Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературного процесса XХ века 2 страница






Литература

Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

Засурский Я. Н. Потерянное поколение: Ф. С. Фицджеральд и «поэзия отрицательных величин» //Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

Зверев А. М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

Литература США ХХ в. Опыт типологического анализа. М., 1978.

Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.

Мулярчик А. США: ХХ в. Грани литературного процесса. М.; Минск; Барановичи, 1994.

Писатели США о литературе: В 2 т. М., 1982.

Толмачев В. М. Роман США 20-х гг. ХХ в. М., 1992.

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

Шервуд Андерсон

Гайсмар М. Шервуд Андерсон, последний из провинциалов // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

Каули М. Шервуд Андерсон и его книга мгновений //Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд.

Горбунов А. Н. Романы Ф. С. Фицджеральда. М., 1974.

Гайсмар М. Фицджеральд, Орест в отеле «Риц» // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

Зверев А. М. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // Фицджеральд. Избр. произв. В 3 т. М., 1994. Т. 1.

Олдридж Джон. Жизнь Гэтсби //Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.

Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.

Тернбулл Э. Фицджеральд. М., 1981.

Эзра Паунд

Генис А. Без языка (Эзра Паунд) // Иностр. лит. 1999. № 9.

Зверев А. М. Деревенский умник: К портрету Эзры Паунда // Иностр. лит. 1991. № 2.

Зверев А. М. Эзра Паунд – литературная теория, поэзия, судьба. Вопр. лит. 1970. № 6.

Малявин В. В. Китайские импровизации Паунда // Восток–Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982.

Джон Дос Пассос

Засурский Я. Н. Лучшие времена Джона Дос Пассоса // Дос Пассос. 42-я параллель. 1919. М., 1981.

Генри Миллер

Брассаи. Генри Миллер. Портрет в полный рост. Фрагменты книги // Иностр. лит. 2002. № 1.

Вайль П., Генис А. По теченью реки (О романе Генри Миллера «Тропик Рака») // Иностр. лит. 1990. № 8.

Изгнание как явление литературы ХХ века // Диапазон. 1993. № 1.

Миллер Г. Время убийц // Иностр. лит. 1992. № 10. Отд. изд.: Миллер Г. Время убийц. М., 2002.

Оруэлл Дж. Во чреве кита. Рецензия на «Космологический глаз» Генри Миллера //Оруэлл Дж. Лев и Единорог. Эссе, статьи, рецензии. М., 2003.

Эпштейн М. Н. Искусство в погоне за естеством: сексуальная революция в литературе Запада // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–ХХ веков. М., 1988.

Зверев А. М. Одинокий бунтарь // Миллер Г. Тропик Рака. Тропик Козерога. Черная весна. М., 1995. С. 5—24.

Аствацатуров А. «Мыслящее тело» в поисках языка. Случай Генри Миллера. НЛО. 2005. № 71.

 

Тема 5. Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй как одна из центральных фигур мирового литературного процесса 1920–1930-х годов. Судьба Хемингуэя. Философские и эстетические основы творчества. Хемингуэй и «потерянное поколение». Хемингуэй и модернизм. Американское и антиамериканское в позиции и творчестве Хемингуэя. Произведения 1920-х годов. Книга рассказов «В наше время». Композиция и сюжет книги. Особенности композиции сборника: новеллы и «главы». Хронология книги. Роль образа Ника Адамса в структуре книги. Проблема «точки зрения» в «главах», в рассказах «Мой старик», «Мистер и миссис Элиот», «Дома», «Кошка под дождем», «Не в сезон». Структура книги и романная форма.

Поэтика и идейная структура рассказов «Индейский поселок», «Доктор и его жена», «Трехдневная непогода», «Дома», «Кошка под дождем», «Не в сезон», «Мой старик», «На Биг-Ривер». Деталь и диалог, их роль в организации подтекста. Основные смысловые оппозиции рассказов: мир природы и мир социальных отношений; Европа и Америка; мужчины и женщины; дети и взрослые.

Место книги «В наше время» в творчестве Хемингуэя. «Очень короткий рассказ» и «Прощай, оружие!»; «Не в сезон» и «Старик и море».

Стиль Хемингуэя, «поэтика умолчания». Хемингуэевская ситуация и хемингуэевский герой. Темы войны, смерти, любви, природы в их взаимном сцеплении. Трагический пафос. Хемингуэй – романист («Фиеста», «Прощай, оружие!»). Попытки обретения целостности на путях любви и чести и их перспективы. Этика хемингуэевского героя. Позднее творчество Хемингуэя.

