма.

Какие черты поэтики книги Хулио Кортасара «Игра в классики» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

Сходное и несходное в эстетических концепциях Беккета и Джойса.

Сюжетная логика рассказа Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем».

«Мифологический» роман (роман-миф) в литературе ХХ века. Причины обращения писателей к мифологии. Авторы, произведения.

«Левая идея» в литературе ХХ века. Объясните причины ее привлекательности для художественного сознания, перечислите авторов, увлеченных ею, назовите персонажей, воплощающих социально-культурный тип «левого».

Какие черты поэтики драмы Сартра «Мухи» родственны приемам брехтовского театра?

Европа и Америка в произведениях Владимира Набокова.

Эстетический смысл композиционного эксперимента в романе Кортасара «Игра в классики».

Что позволяет говорить о герое повести Альбера Камю «Посторонний» как о носителе экзистенциалистского мироощущения?

Настроения контестации в литературе 1950 - 1970-х годов. Авторы, произведения, персонажи.

Хемингуэй и модернизм.

Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени

Тема природы в повести Камю «Посторонний».

Сходное и несходное в эстетических концепциях Борхеса и Кортасара.

Проблема социалистического реализма в зарубежной литературе ХХ века.

Важнейшие повествовательные приемы Алена Роб-Грийе в романе «В лабиринте» как выражение эстетических принципов «нового романа».

Культурологический аспект темы истории американского Юга в творчестве Фолкнера.

«Вселенная Тлена» и сюжетная логика новеллы Борхеса «Тлен, Укбар, Orbis Tertius».

Охарактеризуйте приемы очуждения, используемые Брехтом в одной из его пьес.

В каких произведениях литературы 1950 – 1970-х годов важную роль играет тема музыки? Охарактеризуйте одно из них.

Американское и антиамериканское в позиции и творчестве Хемингуэя.

Мифология предместья в новеллистике Борхеса.

Какие черты содержания пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» позволяют сделать вывод о левых убеждениях автора?

Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики.

Литература и политика в ХХ веке.

Роман Хулио Кортасара «Игра в классики» и настроения контестации.

Тема рока в романах Фолкнера.

Сюжетная логика новеллы Борхеса «Юг».

Охарактеризуйте религиозный аспект содержания романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин».

 

Список экзаменационных вопросов

 

1.Своеобразие духовной ситуации ХХ века и положение литературы. Исторические, политические, социальные, идеологические факторы литературного развития. Периодизация литературы ХХ века.

2.Историческая обстановка и направления литературного развития 1920–1940-х годов в ведущих странах Европы и в США. Важнейшие литературные центры. Содержание понятий «литература потерянного поколения», «модернизм». Основные положения трактата Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

3.Литература «потерянного поколения». Факторы формирования. Становление духовного комплекса «потерянности» в сочинениях Д. Г. Лоуренса, Анри Барбюса. Идеи и эстетика «потерянного поколения» в творчестве Луи Фердинанда Селина, Андре Мальро, Эрнста Юнгера, Ярослава Гашека и др. Грэм Грин и литература «католического возрождения».

4.Поэтический мир Томаса Стернза Элиота. Элиот и модернизм. Элиот и «потерянное поколение». Эволюция творчества и взглядов Элиота.

5.Эрих Мария Ремарк и его книга «На Западном фронте без перемен». Литературные традиции и жанр. Автор и герой в книге Ремарка.

6.Своеобразие культурно-исторической ситуации в США в 1920–1940-е годы. Национальные традиции и европейские влияния в литературе периода. Значение творчества Шервуда Андерсона. «Потерянное поколение» в литературе США. Творчество Джона Дос Пассоса, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, Генри Миллера, Джона Стейнбека, Томаса Вулфа, Уильяма Фолкнера (на выбор).

7.Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя. Хемингуэй и «потерянное поколение». Хемингуэй – романист. Основная проблематика, эстетические принципы, стиль. Этика хемингуэевского героя.

8.Хемингуэй-новеллист. Книга рассказов «В наше время».

9.Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов. Мировоззренческие основы, теория и практика дадаизма и сюрреализма.

