Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь понятий обязательных для усвоения






А

Агностицизм [1] – философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.

Антропный принцип [2] – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека от физических параметров Вселенной. В мировоззренческом плане антропный принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в Античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Тейяр де Шарден и другие).

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм находится в оппозиции мировоззрению монотоеистических религий (в частности, средневековому христианскому теоцентризму) и античной философии (космоцентризму).

Априори [3] – философский термин, который означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному (полученному из опыта).

Атрибут [4] – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибут противопоставляется акциденциям как преходящим и случайным состояниям.

Б

Бессознательное [5] – это основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью и асоциальностью. Согласно З. Фрейду, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии).

Буддизм [6] – религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия. Основатель буддизма – индийский принц Сидхартха Гаутама – Будда. Основная философско-этическая идея буддизма связана с Учением о «четырех благородных истинах»: 1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей; 2) причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине. Существует «восьмеричный путь» к истине: правильные 1) мышление, 2) речь, 3) действие, 4) распознавание, 5) жизнь, 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация. Мировоззренческая система буддизма строиться на следующий главных категориях и понятиях: дхарма (элемент, Закон), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община). Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями.

Бытие [7] – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).

В

Вера [8] – признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки; твердое убеждение, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.

Верификация [9] – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы на основе ее соответствия эмпирическим данным.

«Вещь в себе» [10] – одно из центральных понятий философии И. Канта. Данное понятие обозначает вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются «для нас».

Воля [11] – феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности. Воля не сводима ни к предметной деятельности, ни ко внепрактическому сознанию. Феномен воли является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной (желающий и целеполагающий субъект) и объективно-предметной составляющих.

Г

Гипотеза [12] – форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выходящая за рамки имеющегося знания и способствующая реализации новой идеи.

Гносеология [13] – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

Гуманизм [14] – (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, постулирующее высшую и самодостаточную значимость человека. К представителям данного течения традиционно относят: эпоха Античности (Цицерон и Гай Юлий Цезарь), эпоха Возрождения и Нового времени (Данте, Петрарка, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразм Роттердамский, Бруно, Боден, Монтень, Рабле, Ф. Бэкон, Т. Мор, Агрикола, фон Гуттен), школа романтизма (Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер), немецкая классическая философия (Кант), экзистенциализм (Сартр).

Д

Даосизм [15] – особая система философствования, возникшая в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником аосизма принято считать Лао-цзы. Видными представителями даосизма являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.), Гэ Хун (4 в.), Ван Сюаньлан (6 в.), Тянь Цяо (10 в.). Согласно постулатам даосизма, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу», делает возможным постижение истины и овладение мудростью.

Движение [16] – понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. Существует несколько трактовок движения: 1) как атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (Аристотель); 2) как способа существования материи (Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач); 3) как качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий (Лейбниц, Гегель).

Дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Дедукция – основное средство доказательства. Дедукция противоположна индукции.

Деизм [17] – это философское мировоззрение, соединяющее в себе сциентистски ориентированный рационализм и идею Бога. Согласно деизму, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное начало (причина) мира, не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание (существование), протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Первые проявления деизма можно обнаружить в рамках натурфилософских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора). Максимальное влияние и распространение деизма относится к 18 в. Возник и был популярен в Англии (Дж. Пристли, Толанд, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Болинброк), Франции (Вольтер, Руссо), Германии (Лейбниц), а также США (Т. Джефферсон, Б. Франклин) и России (М.В. Ломоносов).

Детерминизм [18] – (лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Диалектика [19] – философская концепция развития, понятого как в онтологическом (как теория), так и в логико-понятийном его измерениях (как метод). Термин «диалектика» впервые потреблен Сократом для обозначения плодотворного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита. Большой вклад в становление и развитие диалектики внесли: элейская школа, Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, философия марксизма.

З

Закон [20] – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория закона выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты закона – необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность.

Знание [21] – упорядоченная определенным способом (методом), полученная в соответствии с какими-либо критериями (нормами) информация, имеющая социальное значение и признаваемая определенными социальными субъектами и обществом в целом в качестве знания.

И

Идеализм – совокупность философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и познания мира на доминирование духовного. К представителям идеализма можно отнести Платона, школу неоплатонизма, христианскую теологию, Лейбница, Шеллинга, Гегеля, Беркли, Юма.

