Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа студентов. Список произведений для обязательного чтения






Список произведений для обязательного чтения

Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте.

Эмиль Золя. Тереза Ракен.

Ги де Мопассан. Пышка.

Ги де Мопассан. Милый друг.

Хенрик Ибсен. Кукольный дом.

Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.

Генри Джеймс. Дэзи Миллер.

Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.

Оскар Уайльд. Идеальный муж.

Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Морис Метерлинк. Непрошеная.

Кнут Гамсун. Пан.

Джозеф Конрад. Сердце тьмы.

Герберт Джордж Уэллс. Машина времени.

Джордж Бернард Шоу. Пигмалион.

Марсель Пруст. В сторону Свана.

Джеймс Джойс. Улисс (Иностранная литература1989. № 1–12). (5–6 эпизодов.)

Франц Кафка. Превращение.

Франц Кафка. Процесс.

Томас Манн. Смерть в Венеции.

Томас Манн. Волшебная гора.

Герман Гессе. Степной волк.

Амброз Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей.

 

Список произведений для дополнительного чтения

Произведения, включенные в следующий список, рекомендуются для чтения при подготовке самостоятельных и творческих работ.

Освальд Шпенглер. Закат Европы (Введение).

Жорис Карл Гюисманс. Наоборот.

Эмиль Золя. Жерминаль (или другие романы из цикла «Ругон-Маккары»).

Август Стриндберг. Фрёкен Юлия.

Ги де Мопассан. Заведение Телье. В лесу. Мисс Гарриет. Клошетт. Мать уродов. Крещенский сочельник. Оливковая роща. В порту. Орля.

Хенрик Ибсен. Враг народа. Дикая утка. Гедда Габлер. Привидения. Когда мы, мертвые, пробуждаемся.

Генри Джеймс. Поворот винта. Веселый уголок.

Оскар Уайльд. Как важно быть серьезным.

Поль Верлен. Сатурнические стихотворения. Галантные празднества. Песни без слов.

Артюр Рембо. Стихотворения. Озарения. Сезон в аду.

Стефан Малларме. Стихотворения.

Морис Метерлинк. Слепые. Смерть Тентажиля. Там, внутри.

Фридрих Ницше. Происхождение трагедии из духа музыки. Веселая наука. Сумерки кумиров.

Роберт Льюис Стивенсон. Остров сокровищ. Ночлег Франсуа Вийона.

Джозеф Конрад. Сердце тьмы. Теневая черта. Тайный сообщник. Аванпост прогресса.

Редьярд Киплинг. Если. Бремя белого человека. Баллада о Востоке и Западе. Мастер. Последняя песня честного Томаса. Дворец. Руны на мече и другие стихотворения. Книга Джунглей. Ким.

Артур Конан Дойл. Скандал в Богемии. Союз рыжих. Человек с рассеченной губой. Голубой карбункул. Шесть Наполеонов. Три студента. Собака Баскервилей.

Кнут Гамсун. Голод. Мистерии.

Герберт Джордж Уэллс. Человек-невидимка. Война миров. Остров доктора Моро.

Бернард Шоу. Дом, где разбиваются сердца.

Генрих Манн. Учитель Гнус.

Томас Манн. Будденброки.

Герман Гессе. Игра в бисер.

Джеймс Джойс. Мертвые. Портрет художника в юности.

Франц Кафка. Замок.

О. Генри. Супружество как точная наука. Вождь краснокожих. Превращение Джимми Валентайна. Дороги, которые мы выбираем. Родственные души. Дары волхвов. Последний лист.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Янки при дворе короля Артура. Принц и нищий. Рассказы.

Амброз Бирс. Рассказы.

Джек Лондон. Рассказы из сборников «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза». Белый клык.

 

Примерные темы самостоятельных работ

Декаданс как мироощущение и как культурная эпоха.

Основные черты искусства декаданса.

В чем состоят принципиальные отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века?

Охарактеризуйте философские и научные основы натурализма.

Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.

Охарактеризуйте важнейшие черты художественной манеры братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте».

Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе Золя «Тереза Ракен».

Замысел и композиция романного цикла Эмиля Золя «Ругон-Маккары».

Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Пышка».

Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Заведение Телье».

Образ Жоржа Дюруа в романе Мопассана «Милый друг» и проблема отношения автора к герою.

Структура конфликта в драмах Ибсена.