Литература

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

Грибанов Б. Т. Хемингуэй. М., 1971.

Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй. Герой и время. М., 1980.

Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

Кашкин И. А. Эрнест Хемингуэй. М., 1966.

Лидский Ю. Я. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Киев, 1978.

Росс Л. Портрет Хемингуэя. М., 1966.

Старцев А. И. Хемингуэй и потерянное поколение // Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.

Уоррен Р. П. Хемингуэй // Уоррен Р. П. Как работает поэт. М., 1986.

Финкельштейн И. Л. Хемингуэй-романист. 20–30-е годы. Горький, 1974.

 

Тема 6. Фолкнер и южная литература

Опыты построения американского эпоса в творчестве Уильяма Фолкнера и Томаса Вулфа. «Южная литература». Культура, история, быт американского Юга как художественный материал творчества Уильяма Фолкнера. Понятие «южной легенды». Двойственное отношение Фолкнера к южной романтике. Героическое и юмористическое в произведениях Фолкнера; фольклорные истоки его творчества. Мир Йокнапатофы. Романы «Шум и ярость» и «Свет в августе». Конкретно-исторические и общечеловеческие аспекты проблематики Фолкнера. Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени. Прием потока сознания в романах Фолкнера. Фолкнер и Джойс. Значение библейских аллюзий. Тема исторического возмездия за метафизический грех. Поздний Фолкнер. Томас Вулф и южная литература. Мифологема «дома и мира» в творчестве Вулфа. Попытка создания Великого Американского Романа, грандиозного портрета Америки в ее прошлом и настоящем и проблема завершенности романов Вулфа. Автобиографическая основа книг Вулфа. Традиция романа воспитания в книге «Взгляни на дом свой, ангел». Романтическое начало в трактовке темы художника. Лирическое и эпическое в книге. Исторические коллизии 1930-х годов в романе «Домой возврата нет». Изменение трактовки образа художника.

Литература

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Литература США ХХ в. Опыт типологического анализа. М., 1978.

Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.

Мулярчик А. США: ХХ в. Грани литературного процесса. М.; Минск; Барановичи, 1994.

Писатели США о литературе: В 2 т. М., 1982.

Толмачев В. М. Роман США 20-х гг. ХХ в. М., 1992.

Фолкнер

Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы. М., 1991.

Анастасьев Н. Уильям Фолкнер в воздухе и на суше. Вопр. лит. 2001. № 3.

Засурский Я. Н. Поток сознания: «Шум и ярость» У. Фолкнера. Литература протеста и несогласия //Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

Зверев А. М. Фолкнер-новеллист. Йокнапатофа и ее обитатели // Фолкнер У. Собрание рассказов. М., 1977.

Злобин Г. П. Падение дома Компсонов // Иностр. лит. 1973. № 1.

Злобин Г. П. Тяжба со временем // Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985.

Каули М. Уильям Фолкнер. Свежий взгляд на Фолкнера //Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

Ландор М. Трагический герой Фолкнера (Тяжкое наследие американских веков в романе «Авессалом, Авессалом») // Иностр. лит. 1982. № 1.

Мендельсон М. О. Фолкнер, Особняк // Мендельсон М. О. Роман США сегодня – на заре 80-х. М., 1985; Мендельсон М.О. Роман США сегодня. М., 1977.

Олдридж Джон. Львы умирают //Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.

Палиевский П. В. Америка Фолкнера (об «Осквернителе праха») // Иностр. лит. 1968. № 2; Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979.

Парамонов Б. Россия: глазами Фолкнера // Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М., 2001.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. «Шум и ярость».

Савуренок А. К. Романы У. Фолкнера 1920–1930-х годов. Л., 1979.

Сартр Ж. П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера // Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.

Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.

Степанян К. А. К истории повествовательных форм (на материале произведений Ф. М. Достоевского и У. Фолкнера) // Контекст–1985. М., 1986.

Толмачев В. М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х гг. и проблема романтической культуры. М., 1997.

Уоррен Р. П. Как работает поэт. М., 1988.

Томас Вулф

Гайсмар М. Томас Вулф // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

Ландор М. Открытй эпилог 30-х годов (О романе Томаса Вулфа «Домой возврата нет») // Иностр. лит. 1979. № 9.