10.Бертольд Брехт: литературная и общественная позиция. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Принципы эпического театра. Мировое значение драматургии Брехта.

11.Характеристика одной из пьес Бертольда Брехта. Материал, тема, приемы очуждения. Идеологическое и эстетическое содержание пьесы.

12.Историческая обстановка и характер литературного развития 1950–1970-х годов. Крупнейшие писатели послевоенных десятилетий. Важнейшие философские и эстетические концепции. Основные положения трактата Жана Поля Сартра «Что такое литература?».

13.Творчество Жана Поля Сартра. Основные идеи и темы его произведений. Философское и художественное содержание творчества Сартра.

14.Альбер Камю: от «абсурда» к «бунту» (эволюция творчества). Важнейшие произведения Камю, их темы, проблемы, стиль.

15.Литература «контестации» 1950–1970-х годов. Неореализм в итальянской литературе. Послевоенная литература Германии: исторический и политический фон, основные идеологические тенденции. Творчество Вольфганга Борхерта и его значение. «Группа-47» и развитие реализма. Литературная и общественная позиция Генриха Белля. «Сердитые молодые люди»: культурно-историческая и идеологическая почва явления, основные представители. Проблема авторского отношения к герою и к действительности в произведениях Джона Осборна, Кингсли Эмиса.

16.Крупнейшие американские прозаики 1950–1970-х годов. Культурно-исторический фон, основные проблемы и идеи литературы периода. Отражение кризиса ценностей американского общества в произведениях Нормана Мейлера, Джона Апдайка, Джона Стейнбека и др.

17.Джером Дэвид Сэлинджер и его книга «Над пропастью во ржи».

18.Литературное движение битников и конец авангарда в литературе 1950–1970-х годов.

19.Идеи и эстетика французского «нового романа» и конец модернизма. Становление концепции постмодернизма в литературе 1950–1970-х годов.

20.Владимир Набоков как американский писатель.

21.Хорхе Луис Борхес. Философские и эстетические основы творчества. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса.

22.Сэмюэл Беккет. Основные черты творческого и жизненного пути, своеобразие положения в литературе. Важнейшие произведения, их жанры, темы, образы. Беккет и «театр абсурда».

23.Своеобразие духовной атмосферы Швейцарии и ее отражение в швейцарской литературе. Немецкоязычные швейцарские писатели: Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт (на выбор).

24.Развитие английской литературы в 1950–1970-е годы. Крупнейшие английские послевоенные романисты, темы и идеи их произведений. Феномен викторианской культуры и его осмысление в творчестве Джона Фаулза, Уильяма Голдинга.

25.Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы.

26.Габриэль Гарсия Маркес. Стиль, система образов, позиция повествователя в одном из романов. История и миф в творчестве Маркеса.

27.Основные черты современной литературной ситуации (1980–1990-е годы). «Постмодернизм», аспекты содержания понятия. Крупнейшие современные писатели. Опыты обобщения культурного опыта современности в произведениях Умберто Эко, Милана Кундеры, Милорада Павича. Серьезное и игровое в их произведениях. Самосознание искусства в современной литературе. Тема творчества, искусства, художника в произведениях Питера Акройда, Патрика Зюскинда.

 

Учебная и справочная литература

Основная литература

Гиль О. Л. Зарубежная литература ХХ века; учебно-методическое пособие. М., 2011.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX–начала XXвека: В 2т.Учебное пособие. Под ред.В. М. Толмачева. М., 2008.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В. История, литература и культура Великобритании. М., 2012.

Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.

Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века: учебник. М., 2012.

 

Дополнительная литература

Американская литература в русской критике: Библиогр. указ. [1986–1990]. М., 1992.

Анастасьев Н. Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе. М. 2011 г.

Грякалова Н. Человек модерна: Биография – рефлексия – письмо. М., 2008.

Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.

Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Уч. пособие: Под ред. И. В. Кабановой. М., 2009.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1994. – Т. 8.

Ковалевская Т. В. Человек героический в английской литературе. М., 2012.

Леонова Е. А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия: учебное пособие. М., 2010.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. Зарубежная литература ХХ века (1940–1990-е годы): практикум; учебное пособие. М., 2010.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие. М., 2012.

Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.