Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Стиль поэзии Г. Р. Державина






Картину, мысль и жизнь явила

Гармония моих стихов…

Г.Р. Державин. «Соловей»

1. Художественный метод поэта. Соотношение в нем черт барокко, классицизма, пред­роман­тизма и реализма. Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, во­просам мо­рали частного человека и общества. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа» (М. Н. Му­равьев). Роль ярких, вещественных, живописно-пластических об­разов. Конкретный повод, бы­товой факт и аллюзия в структуре стихотворения. Образ ли­рического героя, его автобиографическое обоснование. Принцип индивидуальной выразительности. Языковой эк­лектизм, сущность «забавного русского слога». Экспери­менты в области метрики, ритмики, строфики, рифмовки, звукописи.

2. Одическая поэзия. Учительный характер светских од. Утопический образ идеального пра­вителя и героя-гражданина. Сатира на порочных вельмож. Автобиографическое на­чало. Мака­ронический стиль. Прием самоиронии (на примере стихотворений «На рождение в Севере пор­фирородного отрока», «Фелице», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «На счастие»). Противопоставление историческим катаклизмам темы частной жизни, отстаивание личной не­зависимости. Идея всемогущества смерти и эпикурейские мотивы. Критика земной власти, опыт поэтического богопознания в жанре подражаний псалмам («На смерть кн. Мещерского», «Во­допад», «Бог», «Христос», «Властителям и су­диям», «Величество Божие»).

3. Анакреонтическая поэзия. Освоение горацианской традиции: культ умеренности, стихийный реализм и колоритная живопись, оптимистический характер мироощущения («При­глашение к обеду», «Похвала сельской жизни», «Капнисту», «Евгению. Жизнь Зван­ская»). «Гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувст­вований» в сборнике «Анакреонтические песни» («К самому себе», «К лире», «Пчелка», «Купидон», «Жела­ние», «Шуточное желание», «Русские девушки», «Цыганская пляска»): новаторство жанра, стиля, стиха и языка.

Список литературы

основная

Западов В.А. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.

Серман И.З. Гаврила Романович Державин. Л., 1967.

Жирмунская Тамара. «Я царь –– я раб –– я червь –– я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская по­эзия. М., 1999. С. 22–40.

Аверинцев С.С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры (ХVIII – начало ХIХ века). Т. 4. М., 1996.

Успенский Б.А. Язык Державина // Лотмановский сборник. Вып. 1. М., 1994. С. 334–352.

 

дополнительная

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

Кабардин С.Н. К характеристике жанрового мышления Г.Р. Державина // Жанр и композиция лите­ратурного произведения: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1988.

Афанасьева К.А. Державин и предромантизм // Филол. науки. 1994. № 3.

Соболева Л.С. Дерзость державинской музы // Русская литература ХVIII века. Екатеринбург, 1997.

 

 

Тема 6. Эстетическая теория и литературно-художественная практика русского сен­тиментализма и предромантизма (поэзия)

Я, покинув звуки громки,

Не для вас пою, потомки.

М.Н. Муравьев. Ода 7-я

 

1. Поэзия русского сентиментализма. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Спорные вопросы периодизации: «сентиментализм в его классицистиче­ской стадии» (М. Херасков, И. Богданович, А. Ржевский, В. Капнист, Я. Княжнин) и поздний дворянский сентиментализм (Н. Львов, И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий). Проблема человеческой личности. Идея частного, приватного существования. Философия сенсуализма и категория чув­ствительности. Связь сентиментализма с масонской философией. Проблема морального «обра­зования сердца». Теория «украшен­ной природы». Эстетика изящного вкуса, верность катего­риям возвышенного и прекрасного. Нормативность поэтики: система жанров, регламентация стиля, обильное использование штампов. «Челночные» движения от классицизма к сентимента­лизму и об­ратно. (Все положения сентиментальной эстетики продемонстрировать на конкрет­ных примерах. С творчеством указанных поэтов ознакомиться по учебной хрестоматии или ан­тологии.)

2. Поэтическая система М. Н. Муравьева и эстетика русского преромантизма. Отказ от тео­рии «подражания образцам». Романтическая концепция гениальности. Примеры жан­рового и стилевого «перепутажа». Создание органического образа автора (лирического героя). Про­блема автопсихологизма, большого лирического контекста, или «лирического дневника». Тен­денции к историзму. Европейские источники поэзии русского прерома­низма (Руссо, Юнг, Ос­сиан, Гердер). Пристальное внимание к проблеме национального содержания и национальной формы (рассмотреть также на примере поэзии Н. Львова, Г. Державина). Эксперименты в об­ласти стиховой формы. Отзывы К.Н. Батюшкова о поэзии Муравьева. (Обязательно знакомство со следующими стихами поэта: «Сила гения», «Бо­гине Невы», «К Музе», «Бежит, друзья, бежит невозратимо время…», «Возращение весны», «Мои стихи, мой друг…», «Ночь», «Роща», «Сель­ская жизнь» и др.).

