Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературного процесса XХ века 3 страница






Мяло К. Г. На путях бунта: от протеста к террору // Иностр. лит., 1984. №3.

Мяло К. Г. Под знаменем бунта. Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950–1970-х годов. М., 1985.

Рамбо П. 1968. Исторический роман в эпизодах. М., 2004.

Туровская М. И. Герои безгеройного времени: заметки о неканонических жанрах. М., 1971.

Неореализм в Италии.

Кин Ц. Выбор или судьба: Итальянская культура в преддверии XXI века. М., 1988.

Потапова З. М. Неореализм в итальянской литературе. М., 1961.

Послевоенная литература Германии.

Гуляев Н. А., Шибанов И. П. и др. История немецкой литературы. М., 1975.

Зачевский Е. А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. Л., 1983.

История литературы ФРГ. М., 1980.

Харитонов М. Борхерт, прочитанный сегодня // Иностр. лит. 1972. №3.

Белль

Белль Г. Каждый день умирает частица свободы. М., 1989.

Роднянская И. Мир Генриха Белля // Вопр. лит, 1966, № 10.

Рожновский С. Генрих Белль. М., 1965.

Грасс

Затонский Д. В. «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса, или Понимаем ли мы мир, посреди которого существуем? // Иностр. лит. 2001. № 12.

Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990.

Федоров А. А. Зарубежная литература XIX–XX веков. М., 1989.

Английская литература 1950–1970-х годов.

Аллен У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М., 1970.

Английская литература. 1945–1980. М., 1987.

Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1975.

Биллингтон М. Английская новая драма сорок лет спустя // Иностр. лит. 1995. № 10.

Оруэлл

Белов С. Правда – это ложь. Артур Кестлер и Джордж Оруэлл // Белов С. Бойня номер «Х». М., 1991.

Зверев А. [Предисл.] //Оруэлл Дж. 1984. М., 1989.

Зверев А. [Предисл.] //Оруэлл Дж. Скотный двор. М., 1989.

Зверев А. О старшем брате и чреве кита // Лит. обозрение. 1989. № 9.

Кузнецов С. 1994: юбилей неслучившегося года. К десятилетию «года Оруэлла» // Иностр. лит. 1994. № 11.

Недошивин В. Джордж Оруэлл – беглец из лагеря победителей // Иностр. лит., 1990. №3.

Чаликова В., Недошивин В. Неизвестный Оруэлл (диалог). Иностр. лит., 1992. № 2.

Шишкин А. Есть остров на том океане… Утопия в мечтах и реальности // О дивный новый мир: Английская антиутопия. М., 1990.

Джон Осборн

Ряполова В. [Послесл.] // Осборн Дж. Пьесы. М., 1978.

Ряполова В. Герои Джона Осборна // Вопросы театра. М., 1970.

Шестаков Д. П. [Вступ.ст.] // Семь английских пьес. М., 1968.

Шестаков Д. П. Современная английская драма: Осборновцы. М., 1968.

 

Тема 12. Литература США 1950–1970-х годов

Осмысление опыта Второй мировой войны в американском военном романе (Норман Мейлер, «Нагие и мертвые», Джон Херси, «Возлюбивший войну», Джозеф Хеллер, «Поправка-22», Джеймс Джонс, «Тонкая красная линия», «Отныне и во веки веков», «Только позови», Курт Воннегут, «Бойня № 5, или Крестовый поход детей». Тема насилия и жестокости, проблема гуманизма. Изображение войны в аспекте абсурда. Армия как модель американского общества, метафора отчужденных социально-исторических сил.

Америка 1950-х и литература. Эпоха Prosperity; атмосфера холодной войны; Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Отражение кризиса американского общества в произведениях Джона Стейнбека, Роберта Пенна Уоррена, Джона Апдайка, Нормана Мейлера, Трумэна Капоте, Курта Воннегута, Джона Гарднера, Сола Беллоу, Джозефа Хеллера. Влияние европейского экзистенциализма на американскую литературу. Роман Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». Американская история и американская культура в романе; американские идеалы перед судом современности. «Закат Америки» и слой «римских» аллюзий в романе. Тема Страстей и Воскресения в романе; лирико-философский образ природы. Норман Мейлер и концепция «нового журнализма». Документальное и художественное в методе Мейлера. Критический анализ американской национальной мифологии в творчестве Мейлера. Творчество Сола Беллоу; поиски путей преодоления отчуждения. Образ героя-интеллектуала, взыскующего духовного обновления, в прозе Сола Беллоу. Джон Апдайк. Роман «Кентавр». Особенности мифологизма романа; американские национальные типы в контексте античной мифологии. Банальное и возвышенное, реальность и мечта. Цикл романов о Кролике Энгстроме: лирико-сатирическая летопись американской повседневности. Автор и герой в цикле. Приемы авангардистского письма, гротескный образ американской цивилизации в творчестве Курта Воннегута и Джозефа Хеллера. Реализм Джона Гарднера, образы массовой культуры в романе «Осенний свет». Лирический образ детства в романе Трумэна Капоте «Другие голоса, другие комнаты».