Индивид [22] – (от лат. individum – неделимый) – понятие, используемое для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие «индивид» впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом»). Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме.

Индукция [23] –(лат. inductio – наведение) – метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане индукция представляет собой умозаключение, при котором общее суждение по особым правилам получается на основе единичных или частных посылок. В науке и повседневной жизни многие положения общего характера появляются в результате освоения отдельных фактов, то есть мысленного перехода от единичного и частного к общему.

Иррационализм [24] – (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. Иррационализм противостоит классической философии, выдвинувшей на первое место разум и рациональность. Иррациональная (постклассическая) философия находит свое отражение во взглядах Руссо, Гете, Шлегеля, Якоби, Шеллинга, Шопенгауэра, Кьеркегора. Особенно ярко иррационалистическая философия представлена философией жизни (Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон), феноменологией, экзистенциализмом, некоторыми разновидностями неопозитивизма и структурализма.

Истина [25] – оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления – с другой. В классической философии оформляется две парадигмы трактовки истины: 1) принцип корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин); 2) принцип когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержанию Абсолюта (Платон, Гегель), врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт), самоочевидности рационалистической интуиции (Теофраст), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления (Кант), целевым установкам личности (прагматизм), интерсубъективным конвенциям (А. Пуанкаре). В неклассической философии происходит де-онтологизация истины, которая начинает пониматься как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая «не существует, но значит» (Риккерт), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман), как феномен сугубо языкового ряда (аналитическая философия).

К

Категорический императив [26] – (лат. imperative – повелительный) –базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

Л

Личность [27] – персона (лат. persona – маска, роль актера) – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.

Логос [28] – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла. Впервые в философский оборот понятие логоса было введено Гераклитом. Согласно его натурфилософскому учению, единство разнородного космоса обеспечивается тем, что за видимым множеством явлений стоит эмпирически не фиксируемая универсальная закономерность разворачивания форм бытия. Логос – это универсальная космическая закономерность.

М

Материализм [29] – (лат. materialis – вещественный) – философское мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Представители материалистической традиции: античный атомизм, Дидро, Гольбах, Маркс, Энгельс, Дюринг, Лукач, Грамши.

Материя [30] – философская категория, обозначающая физическую субстанцию вообще, протовоположную сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория материи обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Метафизика [31] – (греч. meta ta physica – буквально: после физики) – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира.

Метод [32] – (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Механицизм [33] – способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки механицизм проявлялся в нескольких формах: 1) рассмотрение движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения (Демокрит, элейская школа); 2) движение как пространственное перемещение тел – механическое движение (Толанд, Гольбах, Дидро).

Мировоззрение [34] – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. Для человека система мировоззрения выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки, представляет собой социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе. Существуют различные виды мировоззрения: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы.

Миф [35] – форма целостного дотеоретического переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека. Мировоззрение функционирует как в качестве определенного способа переживания реальности, так и в виде его продукта – завершенной картины мира. Мировоззрение составляет неотъемлемую часть любого типа культуры. Появление развитых систем рационально-понятийного знания не приводит к одновременному вытеснению из духовной жизни общества элементов мифологического сознания, которые постоянно воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта.

Мифология [36] – (греч. myphos – сказание и logos – рассказ) – тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую мифологию как тип культуры, тотально представленный сакрализованными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную мифологию как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания (социальная, политическая, идеологическая, гносеологическая мифологии). Мифология характеризуется глобальностью масштаба, синкретичностью, структурно-семантической разнородностью, ригоризмом, аллегоризмом, гилозоизмом и антропоморфизмом (классическая мифология).

Мнение [37] – выражение представления о каком-либо фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования. Мнение чаще всего базируется на одностороннем, несистематизированном восприятии какого-либо события или идеи. В античной философии «мнение» (докса) как результат чувственного восприятия случайных и изменчивых характеристик окружающего мира противопоставлялось «знанию», связанному с деятельностью разума и поэтому отражающему сущностные истины.

Монизм [38] – (греч. monos – один) – 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в том числе и человеческого бытия.

Мораль [39] – (лат. Moralis – нравственный, mores – нравы) – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и другие), мораль выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. Структура морали включает в себя нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья, нравственные качества личности, феномены милосердия, благотворительности, добродетели.