Ландор М. Сжатая проза Вулфа // Вулф Т. Портрет Баскома Хока. М., 1987.

Ландор М. Томас Вулф // Иностр. лит. 1971. № 10.

Толмачев В. М. Писатель и автобиография // Вулф Т. Жажда творчества: Худож. публицистика. М., 1989.

 

Тема 7. Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов

Авангардистские течения 1910–1920-х годов как выражение духовной атмосферы военной и послевоенной Европы. Наследие довоенных авангардистских школ (экспрессионизм, футуризм, поэзия Аполлинера, кубизм и др.). Антикультурный и антиэстетический пафос авангардизма. Практика дадаизма и ее смысл: монтаж как прием и как мировоззрение. Тенденции дадаизма: эстетизация внеэстетического, поэтика абсурда, автоматизм творческого акта – и их дальнейшее развитие в авангардистских концепциях ХХ века (сюрреализм, поп-арт, театр абсурда и др.). От дадаизма к сюрреализму. «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона. Теоретические предпосылки сюрреализма: идеи Фрейда и Маркса. Эстетическое и сверхэстетическое в замысле сюрреализма.

Предыстория сюрреализма: романтизм, символизм. «Антиромантические» и «романтические» элементы в сюрреализме. Иррационализм как основа метода сюрреализма и ограниченность его творческих возможностей. Значение сюрреализма в мировой культуре ХХ века.

Сюрреалистический текст. Принципы построения и порождения сюрреалистического текста. Границы между текстом и рефлексией по поводу текста, между текстом и жизнью в сюрреалистическом мире.

Мировоззренческие основы сюрреализма. Категории системы сюрреализма: явь – сон, разум – безумие, норма – девиация, Анатоль Франс – маркиз де Сад.

Культурное значение сюрреализма.

Литература

Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.

Антология французского сюрреализма. М., 1994.

Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы лит., 1992. № 3.

Беньямин В. Сюрреализм: последняя моментальная фотография европейской интеллигенции // Беньямин В. Маски времени. СПБ., 2004.

Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. М., 1986

Великовский С. И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987.

Вирмо А., Вирмо О. Мэтры сюрреализма: Энциклопедия. М., 1996.

Генис А. Треугольник: Авангард, соцреализм, постмодернизм // ИЛ. 1994. №10.

Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм // Вопросы литературы 1992. N 3.

Иванов Вяч. Вс. Хлебников и типология авангарда ХХ века // Иванов Вяч. Вс. Избр. статьи по семиотике и истории культуры: В 2 т. М., 2000. Т. 2.

Камю А. Сюрреализм и революция // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Клеберг Л. К проблеме социологии авангардизма // // Вопросы литературы 1992. - N 3.

Палиевский П. В. Экспериментальная литература //Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979

Подгаецкая И. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Авангардное искусство. Сюрреализм. Экспрессионизм.

Сюрреализм и авангард. М., 1999.

Швейбельман Н. Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. Тюмень, 1996.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002.

Эпштейн М. Н. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12.

 

Тема 8. Важнейшие направления развития европейской и американской драмы 1920–1940-х годов

Развитие в драматургии 1920–1940-х годов традиций реалистического, символистского, экспрессионистского театра начала века. Попытки воссоздания древнего «магического» театра в творчестве Федерико Гарсия Лорки, Юджина О‘Нила, Антонена Арто. «Театр жестокости» Антонена Арто и сюрреализм. Театральная деятельность Гарсия Лорки, театр «Ла Баррака». Фарсы и мистерии Лорки: фольклорно-мифологическая основа, традиции испанского театра, сюрреалистические элементы. Проблема личной свободы, общественных предрассудков и рока в «андалузских трагедиях» Лорки («Кровавая свадьба», «Йерма»). Юджин О’Нил – основоположник американской национальной драмы. Критицизм О’Нила по отношению к традиционным американским ценностям. «Любовь под вязами». Тема человеческой природы, значение фрейдистских идей. Функции мифа в трилогии «Траур идет Электре». Новаторство драматургической техники О’Нила.

Бертольд Брехт. Литературная и общественная позиция. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Цель и принципы «эпического театра», отличие от аристотелевского понимания драмы. Эффект очуждения. Приемы очуждения: пародия, гротеск, зонги, структура диалога. Реалистическое и условное, способы их сопряжения. Брехт и авангардизм. Политическое, философское и эстетическое содержание пьес «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сычуани», «Жизнь Галилея».

