Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура модели






 

Предлагаемая здесь энергетическая модель представляет собой применение системного подхода к процессу мышления. Она будет сформулирована в виде определенного набора навыков, которыми может овладеть зрелый человек.

Каждый раз, когда человек попадает в событийный тупик, – в тупике оказывается именно его мышление, недостаточно совершенное для данного контекста. Тупик следует рассматривать как часть картины мира данного человека, а не как часть реального потока событий.

Если принять такую модель, то совершенствование собственного мышления и картины мира становится более целесообразным, чем поиски внешних опор и новых ресурсов, обычно принятые в социуме.

Однако совершенствовать мышление вовсе не значит получать книжное знание или знакомиться с передовыми технологиями. Это значит создавать синхронные изменения в системе дух – тело. Мы понимаем под этим картину мира и энергетические возможности человека. В результате таких изменений обычно становится ясным, что тупик был иллюзией, вызванной ошибками процесса мышления. Изменения в системе дух – тело осуществляются в данном подходе при помощи специальных энергетических практик. Одним из примеров является практика выслеживание и трансформация линий напряжения, рассмотренная в предыдущей главе. Другие практики будут рассмотрены ниже.

Эти практики могут использоваться как технический прием, позволяющий решить конкретную сложную проблему. Они также могут использоваться постоянно, становясь частью стиля жизни. Ежедневное применение этих практик для решения реальных задач непрерывно совершенствует картину мира и делает человека все более способным к системному (энергетически целостному) мышлению. Собственные взаимодействия с миром становятся частью процесса мышления, а внешний результат – его побочным эффектом.

Как уже сказано, в основе модели лежит системный подход к мышлению. В системном подходе рассматривают несколько независимых частей (элементов кибернетической системы), участвующих в процессе и объединенных друг с другом двумя типами связей – активным и пассивным. Одна связь представляет собой воздействие, другая – восприятие. Вместе они образуют круговую связь

 

Рис. 36. Примеры целостных систем. В последнем примере

(в случае мышления) среда представлена сферой бессознательного

Применительно к процессу мышления наличие двух частей означает, что он синхронно осуществляется на двух качественно различных уровнях. Каждому уровню соответствует определенная часть системы. В нашей модели эти два уровня связаны с ментальным и интуитивным типами мышления.

Мы используем энергетическую версию системного подхода, в которой двойные связи – восприятие и воздействие – ассоциируются с потоками энергий Инь и Ян.

Как уже говорилось, в данном подходе любая задача или проблема (независимо от того, возникает она в системе дух – тело или в системе человек – среда) рассматривается как результат внешнего воздействия, сопровождающегося распадом энергии Ци системы на полярные составляющие Инь и Ян. В частности, внешнее воздействие из широкой системы человек-среда (например, ситуация стресса) может приводить к распаду энергии Ци в меньшей системе дух – тело. Субъективно это воспринимается как появление трудной или неразрешимой задачи либо проблемной ситуации. В этом случае продукты распада – энергии Инь и Ян – оказываются перераспределенными внутри системы таким образом, что в одних ее частях преобладает энергия Инь, в других – энергия Ян. При этом одна из двух связей данной части блокируется, и такое состояние становится стабильным.

 

Рис. 37. Линейные системы, возникающие при разрыве двойной связи

 

 

Для системы дух – тело мы получаем тогда два внутренне конфликтных типа (линейного) мышления. В первом из них эмоциональная составляющая является главной и определяет направление мыслей; во втором эмоции и интуиция оказываются подчинены абстрактной логике.

В предлагаемой модели мышления решение проблемы представляет собой определенный энергетический процесс, восстанавливающий целостную энергию Ци. Этот процесс условно можно представлять как чередование двух этапов.

На первом этапе восстанавливается целостная энергия Ци внутри системы дух – тело: создается более точная ментальная модель происходящего или, другими словами, уточняется картина мира. Здесь используются практика выслеживания, практики трансформации энергии, а также некоторые приемы концентрации и деконцентрации внимания (см. следующие главы).

На втором этапе восстанавливается энергия Ци внутри более широкой системы человек – среда. Этот этап включает активные действия во внешнем мире. Здесь осуществляется практика неделания.

Эти два этапа последовательно повторяются до тех пор, пока проблема не оказывается полностью решенной. Заметим, что в такой модели процесс мышления (в обычном понимании) неотделим от внешних действий; одно плавно перетекает в другое. Для свободного чередования этих двух этапов необходим определенный набор навыков трансформации внутренней энергии и управления внутренним состоянием. Эти навыки используются для решения любой жизненной задачи. Ниже будет дана стратегия овладения такими навыками.

 

* * *

 

Термин мышление в данном контексте требует некоторых комментариев. При описании процесса мышления часто ссылаются на логику, интуицию, творческое озарение, а также свою способность к активным действиям. Мы хотим представить все эти разрозненные процессы в виде единой и упорядоченной модели.

В психологии категорию мышление принято использовать для обозначения процессов ментального конструирования, меняющего внутренние модели реальности. Также вводятся категории восприятие, деятельность и т.д. Все эти процессы выделены в отдельные категории только для нужд научного описания, в действительности составляя единую недифференцированную реальность человека.

В нашей модели процесс мышления рассматривается как практический навык, безотносительно к множеству интуитивных схем и теоретических классификаций, принятых в науке. Мышление, понимаемое таким образом, включает в себя и собственно логические конструкции, и эмоциональные переживания, и тонкие телесные ощущения по их поводу, а также некоторые виды деятельности, интуицию и творческие озарения. Такое мышление изменяет реальность, а не только ее отражение.

Иными словами, некоторые поступки в такой системе являются неотъемлемой частью упомянутой единой недифференцированной реальности и не могут быть выключены из естественного процесса жизнедеятельности человека без ее разрушения. Именно по этой причине мы используем термин мышление в более широком смысле, понимая под этим определенные целостные процессы. Эти целостные процессы являются многоплановыми, включая не только ментальный, но также событийный и ценностный планы. Подобный целостный взгляд не является возвратом к картине недифференцированной реальности, но позволяет дать более широкое определение категории мышления.

Итак, мы определяем мышление как энергетический процесс, организующий взаимодействие в системе дух – тело, а также в более широкой системе дух-тело – мир (или, в другой терминологии, человек – среда).

 

3. Тонкие тела и структура мышления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.