Образ героя-идеалиста в драматургии Ибсена.

Приемы создания бытового фона в пьесах Ибсена.

Символические образы в драмах Ибсена.

Роль детали в художественном мире Ибсена.

Характер диалога в художественном мире Ибсена.

Искусство и жизнь в пьесе Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена.

Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение.

Критика викторианской культуры в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

«Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Томаса Гарди как роман-трагедия.

Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в новеллах Генри Джеймса.

Проблема достоверности рассказа в новеллистике Генри Джеймса. Понятие «точка зрения».

Важнейшие приемы повествования в новеллистике Генри Джеймса.

Викторианская культура в произведениях Генри Джеймса: образ и оценка.

Спор о красоте и искусстве в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Место книги Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в культуре европейского декаданса.

Оскар Уайльд, «Идеальный муж»: комедия интриги, комедия характеров или «драма идей»?

Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным». Условное и реальное в характерах и действии пьесы.

Оскар Уайльд: поэтика парадокса.

Способы создания атмосферы ужасного в новелле Р. Л. Стивенсона «История Джекила и Хайда».

Проблема зла в произведениях Р. Л. Стивенсона.

Стивенсон и викторианская культура.

Образ художника в новелле Р. Л. Стивенсона «Ночлег Франсуа Вийона» в контексте культуры декаданса.

Основные различия эстетических принципов Поля Верлена и Артюра Рембо.

Смысл названия книги Поля Верлена «Песни без слов».

Содержание поэтической революции Поля Верлена.

Артюр Рембо: замысел «Озарений».

Символизм как эстетическая концепция.

Культурно-исторические и философские основы символизма.

Философские основы поэтической практики Малларме.

Поэтическая техника Малларме: приемы построения образа.

Поэтика и символика финалов в драмах Метерлинка.

Принципы построения диалога в драматургии Метерлинка.

Действие в драматургии Метерлинка: «подводное течение».

Концепция искусства в творчестве Ницше.

Тема аполлонического и дионисийского в философии и эстетике Ницше.

Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века.

«Почвеннические» тенденции в литературе конца XIX – начала ХХ века.

Авангардизм и модернизм: общее и различное.

Основные черты поэтики авангардизма.

Задачи искусства в авангардистской эстетике.

Авангардизм и культурная парадигма декаданса.

Жизнь и искусство в прозе Кнута Гамсуна.

Мир людей и мир природы в книгах Кнута Гамсуна.

Испытание культуры в книгах Конрада.

Испытание человека в прозе Конрада.

Романтическое и антиромантическое в прозе Конрада.

Приемы повествования Конрада.

Идея «бремени белого человека» в произведениях Киплинга.

Героическое и антигероическое в произведениях Киплинга.

Поэтическая манера Киплинга.

Люди и животные в прозе Киплинга.

Социальная проблематика в романе Уэллса «Машина времени».

Тема научно-технического прогресса в творчестве Уэллса.

Реальное и фантастическое в произведениях Уэллса.

Пародия в романах Уэллса.

«Магистральный сюжет» детективной новеллы Конан Дойла.

Философский аспект содержания детективного сюжета (по произведениям Конан Дойла).

Гениальное и тривиальное мышление в детективной прозе Конан Дойла.

Шерлок Холмс, жанр детектива и викторианская культура: проблема рациональности.

Культурологическое содержание сюжета комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Образ доктора Хиггинса в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Хиггинс – творец культуры и ее разрушитель.

Идейная структура «Пигмалиона», основные смысловые оппозиции.

Способы создания комического образа в пьесах Шоу.

Чеховские мотивы в комедии Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Культурно-историческое содержание сюжета комедии Шоу «Дом, где разбиваются сердца», смысл финала.

Основные идеи эстетической концепции модернизма.

Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма.

Роман Пруста и традиция биографического романа в европейской литературе.

«Бессознательное воспоминание» Пруста.

Психологизм романа Пруста в сопоставлении с психологизмом классического европейского романа.

Охарактеризуйте важнейшие различия в изображении внутреннего мира человека в произведениях Марселя Пруста и Джеймса Джойса.

Соотношение реальности, памяти и художественного творчества в концепции Пруста.

Образ Одетты в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Концепция личности в романе Пруста.

Роман Джойса «Портрет художника в юности» и традиция европейского воспитательного романа.

Система кодов «Улисса».