Джером Дэвид Сэлинджер и движение молодежного протеста в послевоенной Америке. Холден Колфилд как конкретно-исторический «портрет поколения» и как мифологически-символический образ. Речь Холдена, прием сказа в романе. «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания. Автор и герой; юмор Сэлинджера. Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» и контркультура.

Литература

Аллен У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М., 1970.

Засурский Я. Н. Вторая мировая война и послевоенное наступление конформизма. //Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Литература США в 70-е годы ХХ века. М., 1983.

Литература США ХХ в. Опыт типологического анализа. М., 1978.

Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.

Мендельсон М. О. Роман США сегодня. М., 1977.

Мендельсон М. О. Роман США сегодня. М., 1985.

Мендельсон М. О. Современный американский роман. М., 1964.

Морозова Т. Л. Образ молодого человека в литературе США. М., 1969.

Мулярчик А. С. США: ХХ в. Грани литературного процесса. М.; Минск; Барановичи, 1994.

Мулярчик А. С. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

Мулярчик А. С. Современный реалистический роман США. 1945–1980. М., 1988.

Мулярчик А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины ХХ века. М., 1985.

Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.

Орлова Р. Потомки Гекльберри Финна. М., 1964.

Писатели США о литературе: В 2 т. М., 1982.

Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994.

Джон Стейнбек

Батурин С. С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. М., 1984.

Днепров В. Д. Злой человек и добрый человек // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970; Иностр. лит. 1968. № 7.

Засурский Я. Н. Сага о Джоудах //Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

Злобин Г. П. Как зрели «Гроздья гнева» // Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985

Гарднер

Анастасьев Н. А. Суть перемен: из опыта текущей американской прозы // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе, 70-е годы. М., 1982.

Злобин Г. П. Свет совестливости // Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985; Гарднер. Осенний свет. М., 1981.

Мейлер

Гайсмар М. Норман Мейлер: представитель богемы в национальной литературе // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

Олдридж Джон. Норман Мейлер: энергия нового успеха // Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.

Джон Апдайк

Днепров В. Д. Злой человек и добрый человек // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970; Иностр. лит. 1968. № 7.

Олдридж Джон. Тайный порок Джона Апдайка // Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.

Основные тенденции развития современной литературы США. М., 1973.

Сэлинджер

Гайсмар М. Сэлинджер: мудрое дитя и школа журнала «Нью-Йоркер» // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986.

Галинская И. Л. Философские и этические основы поэтики Сэлинджера. М., 1975.

Книпович Е. Ф. Люди над пропастью // Знамя. 1961. № 6.

Лидский Ю. Я. Очерки об американских писателях ХХ века. Киев, 1968.

Менанд Луис. «Над пропастью во ржи» 50 лет спустя // Иностр. лит. 2005. № 10.

Панова В. О романе Сэлинджера… // Иностр. лит., 1960, № 11.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. «Хорошо ловится рыбка бананка».

 

Тема 13. Движение битников и направления литературного авангарда в литературе послевоенных лет

Исторические и социальные корни литературного движения битников. Эссе Нормана Мейлера «Белый негр» и его значение для культурологического опознания явления битничества. Антисоциальная и антикультурная направленность движения битников; система ценностей. Философские и литературные предшественники движения в европейской и американской культуре (Уолт Уитмен, Ралф Уолдо Эмерсон, Артюр Рембо, сюрреалисты, Жан Поль Сартр). Принцип «спонтанного письма», «джазовой импровизации» в эстетике битников. Битники и культурная парадигма авангарда, инструментальное отношение к искусству. Битники и контркультура 1950–1960-х годов.