Список литературы

основная

Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967. (Вступ. статья Л. Кулаковой).

Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. М., 1998. С. 164–174, 252–270.

Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы ХVIII века. Ст. 3. Сентиментализм и преромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Вып. 5. Л., 1985. С. 135–150.

 

дополнительная

Корман Б.О. Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии М.Н. Муравьева) // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1980. Или: Он же. Избр. труды по теории и ис­тории литературы. Ижевск, 1992. С. 161–171.

Сахаров В. И. Русская масонская поэзия ХVIII века (к постановке вопроса) // Русская литера­тура. 1995. № 4. С. 3–26.

Гришакова М.Ф. А.А. Ржевский и прециозная поэзия // Актуальные проблемы теории и исто­рии рус. литературы: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение (Учен. за­писки Тартуского ун-та. Вып. 748). Тарту, 1987. С. 18–28.

 

 

Тема 7. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

 

1. Творческая история книги. Хронология создания романа. Количество редакций. Проблема цензурного разрешения и печати. Отзывы Екатерины о книге. Следственное дело Ра­дищева.

2. Проблематика романа. Идеологическое путешествие автора. Проблема крепостного права, подневольного труда, обрисовка отдельных представителей народа (гл. «Любань», «Го­родня», «Медное», «Валдай»). Проблема самодержавия: реальность и утопия («Спасская по­лесть», «Чудово»). Соотношение естественных и общественных прав человека и гражданина. Теория народной революции как «мщенного права природы» («Зайцево», ода «Вольность»). Педагогическая система писателя, его концепция героизма («Крестьцы»). Эстетические воззре­ния автора: противопоставление природы и цивилизации, демократизма и аристократизма («Едрово»).

3. Поэтика романа. Проблема жанрового синтеза. Выделение трех основных сюжетно-пове­ствовательных пластов романа: реально-бытового, идейно-политического и эмоционально-пси­хологического. Своеобразие композиции. Роль вставных новелл и эпизодов. Специфика образа повествователя. Проблема художественного метода. Игра контрастными стилями. «Варварский слог» писателя: отступление от норм общего литературного языка, эклектическое смешение элементов народно-разговорной и церковнославянской речи (рассмотреть на конкретных при­мерах).

Список литературы

основная

Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974.

Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 432–482.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145– 162.

Лебедева О. Б. История русской литературы ХVIII века. М.: Высшая школа, 2000.С.

Лотман Ю. М. Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву». Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе ХVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 2. Таллинн, 1992. С. 124–133, 134–158.

 

 

Тема 8. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как манифест русского сенти­мента­лизма

 

1. Концепция личности. Идеи чувствительности, внесословной ценности, противоре­чивости человека. Образы героев в сюжете повести (портрет, речевые характеристики, психологические детали, мотивы поведения, динамика развития характера, система цен­ностей). Эстетика «наив­ного» и «сентиментального» (по Шиллеру). Идиллический хронотоп. Контраст природы и ци­вилизации. Место кладбищенского топоса в формиро­вании элегической тональности. Паралле­лизм природного и человеческого. Особенности сюжетного конфликта: смятение души героини как кульминация любовной линии, оценка самоубийства Лизы, грех и раскаяние Эраста. Соот­ношение реальности и вымысла, исто­рического и субъективно-психологического. Варьирование сентименталистской концепции личности в многочисленных подражаниях «Бедной Лизе» (см. повести А. Из­майлова, П. Львова, И. Свечинского, Н. Брусилова и др.)

2. Особенности поэтики. Своеобразиежанра (романическая повесть, «печальная быль», «ле­топись человеческого сердца») и композиции (роль лирической интродукции, прием ретроспек­ции, система лирических отступлений). Структураповествования: введение функции рассказ­чика, выделение образа автора-повествователя, примеры автор­ской игры с читателем. Психоло­гический характер повествования: система эмоциональ­ных лейтмотивов, исповедальная лирич­ность и философская глубина текста. Формирова­ние нового типа нарративности. Место «Бед­ной Лизы» в перспективе развития русской психологической прозы.

 

Список литературы

основная

Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44–60.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148–158.

Лебедева О.Б. История русской литературы ХVIII века. М., 2000. С. 378–382.

Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина. Нарративная структура //Русская новелла: Про­блемы теории и истории. СПб., 1993. С. 26–63. Или: Он же. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.