Значение гомеровских параллелей в романе Джеймса Джойса «Улисс».

Проблема интерпретации романа Джеймса Джойса «Улисс».

Миф, история и искусство в романе Джеймса Джойса «Улисс».

«Поток сознания» в романе Джойса «Улисс».

«Поток сознания» и «поток жизни» в романе Джойса «Улисс».

Принципы создания образа реальности в романе Джойса «Улисс».

Проблема авторской точки зрения в романе Джойса «Улисс».

Проблема вины в трилогии Кафки «Кары».

Творчество Кафки: проблема интерпретации.

Сюжетная логика новеллы Кафки «Приговор».

Сюжетная логика новеллы Кафки «В исправительной колонии».

Символика новеллы Кафки «Превращение».

Сквозные мотивы творчества Кафки.

Бюргерская культура в произведениях Томаса Манна.

Образ Густава Ашенбаха в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.

Ирония в художественном мире Томаса Манна (роман «Волшебная гора»).

Воспитание Ганса Касторпа (роман Томаса Манна «Волшебная гора»).

Томас Манн и философско-эстетическая концепция модернизма.

Идейный спор в романе Томаса Манна «Волшебная гора».

Время в романе Томаса Манна «Волшебная гора».

Природа и культура в романе Германа Гессе «Степной волк».

Структура человеческого Я (роман Германа Гессе «Степной волк»).

Культура и история в романе Германа Гессе «Игра в бисер».

Содержание и смысл Игры (роман Германа Гессе «Игра в бисер»).

Гессе и философско-эстетическая концепция модернизма.

Культура и демократия в романе «Янки при дворе короля Артура».

Смысл соотношения характеров Тома и Гека (романы Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»).

Проблема культуры в творчестве Марка Твена.

«Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса: варианты интерпретации.

Фольклорное начало в новелле О. Генри.

Тема искусства и красоты в новеллах О. Генри.

Тема свободы в творчестве Джека Лондона.

Человек и зверь в прозе Джека Лондона.

 

Примерные темы творческих работ

Проза братьев Гонкур и живопись импрессионизма.

Новелла Мопассана «Орля», «Призраки» Тургенева и «Черный монах» Чехова: сопоставительный анализ.

Любовный сюжет в новеллах Мопассана.

Тема безумия в литературе рубежа веков (Золя, Мопассан, Ибсен, Томас Манн и др.).

Тема болезни в литературе рубежа веков (Золя, Мопассан, Ибсен, Ницше, Пруст, Жид, Кафка, Томас Манн и др.).

Женщины в пьесах Ибсена.

Ибсеновские мотивы и темы у Чехова.

«Юность – это возмездие». Поздний Ибсен.

Бюргеры и художники. По произведениям Ибсена и Томаса Манна.

Страхи викторианской культуры.

Детские образы в новеллах Генри Джеймса.

Образы американских подростков в произведениях Генри Джеймса и Марка Твена.

«Дэзи Миллер» Генри Джеймса и «Ася» Тургенева: сопоставительный анализ.

Дэзи Миллер и другие «американские девушки».

Прокомментируйте фразу сэра Генри из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: «Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна заключена в зримом, а не в сокровенном».

Серьезное и несерьезное в комедиях Оскара Уайльда.

Остроумие Оскара Уайльда.

Женщины в произведениях Уайльда.

Дети и взрослые в романе «Остров сокровищ».

Мифологизация науки в викторианской литературе (Стивенсон, Уэллс, Конан Дойл и др.).

Судьба Рембо: варианты интерпретации.

Тема любви-ненависти в произведениях Кнута Гамсуна.

Тема «сердца тьмы» в произведениях Конрада.

Детское и взрослое в произведениях Киплинга для детей («Сказки» и «Книги Джунглей»).

Люди и животные в произведениях Киплинга, Уэллса, Гессе, Джека Лондона.

Тема встречи культур в произведениях Киплинга.

Элои, морлоки и опыт ХХ века.

Уэллс и Булгаков («Остров доктора Моро» и «Собачье сердце»).

«Преступление» в художественном мире детективной новеллы Конан Дойла.

Метафоры Преступного Мира (Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл)

Авантюра дискурса в детективной новелле: фабула Уотсона, фабула Холмса, фабула преступника.

Мужчины и женщины в комедиях Шоу.

Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.

