Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор истории статистики






Приступая к исследованию любого вопроса, надо изучить его историю. Историзм — один из основных принципов диалектиче­ского подхода к изучению природы и общества, обязывающий рас­сматривать явления и события в их возникновении и развитии, в свя­зи с породившими их конкретными историческими условиями. Это в полной мере касается статистики вообще и правовой в частно­сти.

Статистика, как уже отмечалось, имеет многовековую исто­рию, уходя своими корнями в глубокую древность. Как и другие на­уки, она возникла из практических потребностей людей. И, есте­ственно, как практическая деятельность она имела место задолго до возникновения статистической науки. Еще до новой эры соби­рали данные о численности населения, в частности пригодного к во­енной службе, его имущественном положении, о хозяйственной жиз­ни государства. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384— 322 до н. э.); он составил описание 157 городов и государств сво­его времени. С образованием государств потребность в статисти­ческом учете обусловливалась необходимостью стимулирования рос

 

 

Глава I. Статистика как наука

та народонаселения, усилением конкуренции. Средневековье оста­вило уникальный памятник — «Книгу Страшного Суда» («Domes-dan Book»). Это свод материалов всеобщей переписи населения Ан­глии (1086 г.) и его имущества (включая данные о 240 тыс. дво­ров)1. Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. Конечно, говорить о на­учном подходе в то время не приходится.

На Руси первыми и основными учетно-статистическими источ­никами были летописи. В них уже в IX—XI вв. упоминается о сбо­ре сведений, приводятся учетные данные о возникновении и раз­витии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.

Позже, в XV— XVII вв. основным источником сведений о со­циально-экономическом положении были писцовые и переписные книги, затем приказное делопроизводство.

В XVIII в. делаются первые шаги в организации учета естест­венного движения населения. На протяжении почти полутора веков проведение переписей или ревизий было основной формой общегосударственного учета в России. Переписные листы, име­нуемые «сказками», являлись основой для составления общей перечневой ведомости. Основным недостатком «ревизских ска­зок» как источника данных о населении было то, что они охваты­вали не все население. Причем некоторый недоучет населения про­исходил из-за уклонения от ревизий вследствие их фискального характера. Собственно, они и возникли в начале XVIII в. в свя­зи с переходом с подворного обложения на подушное. В «ревиз­ские сказки» поименно записывались только лица мужского по­ла («ревизские души»). Каждая такая приписная душа считалась наличной до следующей ревизии (они проводились в среднем раз в 20 лет) даже в случае смерти человека (отсюда — «мертвые души»). Именно эту особенность ревизий Н.В. Гоголь (1809— 1852) положил в основу одноименной поэмы-романа. Записи в «ревизских сказках» производились по состоянию на время их составления. Следовательно, нельзя было установить численность

1 Зафиксированные, наряду с другими данными, сведения о держателях зем­ли (без учета численности их семей) позволяют приблизительно (в пределах от 1, 2 до 2, 5 млн человек) исчислить население Англии конца XI в. В названии пере­писи отразилось отношение к ней современников, которые обязывались ничего не утаивать, как на «Страшном Суде». См.: Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 192.

§ 2. Краткий обзор истории статистики

и состав населения на определенный момент. Однако при всех сво­их недостатках ревизии являлись важнейшим источником данных о численности, составе и размещении основной массы населения России того времени.

Расширение практики учетно-статистшеских работ в различ­ных странах способствовало формированию статистической на­уки. В Европе это произошло в период становления капитализма, вызвавшего рост общественного производства, расширение тор­говых и международных отношений. Так, наряду с простой бух­галтерией в Италии с начала XIV в. появляется система двойной бухгалтерии, при которой операция фиксируется дважды — в де­бете и кредите. В России этот процесс активизировался в пери­од Петровских реформ, затронувших все стороны общественной жизни, потребовавших значительно большего числа точных ста­тистических данных.

Зарождение статистики-науки относится к более позднему пе­риоду — второй половине XVII в. В науке, как и в жизни, дейст­вие идет впереди размышления. Регулярное проведение статисти­ческих операций потребовало теоретического осмысливания всей работы по сбору сведений и их обработке. Обобщение практиче­ского опыта по проведению учетно-статистических работ, а так­же необходимость изучения накопившихся статистических мате­риалов и привели к возникновению науки статистики.

Статистика как наука стала развиваться с середины XVII столетия по трем направлениям: описательная школа государство-ведения, школа политических арифметиков и статистико-матема-тическое направление.

Заметными представителями описательной школы государство-ведения были немецкие ученые Г. Конринг (1660—1681), Г. Ахен-валль и статистик-государствовед, иностранный член Петербург­ской АН (1769) А. Шлёцер (1735—1809). Последнему принадлежит остроумная формула: «Статистика — это остановившаяся история, история — это текущая статистика». Первой отличительной чертой описательного направления было то, что его представители задачу статистики видели в описании государственных «достопримечатель­ностей», одной из которых они считали народонаселение страны. Вторая особенность этого направления заключалась в том, что собирался в основном описательно-информационный материал, ко­торый впоследствии почти не анализировался, т.е. не устанавли­вались закономерности и взаимосвязи, присущие общественным






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.