Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стресс у школьника




Переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется - школьная фобия, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки.Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно " страшным" уроком у него может все время болеть голова, подниматься давление. В течение одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества, из которой победителями выходят немногие. Даже при отсутствии в этот день экзаменов или контрольных работ число таких оценочных ситуаций будет немалым, так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время имеет возможность сравнивать себя с другими. Не может он избежать и невербальных оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников.В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки ииздевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается - чаще из-за неприятия одноклассниками. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку. Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются - " стрессодоступные". Дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Изменения в поведении школьника происходят тихо и незаметно: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении - это уже результат пребывания в длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Например: школьнику нравится делать пакости, портить чужие вещи и др. Это называется " деструктивное поведение". Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного " я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.Взрослый может сам выбирать себе деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для школьника такая возможность практически исключена. Даже если то или иное учебное задание не сулит ему успеха, если он чувствует, что неспособен с ним справиться, отказаться от eго выполнения он не может.

Вряд ли какой-нибудь ребенок оказывается в домашней ситуации объектом стольких оценок, сколько их обрушивается на него в школе. Учебные оценки, оценки спортивных достижений, разнообразные оценки социального поведения - все они являются для школьника неизбежными, и все подкрепляются разного рода поощрениями и наказаниями, а также ситуациями, в которых альтернатива успешности и неуспешности проявляется со всей отчетливостью.

Важно понять, без попытки достижений не бывает неудач; если нет неудач, нет и унижения, поэтому, наше самоощущение в этом мире целиком и полностью определяется тем, кем мы стремились стать и что хотим совершить. К сожалению, в стенах школы большинству детей почти не предоставляется возможности выбора деятельности, па основе которой они и подвергаются оценке.

Хотя каждый ребенок еще до поступления в школу так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.