Цивилизация и культура в пьесе Шоу «Цезарь и Клеопатра».

Своеобразие решения темы любви в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Тема ревности в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Тема снобизма в романе Пруста.

Буржуа и аристократы в романе Пруста.

Музыка в художественно-эстетических концепциях писателей конца XIX и начала ХХ века.

Музыка Адриана Леверкюна.

Паломничество Германа Гессе в Страну Востока.

Йозеф Кнехт и доктор Живаго.

Образы американцев в европейской литературе XIX–XX веков.

Тема культуры в романе Джека Лондона «Мартин Иден».

Амброз Бирс и «эстетика триллера».

«Посреди жизни пребываем мы в смерти…» Об Амброзе Бирсе.

Криминально-комическая эпопея и ее место в искусстве ХХ века. О. Генри, Исаак Бабель, Ильф и Петров и другие.

 

Материалы для подготовки к экзамену

Итоговая контрольная работа

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур

Эмиль Золя

Ги де Мопассан

Хенрик Ибсен

Томас Гарди

Генри Джеймс

Оскар Уайльд

Роберт Льюис Стивенсон

Стефан Малларме

Морис Метерлинк

Фридрих Ницше

Кнут Гамсун

Джозеф Конрад

Герберт Джордж Уэллс

Джордж Бернард Шоу

Марсель Пруст

Джеймс Джойс

Франц Кафка

Томас Манн

Герман Гессе

Марк Твен

Амброз Бирс

 

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим темам курса:

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.:

Западноевропейская «новая драма»

Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века.

Жанр «романа-реки» во французской литературе.

«Интеллектуальный роман».

Австрийский лиро-мифологический эпос.

От викторианства к ХХ веку.

Модернизм в Великобритании.

По учебнику «Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века» / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.:

Рубеж XIX –ХХ веков как историко-литературное и культурологическое явление.

Натурализм.

Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя.

«Новая драма».

Типология символизма.

Символизм во французской и бельгийской поэзии.

Драматургия символизма и творчество М. Метерлинка.

Французский роман: от Ж. К. Гюисманса до М. Пруста.

Оскар Уайльд и символизм в Англии.

Английский роман: от Т. Харди до Д. Г. Лоренса.

Неоромантизм и английская литература начала ХХ века.

Скандинавский роман конца XIX века и творчество Кнута Гамсуна.

Творчество братьев Манн и немецкая литература начала ХХ века.

Американский роман: от Джеймса к Драйзеру.

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» / под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.:

Где искать ХХ век?

Горизонты европейского авангарда.

Франц Кафка.

Модернистский роман Великобритании.

 

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

Декаданс

Викторианство

Импрессионизм

Натурализм

«Эстетизм»

Авангардизм

Символизм

Неоромантизм

Футуризм

Экспрессионизм

Модернизм

«Поток сознания»

«Почвеннические» и националистические настроения в литературе рубежа веков

Проблема «католического возрождения»

«Интеллектуальный роман»

«Роман культуры»

 

Вопросы для подготовки к экзаменационному собеседованию по дополнительным вопросам (список не является исчерпывающим)

Декаданс как мироощущение и как культурная эпоха.

Основные черты искусства декаданса.

В чем состоят принципиальные отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века?

Охарактеризуйте философские и научные основы натурализма.

Охарактеризуйте важнейшие черты художественной манеры братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте».

Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.

Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе Золя «Тереза Ракен».

Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Пышка».

Образ Жоржа Дюруа в романе Мопассана «Милый друг» и проблема отношения автора к герою.

Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена.

Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение.

Критика викторианской культуры в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

«Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Томаса Гарди как роман-трагедия.

Важнейшие приемы повествования в прозе Генри Джеймса.

Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в прозе Генри Джеймса.

Викторианская культура в произведениях Генри Джеймса: образ и оценка.

Проблема достоверности рассказа в новеллистике Генри Джеймса. Понятие «точка зрения».

Оскар Уайльд, «Идеальный муж»: комедия интриги, комедия характеров или «драма идей»?

Спор о красоте и искусстве в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Место книги Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в культуре европейского декаданса.

Структура конфликта в драмах Ибсена.

Характер диалога в пьесе Ибсена «Нора, или Кукольный дом».

Роль детали в художественном мире Ибсена.

Образ героя-идеалиста в драматургии Ибсена.

Ибсен и эстетическая концепция символизма.