Джек Керуак и его роман «На дороге». Образы Дина Мориарти и Сэла Парадайза. Основные смысловые оппозиции книги, ее стиль. Сюжетная тема «возвращения домой» в структуре книги. Гедонизм и трагедийность битничества в романе «На дороге». Аллен Гинзберг, его роль в движении битников. Поэма «Вопль» – поэтический манифест движения. Поэтические традиции Рембо и Уитмена в творчестве Гинзберга. Творчество Уильяма Берроуза – наиболее последовательное выражение бунтарства битников. «Борьба с языком» как ядро негативистской программы Берроуза. Реализация этой программы в книге «Голый завтрак». Жанр антиутопии, стиль, язык. Литературные и мировоззренческие истоки творчества Берроуза: маркиз де Сад, Свифт и др. Значение творчества Берроуза в истории литературно-художественного авангарда.

«Конец авангарда» в послевоенной литературе. Авангардистские проекты 1950-х годов: театр абсурда во Франции, Германии, США, «конкретная поэзия» в Германии.

Литература

Алякринский О. Сага о Дине Мориарти // Керуак Дж. Избр. проза. Киев, 1995. Т. 1.

Анджапаридзе Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое западной прозы 60–70-х гг. ХХ в. М., 1982.

Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.

Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: критический анализ. М., 1980.

Зверев А. М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.

Морозова Т. Л. Образ молодого человека в литературе США. М., 1969.

Мулярчик А. США: ХХ в. Грани литературного процесса. М.; Минск; Барановичи, 1994.

Мяло К. Г. Под знаменем бунта. Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950–1970-х годов. М., 1985.

Фостер Э. Х. Битники. Опыт постижения. Екатеринбург, 1993.

 

Тема 14. Наследие эстетики «высокого модернизма» в послевоенные годы. Идеи и эстетика «нового романа»

Восприятие «высокого модернизма» в послевоенной культурной ситуации: превращение классиков модернизма в культовые фигуры. Продолжение и переосмысление художественных поисков Джойса, Пруста, Кафки во французской литературе и концепция «ангажированной литературы» Сартра как попытка преодоления наследия модернизма. «Дезангажирующие» тенденции во французской литературе, их экзистенциалистский фундамент.

Проблема «школы нового романа». Общность критического пафоса «неороманистов», неприятие ими форм классического буржуазного романа. Идеологические основы критики. Эссе Натали Саррот «Эра подозренья» как манифест «нового романа». «Устаревшие понятия» литературы в оценке Алена Роб-Грийе. Критика категорий классического романа: образ человека (персонаж, характер), образ мира (сюжет, жанр), образ автора. Представление о классическом романе как грубом упрощении реальности, отражающем интересы и вкусы буржуа XIX века. Попытка «новых романистов» приблизиться к «подлинной» реальности. Элемент модернистской сакрализации искусства в эстетике неороманистов.

Позитивные программы неороманистов. Натали Саррот. Идея искусства как фиксации и выражения подлинной психической жизни индивида; задача преодоления клише и стереотипов мышления и искусства. Нравоописательный и сатирический элемент в творчестве Саррот, изображение парижских интеллектуалов и снобов. Сартровская оценка творчества Саррот. Классические романные структуры в прозе Саррот; относительность их снятия и обновления. Конфликт романа «Вы их слышите?».

Ален Роб-Грийе. «Шозизм»: попытка показать мир таким, каков он есть, освободить вещи от навязанных им значений, от человеческой перспективы. Ограниченность возможностей данной попытки, непреодолимость романных конвенций, укорененных в природе мышления и языка (время, пространство, причинность и др.). Пародийность как основа творчества Роб-Грийе «после шозизма». Романы «Проект революции в Нью-Йорке», «Дом свиданий»: разрушение традиционных моделей литературного описания, обман ожиданий читателя, замена логических и временных связей визуальным принципом «отражения», «музыкальным» принципом вариации. Двусмысленность результатов модернистского эксперимента Роб-Грийе.

Новый роман в историко-культурном контексте. Новый роман и классическая традиция, модернизм, авангард, постмодерн. Отказ от попыток постижения и интерпретации реальности в духе классического романа; от авангардистского пересоздания мира и его модернистского эстетического осуществления. Превращение реальности в один из знаков в цепи других, бесконечно указывающих друг на друга. Роман, уподобляющийся ленте Мебиуса, поверхность без глубины, не поддающаяся интерпретации, но и не претендующая на интерпретацию мира. Новый роман и концепции постмодерна: осознание пределов познания и творчества открывает перспективу примирения с реальностью и с классической традицией.

Литература

Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е гг. М., 1977.

Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

Ерофеев В. В. «Новый роман» и физиология писательства // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.

