Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы статистики как науки. Коэффициенты изнасилований и покушений на изнасилование по государствам СНГ(на 100 тыс






Таблица 9

Коэффициенты изнасилований и покушений на изнасилование по государствам СНГ (на 100 тыс. человек всего населения)!

Государство 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
Россия 9, 5 9, 2 9, 7 9, 4 8, 5
Азербайджан          
Армения          
Белоруссия          
Грузия          
Казахстан          
Киргизия          
Молдавия          
Таджикистан          
Туркменистан          
Узбекистан          
Украина          

Понятия признака и статистического показателя взаимосвяза­ны и в, ряде случаев употребляются как тождественные. Но пока­затель, как отмечалось, выражает единство качественной и коли­чественной сторон явления (их меру), а признак характеризует от­личительные особенности или сходство объектов статистической совокупности. Иногда в литературе признаки делят на качествен­ные и количественные. Ю.Д. Блувштейн выделяет еше и «полуко­личественные» признаки2. Это деление условно, так как всегда су­ществует неразрывная связь качества и количества. Правильнее, на наш взгляд, говорить о показателях,, имеющих непосредственное коли­чественное выражение и не имеющих такового.

К первому виду относятся признаки, варианты которых отли­чаются друг от друга качественным содержанием. Так, профессии — характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж — местом их совершения (квартирная, карманная), убийства — спо­собами (с особой жестокостью, общеопасным способом), моти­вами (месть, корысть) и т.д. Такие качественные признаки назы-

 

вают еще атрибутивными (в философии атрибут — неотъемлемое свойство предмета).

Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются коли­чественному (числовому) выражению.

Когда имеются два противоположных по значению варианта признака, то говорят об альтернативном признаке (грамотный, не­грамотный, лица, ранее судимые и не судимые).

Во втором случае это признаки (количественные), варианты которых отличаются друг от друга определенной величиной: воз­раст человека (14, 16, 18 и т.д.), причиненный преступлением ма­териальный ущерб — 1 млн руб., 10 млн руб. и т.д.

Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например об­щее число лиц, совершивших преступления, в стране; вторые — только числом единиц в совокупности (табл.10).

Табл и ца 10

Характеристика лиц, совершивших преступления, по итогам регистрации за январь—декабрь 1997 г.1

Признак Количество
Всего выявлено лиц 1 372 161
В том числе:  
несовершеннолетних 161 978
женщин 186 100
учащихся, студентов 95 039
лиц, не имеющих постоянного  
источника дохода  
Из них  
безработных 78 047

1 См.: Преступность и правонарушения (1991 —1995). Статистический сбор­ник. М., 1996. С. 80, 81.

2 См.: Блувштейн Ю.Д. Криминологическая статистика. Минск, 1981. С. 13, 14.

Что касается «полуколичественных» признаков, то, по мнению Ю.Д. Блувштейна, ими называются такие признаки, по которым обладающие ими объекты могут сравниваться в понятиях «больше меньше». Таковым, например, является интегративный признак пре­ступления — характер и степень его общественной опасности: од­ни уголовно наказуемые деяния более опасны, чем другие. Как от­метил Пленум Верховного Суда РФ, характер общественной опас­ности преступления зависит от установленных судом объекта по-

См.: Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С. 18.

 

Глава I. Статистика как наука

сягательства и формы вины и отнесения Уголовным кодексом пре­ступного деяния к категории более тяжких или менее тяжких преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших послед­ствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соуча­стии и данными, характеризующими степень общественной опас­ности личности виновного (наличие или отсутствие судимости, по­ведение в быту, отношение к учебе и т.п.). Предусмотренные за­коном смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. 61, 63 УК РФ) также могут влиять на степень общественной опасности преступления!. Так, разбой менее опасное преступление, чем бандитизм, и более опасное преступление, чем грабеж. Этот факт истолковывается в том смысле, что признак «общественная опас­ность» наиболее сильно выражен в бандитизме, менее сильно — в разбое и еще слабее — в грабеже.

Сравнение выраженности «полуколичественных» признаков изу­чаемых объектов осуществляется их ранжированием по степени ее убывания или усиления. Эта процедура позволяет зафиксировать лишь тот факт, что у одних объектов этот признак выражен силь­нее, чем у других. Вопрос о том, насколько сильнее он выражен, остается при этом открытым2.

В зависимости от оснований все многообразие признаков мож­но классифицировать на ряд видов (табл. И)3.

В зависимости от целей и задач исследования научное и прак­тическое значение имеют и другие классификации признаков статистической совокупности: основные и второстепенные, пер­вичные и вторичные и т.д.

Статистика, как отмечалось, позволяет выявить и измерить за­кономерности развития социально-экономических явлений и про­цессов, взаимосвязи между ними.

Закономерностями (или регулярностями) обычно называют ус­тойчивые отношения (связи). Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т.д. Вся наша жизнь, все наши действия покоятся на уверенности в однообра-

1 См.: ВВС РФ. 1997. № 1. С. 4.

2 См.: Блувштейн Ю.Д. Указ. соч. С. 14.

3 См.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой.С. 23.

§ 4. Теоретические основы статистики как науки






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.