«Добрый человек из Сычуани». Проблематика пьесы. Система образов. Реалистическое и условное в пьесе. «Добрый человек» и драматургические традиции. Авторская позиция.

«Кавказский меловой круг». Действие и его оценка в пьесе. Структура диалога. Мера психологизма в образах героев. Ирония и пафос Брехта.

Гуманистический пафос и дегуманизированная форма в драме Брехта.

Литература

Брехт Б. О «Кавказском меловом круге» // Брехт Б. Театр. В 5 т. М., 1965. Т. 5, ч. 1.

Брехт Б. О неаристотелевской драме // Там же. Ч. 2.

Затонский Д. В. Зеркала искусства. М., 1975.

Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ в. М., 1979.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т. 5. 1918–1945.

Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

Копелев Л. Брехт. М., 1966.

Сартр Ж. П. Брехт и классики // Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.

Сурина Т. М. Станиславский и Брехт. М., 1975.

Туровская М. И. На границе искусств: Брехт и кино. М., 1984.

Фрадкин И. М. Бертольд Брехт. Путь и метод. М., 1985.

Фриш М. Воспоминания о Брехте // Фриш М. Листки из вещевого мешка. М., 1987.

Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

Эткинд Е. Г. Бертольд Брехт. Л., 1971.

 

Тема 9. Английский сатирический роман

Традиции английской сатиры в ХХ веке. Вовлеченность и отстраненность писателя-сатирика. Утопия и фантастика, гротеск и реализм английского сатирического романа.

Грэм Грин: католический писатель или пишущий католик? Актуальный политический материал и его осмысление в книгах Грина. Коммунизм и христианство, варварские культуры и европейская цивилизация в концепции Грина. Грин и католическая литература (Ивлин Во, Франсуа Мориак, Бернанос и др.).

Олдос Хаксли и жанр утопии/антиутопии в английской литературе. Хаксли в интеллектуальном ландшафте ХХ века: «врата восприятия» и т. д. Политические и метафизические аспекты содержания творчества Хаксли. Проблемы науки в творчестве Хаксли.

Ивлин Во. Лиризм, ирония, сатира в творчестве писателя. Католицизм Во. Америка в «Незабвенной». Традиция университетского романа в «Возвращении в Брайдсхед». Ироническая ностальгия и консерватизм Ивлина Во.

Литература

Аллен У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М., 1970.

Английская литература. 1945–1980. М., 1987.

Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1975.

Жантиева Д. Г. Английский роман ХХ века. М., 1965.

Ивашева В. В. Английская литература. Век ХХ. М., 1967.

Ивашева В. В. Сострадание и одиночество //Ивашева В. В. Эпистолярные диалоги. М., 1983

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

Грэм Грин

Аникин Г. В. Психологический роман Грина. Трагический роман Грина. Антиколониальный роман Грина //Аникин Г. В. Современный английский роман. Свердловск, 1971

Балашов П. С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. М., 1984.

Днепров В. Д. Вера и безверие. Злой человек и добрый человек // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970

Днепров В. Д. Злой человек и добрый человек // Иностр.лит., 1968, №7.

Ивашева В. В. На последнем крае комедии // Ивашева В. В. Английские диалоги. М., 1971.

Ивашева В. В. Парадоксы сознания //Ивашева В. В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 1945–1977. М., 1979

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

Лодж Д. Разные жизни Грэма Грина // Иностр. лит. 2001. № 12.

Палиевский П. В. Человек буржуазного мира в романах Грэма Грина //Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979; Палиевский П. В. Пути реализма. М., 1974.

Шекспир Н. Грэм Грин // Иностр. лит. 1992. № 7.

Ивлин Во

Анджапаридзе Г. А. [Предисл.] // Ивлин Во. Мерзкая плоть. Возвращение в Брайдсхед. Незабвенная. Рассказы. М., 1979.

Балашов П. С. Юмор и сатира Ивлина Во // Балашов П. С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. М., 1984.

Ивашева В. В. Ивлин Во и его сатирическая традиция в наши дни //Ивашева В. В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 1945–1977. М., 1979

Олдос Хаксли

Дьяконова Н. Я. Музыка в романе О. Хаксли // Литература и музыка. Л., 1975.

Дьяконова Н. Я. О. Хаксли и жанр интеллектуального романа // Типология жанров и литературный процесс. СПБ., 1994.

