Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая записка






 

 

Учебный курс «История русской литературы Х1Х века» изучается на филологическом отделении факультета филологии и журналистики в течение трех семестров. Материал курса делится в связи с литературными эпохами: период романтизма и начала развития критического реализма, эпоха расцвета критического реализма, литература критического реализма последней трети Х1Х века.

Русская литература первой трети Х1Х века характеризуется развитием двух ведущих литературных направлений – романтизма и критического реализма. Они сформировались как новые художественно-эстетические системы в сложном процессе сосуществования, борьбы, в конечном счете, исчезновения последних ярких явлений классицизма, просветительского реализма, сентиментализма. Наиболее острой для русской литературы этой эпохи стала проблема литературного языка. Ее решением были обусловлены новые связи с европейской традицией, стремление создать русскую литературу, не уступающую по своим художественным достоинствам европейским литературам. Наряду с этим, проблема языка обусловила обращение к национальным истокам, стремление сохранить своеобразие национальной духовной культуры и литературы. Бурное литературное движение в первые десятилетия Х1Х века привело к появлению нового типа писателя, новых отношений литературы и общественной жизни, появление литературно-критических и художественных журналов, альманахов, повышение статуса литературы и театра в жизни эпохи. Оба литературных направления – романтизм и реализм – по-разному решали эти проблемы и в области эстетической рефлексии и в области художественных исканий. Русский романтизм представлен психологическим, гражданским, философским течениями, которые развивались с 1820 –х до 1840-хгг и русский критический реализм, формирование которого также приходится на 1820-е годы.

Романтизм имеет своей основе философско-эстетический персонализм, в связи с этим его художественные устремления связаны с вниманием к внутреннему миру личности, исключительной, неповторимой, как правило, одинокой, находящейся в дисгармонии, конфликте с миром. Творчество выступает результатом самовыражения поэта. Приоритет личностного начала обусловил подчеркнутый лиризм, использование символики, мифопоэтики, философичность романтических произведений. Внимание к национальному своеобразию, обращенность к прошлому нации сформировали развитие исторических тем, развитие романтического историзма с его интересом к местному и историческому колориту, героике прошлого, противостоящего современности с его обыденностью, ординарностью. Приоритетным для романтиков становится фольклорно-этнографический материал. Народоведческие искания эпохи не только идейно близки романтикам, но и широко используются для формирования сюжетов, вставных эпизодов, тем, мотивов. В жанровой системе романтизма долгое время ведущими являются лирические формы (несколько разновидностей элегии, посланий, песни, романсы, «отрывки», фрагменты, «сны», «фантазии», сонеты), малые эпиграмматические формы (антологии, эпиграммы, экспромты, надписи и др.), очень популярны лироэпические жанры (баллады, думы, поэмы). Прозаические жанры в русском романтизме появляются к середине 1820-х годов – это исторические, фантастические, утопические, философские повести, новеллы, «сказки». Романтизм конца 1820-30-х гг тяготеет к созданию крупных форм (циклов, авторских сборников, книг, романов). Русская романтическая драматургия представлена историческими замыслами и созданиями декабристов, мистериальными формами, романтическими драмами с ярким мелодраматическим элементом.

Реализм отмечен тяготением к объективации художественного образа. В литературном произведении это обусловило полифонизм, диалогичность отношений автора и героев, многообразие хронотопов. Типологию героев стали составлять современные «герои нашего времени», исторические личности, героини, персонажи с отчетливо выраженной национальной духовностью, социально определенные персонажи – «маленький человек», «значительное лицо», «бедный чиновник», «бедный художник», целая группа «великосветских» героев и др. Жанры реалистического течения русской литературы формируются в контексте поступательного развития русского романа и повести. Три романа этой литературной эпохи - «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (1830 г.), «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова(1841 г.), «Мертвые души» Н.В.Гоголя (1 том 1842 г.) представляют блистательное начало развития русского классического романа, который станет одним из великих созданий русской духовной культуры Х1Х века. Драматургия Пушкина, комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», комедии Н.В.Гоголя являются в истории русского театра и драматургии началом развития сценического реализма и реалистической эстетики национального театра.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.