Мышление [40] – категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) – традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Существует три подхода к интерпретации мышления: 1) мышление как особая субстанция, мир, пространство (онтологический подход); 2) мышление как особая деятельность, которая подлежит организации (процессуальный подход); 3) мышление как феномен, который либо присутствует, либо отсутствует в ситуации (Dasein-подход).

Н

Натурфилософия [41] – философия природы, раздел философии, призванный истолковать первоначала, связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Впервые понятие philosophia naturalis встречается у Сенеки. Натурфилософские идеи присутствуют у учениях философов-досократиков, Аристотеля, Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Парацельса, В. Гете, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Энгельса, Э. Геккеля, В. Оствальда.

Наука [42] – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Номинализм [43] – (лат. nomina – имена, nominalis – относящийся к названиям) – 1) в узком смысле – направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы универсалий; 2) в широком смысле – интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и других сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Основополагающие идеи номинализма были высказаны стоиками, киниками (Антисфен, Диоген Синопский), перипатетиками (Александр Афродизийский), Марцианом Капеллой (5 в.), Беренгаром Турским (11 в.), Иоанном Росцелином (11 в.), Жаном Буриданом, Иоанном Дунсом Скотом, Г. Кантором, Фреге, Тарским, Н. Гудменом, Куайном.

О

Общество [44] – основополагающая категория философии и социологии, означающая выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов. В истории социальной философии можно выделить несколько направлений интерпретации общества: 1) сравнение общества с организмом (Платон, Т. Гоббс, Спенсер, П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас); 2) общество как продукт общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо); 3) антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах, М. Шелер); 4) теория социального действия (М. Вебер, Знанецкий); 5) функционалистский подход к обществу (Парсонс, Мертон).

Объект [45] – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождественен объективной реальности: объектом может быть физическая вещь, объективно реальная ситуация, собственное тело субъекта, состояние сознания субъекта и его Я в целом, другие люди, их сознание, предметы культуры.

Онтология – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы.

Отчуждение – философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. Феномен отчуждения в философии изучался Г. Гегелем, К. Марксом, русским марксистами, М. Хайдеггером.

П

Пантеизм [46] – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. Согласно пантеизму Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Исторически пантеизм представлен следующими видами: 1) гилозоизм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); 2) древнеиндийская духовная традиция (брахманизм, индуизм); 3) древнекитайская мысль (даосизм); 4) религиозный пантеизм (Иоанн Скотт Эриугена); 5) натуралистический пантеизм (Николай Кузанский, Кампанелла, Бруно, Спиноза); 6) материалистический пантеизм (Геккель, М. Планк, А. Энштейн).

Патристика [47] – направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов – Отцов Церкви. Исторические предшественники патристики – античная философия (общерациональный метод, платонизм и неоплатонизм, стоицизм), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (идея откровения, теизма, креационизма, телеологизма) – с другой. Основные представители патристики: 1) ранняя патристика или апологетика – Юстин, Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген (центральная проблема – проблема соотношения христианства с античным наследием); 2) зрелая патристика – Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин (центральная проблема – борьба с различными ересями, создание основных догматов христианского вероучения); 3) поздняя патристика – Иоанн Дамаскин, Леонтий, Боэций (центральная проблема – систематическое оформление основ христианской теологии). Многие идеи патристики получили новую актуализацию в рамках гуманистической философской традиции эпохи Возрождения в учении Эразма Роттердамского и Т. Мора.

Позитивизм [48] – философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено только в результате научного, а не философского познания. Позитивизм принципиально отказывается от философии («метафизики») в качестве познавательной деятельности. Основные представители позитивизма: О. Конт, Милль, Г. Спенсер («первый позитивизм»); Авенариус, Мах («второй позитивизм»); Куайн, К. Поппер, Лукасевич, Н. Гудмен, А. Пап («третий позитивизм» или неопозитивизм); Шлик, Карнап, К. Гедель (логический позитивизм); Т. Кун, И. Лакатос, Тулмин, П. Фейерабенд («четвертый позитивизм»).

Право [49] – многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин, обозначающее норму свободы. Основные признаки права: 1) представляет собой систему правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством; 2) имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением; 3) выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы). Среди важнейших источников права могут быть названы следующие: 1) правовые обычаи; 2) нормативно-правовые акты государственных органов; 3) судебные прецеденты.