Содержание поэтической революции Поля Верлена.

Смысл названия книги Поля Верлена «Песни без слов».

Артюр Рембо: замысел «Озарений».

Основные различия эстетических принципов Поля Верлена и Артюра Рембо.

Символизм как эстетическая концепция.

Философские основы поэтической практики Малларме.

Поэтическая техника Малларме: приемы построения образа.

Действие в драматургии Метерлинка: «подводное течение».

Тема аполлонического и дионисийского в философии и эстетике Ницше.

Концепция искусства в творчестве Ницше.

«Почвеннические» тенденции в литературе конца XIX – начала ХХ века.

Природа и человек в прозе Кнута Гамсуна.

Жизнь и искусство в прозе Кнута Гамсуна.

Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века.

Стивенсон и викторианская культура.

Проблема зла в произведениях Р. Л. Стивенсона.

Испытание культуры в книге Конрада «Сердце тьмы».

Испытание человека в прозе Конрада.

Приемы повествования Конрада.

Романтическое и антиромантическое в прозе Конрада.

Социальная проблематика в романе Уэллса «Машина времени».

Образ доктора Хиггинса в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Хиггинс – творец культуры и ее разрушитель.

Идейная структура «Пигмалиона», основные смысловые оппозиции.

Тема любви в комедии Шоу «Пигмалион». Смысл финала.

Культурологическое содержание сюжета комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Основные черты эстетической концепции модернизма.

Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма.

Роман Пруста и традиция биографического романа в европейской литературе.

Образ Одетты в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Соотношение реальности, памяти и художественного творчества в концепции Пруста.

Психологизм романа Пруста в сопоставлении с психологизмом классического европейского романа.

Концепция личности в романе Пруста.

Значение гомеровских параллелей в романе Джеймса Джойса «Улисс».

Система кодов «Улисса».

Миф, история и искусство в романе Джеймса Джойса «Улисс».

Проблема авторской точки зрения в романе Джойса «Улисс».

«Поток сознания» в романе Джойса «Улисс».

«Поток сознания» и «поток жизни» в романе Джойса «Улисс».

Охарактеризуйте важнейшие различия в изображении внутреннего мира человека в произведениях Марселя Пруста и Джеймса Джойса.

Сюжетная логика новеллы Кафки «Приговор».

Символика новеллы Кафки «Превращение».

Сюжетная логика новеллы Кафки «В исправительной колонии».

Образ Густава Ашенбаха в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.

Идейный спор в романе Томаса Манна «Волшебная гора».

Время в романе Томаса Манна «Волшебная гора».

Воспитание Ганса Касторпа (роман Томаса Манна «Волшебная гора»).

Ирония в художественном мире Томаса Манна (роман «Волшебная гора»).

Томас Манн и философско-эстетическая концепция модернизма.

Гессе и философско-эстетическая концепция модернизма.

Природа и культура в романе Германа Гессе «Степной волк».

Структура человеческого Я (роман Германа Гессе «Степной волк»).

Культурно-исторические и философские основы авангардизма.

Основные черты поэтики авангардизма.

Авангардизм и модернизм: общее и различное.

Задачи искусства в авангардистской эстетике.

Авангардизм и культурная парадигма декаданса.

«Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса: варианты интерпретации.

 

Экзаменационные вопросы

1.Основные черты духовной ситуации в Европе 1870–1890-х годов. Рихард Вагнер и его значение. «Декадентство» как историко-литературное и культурологическое понятие. Философские, исторические, научные концепции эпохи (Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Освальд Шпенглер).

2.Культурно-философский контекст формирования литературных направлений импрессионизма и натурализма в европейских литературах. Научные основы натурализма.

3.Творчество братьев Гонкур и его значение для французской литературы.

4.Творчество Эмиля Золя. Образ мира и образ человека в его произведениях.

5.Творческий путь Мопассана. Роман «Милый друг».

6.Хенрик Ибсен. Эстетические принципы, этапы творческого развития. Важнейшие темы и идеи творчества Ибсена. Ибсен – реформатор западноевропейской драмы. Психологизм, реализм и символика пьес Ибсена, их антибуржуазный пафос, индивидуалистические тенденции.

7.Особенности развития литературы Великобритании 1870–1890-х годов. Феномен «викторианской культуры» и его литературное значение.