Женетт Ж. Фиксация головокружения [Роб-Грийе] // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. Т. 1.

Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60–70-е гг.). М., 1984.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Роб-Грийе Ален. Несколько устаревших понятий // Называть вещи своими именами. М., 1986.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Рыклин М. Революция на обоях. Бланшо М. Роман о прозрачности. Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует. Фуко М. Расстояние, вид, исток // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.

Саррот Н. Флобер – наш предшественник. Вопр. лит. 1997. №3.

Саррот Н. Эра подозренья // Писатели Франции о литературе. М, 1976

Сартр Ж. П. Предисловие к роману Натали Саррот «Портрет неизвестного» // Сартр Ж. П. Ситуации. М, 1997.

Трущенко Е. Ф. Французский новый роман в современном контексте // Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.

Французская литература, 1945–1990. М., 1995.

 

Тема 15. Становление концепции постмодернизма

Аспекты содержания понятия «постмодернизм». Модерн и постмодерн. Оформление концепции постмодернизма в литературоведении и критике 1950–1970-х годов как осознание исчерпанности модернистского и авангардистского проектов. Круг авторов-«постмодернистов». Связь литературного постмодернизма с философскими идеями нонклассики и постнонклассики. Историко-политический контекст оформления концепции постмодерна в послевоенном мире: постмодерн и крушение идей социального утопизма. Черты постмодернистской литературы: осознанно-игровой характер текста, ироничность, пародийность, полистилистика, сюжетная незавершенность. Письмо и чтение в постмодернистской ситуации. Проблема «гиперлитературы». Характер и способы постмодернистского возвращения к классике.

Литература

Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме»: О судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10.

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени // Иностр. лит. 1996. №9.

Генис А. Треугольник: Авангард, соцреализм, постмодернизм // Иностр. лит. 1994. №10.

Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. Харьков, 2000.

Затонский Д. В. Постмодернизм в историческом интерьере// Вопр. лит. 1996. Вып. 3.

Затонский Д. В. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностр. лит., 1996, №2.

Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПБ, 2000.

Постмодернизм и культура: Материалы круглого стола // Вопр. философии. 1993. № 3.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Эпштейн М. Н. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. 1996. №8.

Эпштейн М. Н. От модернизма к постмодернизму: Диалектика гипер в культуре ХХ века // Новое литературное обозрение. 1995. №16.

Эпштейн М. Н. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. №1.

Эпштейн М. Н. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. №3.

 

Тема 16. Владимир Набоков как американский писатель

Своеобразие положения Набокова в мировой литературе ХХ века. Двуязычие Набокова и целостность его человеческого и писательского облика. Важнейшие этапы личной судьбы Набокова и их метафоризация в художественной системе его творчества. Россия, Европа, Америка в судьбе Набокова. «Русский метароман» Набокова и его мотивы в англоязычном творчестве. Основные эстетические принципы, черты стиля и языка англоязычного творчества Набокова. Роман «Лолита»: психологические и этические аспекты содержания. Литературный фон книги (По, Бодлер, Гете, Данте, Хемингуэй и др.). Гумберт Гумберт как герой и как рассказчик. Система идеологических оппозиций (Европа и Америка, мужское и женское, взрослое и детское, искусство и массовая культура) и проблематика книги. Мотив двойничества. Образ Лолиты, конкретное и символическое. Структура повествования, система интертекстуальных отсылок, мотивы двойничества и утраченной родины, смерти и бессмертия, искусства и мастерства в романах «Бледное пламя» и «Ада». Значение творчества Набокова для самопознания искусства в ХХ веке.

Литература

Анастасьев Н. А. Феномен Набокова. М., 1992.

Бродски А. «Лолита» Набокова и послевоенное эмигрантское сознание (Автор. пер. с англ. В. Нугатова) // Новое лит. обозрение. 2002. № 58.

Ерофеев В. В. Набоков в поисках потерянного рая // Набоков В. В. Другие берега: Сб. Л., 1991; Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.

Липовецкий М. Н. Из предыстории русского постмодернизма (метапроза Владимира Набокова: от «Дара» до «Лолиты») // Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

Липовецкий М. Н. Лолита // Урал. 1992. № 4.

Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.

Литературный гид: Тень Набокова // Иностр. лит. 1999. № 12.

Набоков В. В.: pro et contra. Спб., 1997.

Набоков В. В.: pro et contra. Спб., 2001.

Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб., 2000.

Пурин А. В. Набоков и Евтерпа // Новый мир. 1993. № 2.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. «Бледный огонь».