Природа [50] – предельно широком смысле, совокупность всего сущего, весь мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие природы совпадает с такими научными и философскими категориями как «бытие», «реальность», «Универсум», «Вселенная», «Космос». Существует три основных подхода к проблеме исторического взаимодействия человека и природы: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы), формирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество с природой, равноправный диалог с ней.

Психоанализ [51] – разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии и философии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений, в том числе на осмысление культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем.

Р

Рационализм [52] – направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Истоки философского рационализма восходят к античности (учение Сократа о тождестве истины и добра, учение Платона об эйдосах, учение Аристотеля о Космическом Уме), переосмыслен средневековой теологией (Фома Аквинский и Николай Кузанский), подвергнут критике идеологами Реформации (М. Лютер и У. Цвингли). Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). К характерным особенностям рационализма 17-18 вв. относятся: 1) высокая оценка метода дедукции; 2) «универсальная математика» как идеал и образец всякой науки; 3) признание тождества структур бытия и мышления; 4) гносеологический оптимизм; 5) высокая оценка науки и ее роли в жизни людей, в структуре культуры.

Реализм [53] – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, понимаемую любо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 века).

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы (духи, божества, святыни, Бог).

Рефлексия [54] – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Рефлексия является фундаментальной основой философствования и методологическим принципом философии.

С

Свобода [55] – понятие, характеризующее человека как источник и причину своих решений и действий. Это многозначное понятие по-разному определяется в различных социально-философских концепциях: 1) деятельность на основе осознанной необходимости (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс); 2) способность индивида к самостоятельному целеполаганию и деятельности, его ответственности за это; 3) самостоятельная деятельность государства, обладающая суверенитетом; 4) волеизъявление граждан демократического общества и их способность к политической и гражданской активности; 5) способность индивидов к самостоятельной экономической деятельности и ее независимость от государства; 6) свобода воли.

Сенсуализм – гносеологическая традиция, направление в теории познания, признающее ощущения и восприятия основной формой достоверного познания. Сенсуализм противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Основные представители: Протагор, Эпикур, П. Гассенди, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Л. Фейербах.

Система [56] – (от др.-греч. Σ ύ σ τ η μ α – целое, составленное из частей, соединение) категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Термин «система» употребляется в нескольких значениях: 1) теория; 2) классификация; 3) завершённый метод практической деятельности; 4) способ организации мыслительной деятельности; 5) совокупность объектов природы; 6) некоторое свойство общества; 7) совокупность установившихся норм жизни и правил поведения.

Сознание [57] – одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов.

Субстанция [58] – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

Субъект [59] – (лат. Subjectum – лежащее внизу, находящееся в основе) –индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или группа лиц (научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам. Основные концепции субъекта: 1) психологический субъект; 2) трансцендентальный субъект; 3) коллективный субъект.

Сущность [60] – совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего.

Схоластика [61] – интеллектуальная традиция средневековой и постсредневековой европейской культуры, ставившая своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. Теоретическими источниками формирования схоластических идей выступают византийская теология и патристика (прежде всего, сочинения Августина Блаженного).

Т

Теория [62] – в широком смысле, комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области (проблемного поля); в более строгом и специальном смысле, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности.

Ф

Феномен [63] – (от греч. φ α ι ν ό μ ε ν ο ν – «являющееся», «явление») – термин, означающий явление, данное в чувственном созерцании.

Философия [64] – (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Ч

Человек [65] – фундаментальная категория философии, являющая смысловым центром практически любой философской системы. Философское постижение человека разворачивается через осмысление его бытия в мире, человеческого мира.

Э

Эйдос [66] – термин древнегреческой философии, означавший у Платона идеи как идеальные первоосновы (первопричины) всего существующего в мире.

Экзистенциализм [67] –философия существования – одно из крупнейших направлений философии 20 в., оказавшее влияние на литературу, литературоведение, искусство, драматургию.

Эксперимент [68] – метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно новых свойств объектов или явлений, связей (чаще всего причинных) между ними. Теоретически эксперимент был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона.

Эмпиризм [69] – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знаний основывается на опыте. Роль разума в эмпиризме сводится к сочетанию и перекомпоновке того материала, который дан нам в опыте. В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в 17-18 вв. Эмпиризм противоположен рационализму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.