Палиевский П. Гибель сатирика //Современная литература за рубежом. М., 1962.

Рабинович В. С. Олдос Хаксли: эволюция творчества. Екатеринбург, 1998; 2001.

Шишкин А. Бабуины жаждут? Перечитывая Олдоса Хаксли // Диапазон. 1993. № ¾.

Шишкин А. Есть остров на том океане… Утопия в мечтах и реальности // О дивный новый мир: Английская антиутопия. М., 1990.

 

Тема 10. Экзистенциализм. Жан-Поль Сартр, философия и литература. Творчество Альбера Камю.

Наиболее авторитетная философская концепция второй половины ХХ века – экзистенциализм в его сартровской версии. Философские истоки сартровского экзистенциализма (Маркс, Фрейд, Гуссерль, Хайдеггер). Экзистенциализм как попытка преодоления односторонности материализма и идеализма. Категория свободы в философской системе Сартра, идея обусловленности человека социальными и природными закономерностями и соответственно – идея ангажированности литературы. Основные положения трактата «Что такое литература?». Принцип отрицания как способ утверждения свободы. Сартр и леворадикальное движение. Литературное творчество Сартра. Роман «Тошнота». Содержание метафоры тошноты в романе. Сартр в годы войны. Идея личного выбора в конкретной исторической ситуации; ее реализация в трилогии «Дороги свободы» и в драматургии Сартра. Сартр и Брехт. Проблема вины, свободы и ответственности в драме «Мухи». Своеобразие мифологизма пьесы.

Творчество Альбера Камю. Условия формирования личности писателя. Важнейшие философские и эстетические влияния (Ницше, Достоевский, Жид). «Цикл абсурда» и «цикл бунта» в творчестве Камю. Повесть «Посторонний»; образ главного героя. Социальное и природное в концепции Камю, авторское отношение к герою. Трагедия «Калигула»; Калигула как идеолог абсурда, тема человеческих ценностей в пьесе. Трансформация идейных установок Камю в военные и послевоенные годы; смысл и содержание категории «бунт» в эссе «Бунтующий человек» и в книге «Чума». Конкретно-историческое и символическое в «Чуме», жанр книги. Полемика Камю с Сартром, его общественная и эстетическая позиция в последние годы.

Литература

Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». М., 1973.

Великовский С. И. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., 1979.

Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982.

Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Крылова Л. А., Мосолова Л. Н. Экзистенциализм в Англии и США. М., 1976.

Личность в ХХ столетии: Анализ буржуазных теорий. М., 1979.

Мяло К. Г. Под знаменем бунта. Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950–1970-х годов. М., 1985.

Проскурникова Т. Б. Театр Франции: Судьбы и образы. СПБ, 2002.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Семенова С. Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989.

Современная буржуазная философия и религия. М., 1977.

Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М., 1967.

Сартр

Андреев Л. Г. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

Бачелис Т. И. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М., 1962.

Бачелис Т. И. Интеллектуальный театр // Современный зарубежный театр. Очерки. Борьба идей и направлений. М., 1969.

Великовский С. И. Путь Сартра-драматурга // Сартр. Пьесы. В 2-х тт. М., 1999. Т. 1.

Давыдов Ю. Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры ХХ века. М., 1972.

Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). М., 1975

Ерофеев В. В. Мертвая проза Сартра // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.

Зенкин С. [Всупит.ст.] // Сартр. Тошнота. М., 1994.

Моруа А. Сартр // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Новые прочтения Сартра: Зенкин С. От составителя. Нудельман Ф. Сартр — автор своего времени? Альсберг К. Защита от пустоты. Зенкин С. Сартр и сакральное // Новое лит. обозрение. 2005. № 76.

Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Фокин С. Экзистенциализм — это коллаборационизм? (Несколько штрихов к портрету Жана-Поля Сартра в оккупации) // Новое лит. обозрение. 2002. № 55.

Камю

Великовский С. И. Проклятые вопрос Камю // Камю. Избранное. М., 1989.

Днепров В. Д. Злой человек и добрый человек // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970; Иностр. лит. 1968. № 7.

Ерофеев В. В. Мысли о Камю // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Кушкин Е. П. Альбер Камю: Ранние годы. Л., 1982.

Моруа А. Камю // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Палиевский П. В. Камю //Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979

Сартр Ж. П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986; или: Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.