Ухова Е. Призма памяти в романах Владимира Набокова // Вопр. лит. 2003. №4.

Эпштейн М. Н. Искусство в погоне за естеством: сексуальная революция в литературе Запада // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–ХХ веков. М., 1988.

 

Тема 17. Хорхе Луис Борхес

Особое место Борхеса в истории латиноамериканской литературы. Значение «европейского элемента» в формировании эстетической концепции писателя. Участие Борхеса в литературно-художественной жизни Европы 1910–1920-х годов; Борхес и испанские «ультраисты».

Метод Борхеса: синтез литературы, философии, литературоведения. Культурологический синтез: Латинская Америка, Европа, Восток, античность и Средневековье в новеллах Борхеса. Условность тематического разграничения творчества Борхеса на «рассказы городских окраин» и на «интеллектуальные игры с временем и пространством». Философский аспект интеллектуально-эстетической игры в прозе Борхеса.

Основные метафоры Борхеса, их взаимосвязи: мотивы лжи и обмана, лабиринта, зеркала, библиотеки, книги и др. Значение интертекстуального фона, культурно-исторических аналогий и ассоциаций, фантастики. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса. Идея мировой книги как ироническое отражение модернистского эстетического проекта.

Литература

Багно Вс. [Вступ. cтатья] // Борхес Х. Л. Коллекция. СПб., 1992.

Горелик М. Проекция Борхеса // Новый мир. 2001. № 4.

Дубин Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в ХХ веке. М., 2005.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Кофман А. Ф. Латиноамериканский образ мира. М., 1998.

Левин Ю. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Текст в тексте: Тр. по знаковым системам. Тарту. 1981. 14.

Литература Латинской Америки. История и современные процессы. М., 1986.

Литературный гид. Борхес, или История бесконечности // Иностр. лит. 1999. № 9.

Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. ХХ век. М., 1983.

Петровский И. М. Феномен Борхеса // Борхес Х. Л. Письмена бога. М., 1992.

Портрет в зеркалах: Хорхе Луис Борхес // Иностр. лит. 1995. № 1.

Тертерян И. А. Человек, мир, культура в творчестве Х. Л. Борхеса // Борхес Х. Л. Проза разных лет. М., 1984; или: Тертерян И. А. Человек мифотворящий. М., 1988.

Ямпольский М. Б. Метафоры Борхеса // Лат. Америка. 1989. № 6.

 

Тема 18. Сэмюэл Беккет

Творческое становление Беккета, важнейшие воздействия. Ирландия и Франция в духовном мире Беккета; Беккет как писатель-билингв. Беккет и Джойс. Философско-эстетическая концепция Беккета, влияние Паскаля, Вико, Шопенгауэра, Пруста. Раннее творчество Беккета: «Больше замахов, чем ударов», «Мерфи»: тема отчуждения, комизм и трагическая ирония. «Нереальность видимого мира и реальность невидимого» в творчестве Беккета (Дилан Томас). Беккет в годы войны; участие в движении Сопротивления. Значение впечатлений периода оккупации для дальнейшего творчества Беккета. Представление о мире как источнике тотального насилия. Ключевые темы Беккета: абсурдность бытия, бессмысленность человеческих усилий, жизненный крах, одиночество, душевные и физические страдания, страх. Трилогия Беккета. Роман «Моллой», образ главного героя. Жанровая модель «романа большой дороги». Образ пространства, его символический смысл. «Моллой» как роман о повествовании. Трансформации образа дороги и варианты его символического осмысления в драматургии Беккета («В ожидании Годо», «Эндшпиль» и др.). Темы религиозной веры и абсурда, мотивы слепоты, старости, дряхлости, скованности персонажей в пьесах Беккета. Тема человеческой речи, говорения, письма, Слова. Своеобразие театрального мышления Беккета. Беккет – создатель новой театральной эстетики. Минимализм художественной установки Беккета, обращение к жанру монодрамы, лиризм. Влияние Беккета на искусство ХХ века.

Литература

Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е гг. М., 1977.

Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

Дубин Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в ХХ веке. М., 2005.

Коренева М. М. Невыносимая доступность небытия // Беккет С. Театр: Пьесы. СПБ., 1999.

Портрет в зеркалах: Сэмюэл Беккет // Иностр. лит. 2000. № 1.

Проскурникова Т. Б. Театр Франции: Судьбы и образы. СПБ, 2002.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Театр абсурда.