8.Томас Гарди и его роман «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

9.Генри Джеймс. Европа и Америка в его произведениях. Джеймс как теоретик литературы.

10.Личный и творческий путь Оскара Уайльда. Эссеистика Уайльда. «Портрет Дориана Грея»: автор и герой в романе.

11.Оскар Уайльд – драматург.

12.Литературная позиция Роберта Льюиса Стивенсона.

13.Лирика Поля Верлена: классические традиции и новаторство.

14.Артюр Рембо, поэзия и личность. Значение опытов Рембо для формирования программы литературного авангардизма.

15.Символизм в европейских литературах.

16.Поэзия Стефана Малларме.

17.Творчество Мориса Метерлинка: внешнее и внутреннее действие в пьесах Метерлинка, характер диалогов.

18.Фридрих Ницше – философ, прозаик, поэт. Основные идеи и поэтика его произведений. Значение Ницше.

19.Основные черты духовной ситуации в Европе в 1900–1910-е годы. Культурно-исторический фон развития литературы во Франции, Англии, Ирландии, Германии, Австрии. Антипозитивистские, почвеннические, неоромантические и антиромантические тенденции, важнейшие литературные направления, их представители.

20.Авангардистские течения в европейских литературах 1900 – 1910-х годов. Проблема экспрессионизма.

21.Кнут Гамсун, мировоззренческие и эстетические принципы его творчества. Характеры героев Гамсуна, образы природы в его книгах.

22.Джозеф Конрад, своеобразие его положения в английской литературе, проблематика книг, своеобразие героики. Сюжет Конрада, его символический смысл, приемы повествования.

23.Редьярд Киплинг, основные темы и идеи творчества. Стиль Киплинга, его поэзия и проза.

24.Творчество Герберта Уэллса. Реальное и фантастическое, сатира и утопия в его произведениях.

25.Джордж Бернард Шоу. Общая характеристика творчества, новаторство драматургического метода Шоу. Порядок и абсурд в художественной системе пьес. Комическое у Шоу.

26.Становление литературного сознания ХХ века. Философское, культурологическое и историко-литературное содержание понятия «модернизм».

27.Марсель Пруст. Замысел и построение книги «В поисках утраченного времени». Основные мотивы. Соотношение реальности, памяти и художественного творчества в концепции Пруста. Значение Пруста.

28.Джеймс Джойс. Основные черты судьбы, личного и творческого облика писателя. Становление творческого метода Джойса в книге рассказов «Дублинцы» и в романе «Портрет художника в юности». Проблематика Джойса.

29.Замысел и построение романа Джеймса Джойса «Улисс». Тематика. Прием «потока сознания». Система кодов «Улисса». Значение гомеровских параллелей. Проблема интерпретации романа.

30.Франц Кафка. Судьба и творчество. Темы отчуждения и свободы, вины и ответственности, искусства в новеллах Кафки.

31.Франц Кафка – романист. Образ действительности, герой, авторская позиция в романах Кафки. Мировое значение Кафки.

32.Понятие «интеллектуальный роман» («роман культуры»).

33.Творчество Томаса Манна, его идейные и эстетические основы. Важнейшие произведения. Позиция Манна до и во время Первой мировой войны. Бюргерская культура в романе «Будденброки».

34.Послевоенное творчество Томаса Манна: роман «Волшебная гора». Значение и смысл категории «ирония» в творчестве Томаса Манна.

35.Творчество Германа Гессе, его идейные и эстетические основы.

36.Особенности развития американской литературы на рубеже веков.

37.Творчество Марка Твена.

38.Великие американские новеллисты: О. Генри, Амброз Бирс, Джек Лондон.

 

Учебная и справочная литература

Основная литература

Гиль О. Л. Зарубежная литература ХХ века; учебно-методическое пособие. М., 2011.

Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учебное пособие. М., 2011.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература конца XIХ – начала XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2008.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.

Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В. История, литература и культура Великобритании. М., 2012.

 

Дополнительная литература

Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.

Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Уч. пособие: Под ред. И. В. Кабановой. М., 2009.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1994. – Т. 8.

История западноевропейского театра. М., 1970. – Т. 5.

Ковалевская Т. В. Человек героический в английской литературе. М., 2012.

Леонова Е. А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия: учебное пособие. М., 2010.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2003.

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие. М., 2012.

 

 

ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (1920–1970-е гг.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.