Фокин С. Альбер Камю. СПб., 1999

 

Тема 11. Историческая обстановка и характер литературного развития 1950–1970-х годов. Движение «контестации» 1950–1970-х годов и его литературные формы.

Революционный характер исторической эпохи 1950–1970-х годов. Важнейшие явления исторического процесса: холодная война, «противостояние двух мировых систем»; крушение мировой колониальной системы; борьба с диктаторскими режимами в Европе и Латинской Америке; движение за расовое равноправие, за права женщин и молодежи. Содержание и смысл исторического процесса: утверждение принципов демократии и свободы, борьба за «права человека» против тоталитарных и консервативных идеологий и политического утопизма. Явления и идеология контркультуры.

Явление «контестации» в духовной жизни Европы 1950–1970-х годов. Критика тоталитаризма и тенденций «массового общества», ее основа – традиция либерального буржуазного гуманизма, идеи прогресса и демократии. Важнейшие литературные явления, связанные с движением контестации.

Неореализм в Италии. Неореализм как реакция на официальное фашистское искусство и на коммерческую художественную продукцию. Вехи истории неореализма в итальянском кинематографе и литературе: «Одержимость» (1943) Лукино Висконти, «Рим, открытый город» (1945) Роберто Росселини, «Похитители велосипедов» (1948) Чезаре Дзаваттини и Витторио де Сика, «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти, «Рим, 11 часов» (1952) Джузеппе де Санктиса, «Ночи Кабирии» (1957) Федерико Феллини; «Сицилийские беседы» (1941) Элио Витторини, «Христос остановился в Эболи» (1944) Карло Леви, «Римлянка» (1947) и «Римские рассказы» (1953) Альберто Моравиа, романы Васко Пратолини, книги Чезаре Павезе. Общие черты неореализма как художественного направления: ориентация на «подлинность», на «лирическую документальность», поэтизация обыденного, любовное воссоздание облика и речи «простого человека». Влияние Хемингуэя. Тема интеллигенции и народа. Изображение социальных низов в аспекте гуманности и юмора. Либерально-просветительские тенденции в литературе неореализма. Значение неореализма и усвоение его приемов коммерческим искусством.

Послевоенная литература Германии. «Нулевой пункт» в истории немецкой культуры. Денацификация, ее цели и результаты. Литературная ситуация послевоенных лет: литература внешней и внутренней эмиграции, ее восприятие в послевоенной Германии. Осмысление исторического прошлого и настоящего Германии в творчестве Эрнста Юнгера и Карла Ясперса. Критика сартровской концепции свободы и идея исторической ответственности в эссе Карла Ясперса «Проблема вины».

Вольфганг Борхерт – основоположник новой немецкой литературы; жанровое своеобразие прозы Борхерта; пьеса «На улице перед дверью»: тема, сюжет, стиль. Традиции символистской и экспрессионистской драмы в пьесе. Осмысление образа Бекмана в критике. Нонконформизм Борхерта в контексте европейской послевоенной литературы. Группа-47 и ее значение для литературы Германии. Идейные и эстетические ориентиры членов группы. Генрих Белль. Литературные традиции. Критицизм по отношению к прошлому и настоящему Германии. Образ героя. Проблема свободы выбора и ответственности. Гуманизм Белля. «Реалистические» и «модернистские» черты в творчестве Белля, клоунада, эксцентрика, хэппенинг в художественной системе произведений Белля. Белль и левое движение.

Английская литература 1950–1970-х годов. Реалии послевоенного мира и их отражение в антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Приемы и направленность сатиры. Литературные традиции. Распад колониальной империи и новая духовная ситуация Великобритании. Английская критика о необходимости «социальной колонизации». «Сердитые молодые люди», культурно-историческая и идеологическая почва явления, основные представители. Новый образ английской действительности и героя в произведениях Сердитых. Проблема авторской позиции. Бытописательство, сатира и юмор в романе Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим». Значение пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе». Содержание и смысл бунта Джимми Портера; ограниченность бунта или ограниченность героя? «Оглянись во гневе» – трагикомедия потери стиля. Восприятие пьесы и ее героя в России.

 

Литература

Анджапаридзе Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое западной прозы 60–70-х гг. ХХ в. М., 1982.

Давыдов Ю. Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры ХХ века. М., 1972.

Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). М., 1975.

Днепров В. Д. Моральный кризис христианства // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.