Французская литература, 1945–1990. М., 1995.

 

Тема 19. Немецкоязычные швейцарские писатели

Своеобразие духовной атмосферы Швейцарии и ее отражение в швейцарской литературе.

Макс Фриш, его путь в литературу. Важнейшие личные, общественно-исторические и литературные обстоятельства Фриша. Знакомство с Брехтом и первые драматические опыты. Своеобразие жанровой формы дневника. Роль «Дневника 1946–1949 годов» для дальнейшего творчества писателя. Сквозные мотивы: «любовь к геометрии», попытка рационалистического освобождения от «бремени страстей человеческих» и случайностей судьбы. Формы бегства: маска, позволяющая избежать социальной роли и осуществить собственную идентичность; относительность успеха и безусловность краха жизненного проекта героев пьесы «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», романов «Homo Faber», «Назову себя Гантенбайн». Контекст трагедии рока в творчестве Фриша: мотив инцеста в романе «Homo Faber», мотив слепоты в романе «Назову себя Гантенбайн». «Швейцарский» и «европейский» аспекты осмысления проблематики индивидуальной человеческой судьбы. Экспериментальный характер сюжетного строения романа «Назову себя Гантенбайн»; сюжет романа и сюжет судьбы. Тема любви в творчестве Макса Фриша. Макс Фриш, модернизм и постмодернизм.

Фридрих Дюрренматт. Наиболее важные литературные влияния (Свифт, Кафка, Ведекинд), самобытность творчества. Осмысление опыта Второй мировой войны, особой ситуации Швейцарии в произведениях Дюрренматта. Раннее творчество: причудливая мрачная фантастика, намеренная неопределенность причин событий и мотивов поступков. Традиции экспрессионизма. Двойственность положения человека – палача и жертвы. Мотив лабиринта в прозе Дюрренматта. Смысл постоянных возвращений писателя к ранее написанным вещам, их переработок. Игра с сюжетом и композицией.

Гротескно-комическая интерпретация мифологических сюжетов и образов («Минотавр», «Смерть Пифии» и др.). Проблематика рока и случая. Сатирический элемент в творчестве Дюрренматта, критическое отношение к современным идеологическим концепциям, изображение анонимности современного массового общества. Традиции криминального жанра. Значение мотивов поиска преступника, разбирательства и разоблачения. «Комическое» и «ужасное» в эстетической системе Фридриха Дюрренматта, пределы игры со смыслом.

Литература

Павлова Н. С., Седельник В. Д. Швейцарские варианты. Литературные портреты. М., 1990.

Макс Фриш

Амусин М. Макс Фриш: между мечтой и моделью // Вопр. лит. 2002. № 2.

Затонский Д. В. [Предисловие] // Макс Фриш. Избр. произведения. М., 1991. Т. 1; или: Затонский Д. В. Homo Макс Фриш // Иностр. лит., 1966. № 4.

Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994.

Затонский Д. В. Романист Макс Фриш. // Затонский Д. В. В наше время. М., 1979

Лембрикова Б. Макс Фриш – критик современности // Вопр. лит. 1967. № 6.

Тамарченко Н. Д. К проблеме границ между автором и героем в современном зарубежном романе («Назову себя Гантенбайн» М. Фриша) // Художественный текст и литературный жанр: Сб. науч. тр. Махачкала, 1980.

Фриш М. Листки из вещевого мешка. М., 1987.

Дюрренматт

Затонский Д. В. Шекспир, Стриндберг, Дюрренматт и современное искусство. // Затонский Д. В. В наше время. М., 1979

Павлова Н. С. Невероятность современного мира // Дюрренматт Ф. Избранное. М., 1990.

 

Тема 20. Английский постмодернизм

Претворение в творчестве Уильяма Голдинга личного опыта участника мировой войны и исторического опыта Великобритании. Центральные темы творчества. Интеллектуально-этический эксперимент как основа сюжета. Пародийная основа романа «Повелитель мух». Анализ человеческой природы, соотношения в ней инстинктивного и рационального. Историческая, социальная, психологическая проблематика книги. Значение экзотического фона. Проблема авторской позиции. Тема мифопоэтического творчества.

Эксперименты Голдинга со стилем и языком, опыты языкового конструирования «другого мышления»: детского («Повелитель мух»), первобытного («Наследники»), средневекового («Шпиль»). Соотношение конструктивных и деструктивных начал человеческой натуры в романе «Шпиль». Аллегорическое и метафорическое содержание произведений Голдинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.