Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика выполнения 2-го этапа






 

 

Весь ход архитектурно-композиционного проектирования пространства целесообразно рассматривать как последовательную серию упражнений на формообразование и колористику. Принципиальным является требование высокого уровня выполнения промежуточных фаз проектирования, так как промежуточные (пропедевтические) упражнения являются не только стимулом для развития мышления и воображения, но и системой художественных средств и языком творческой деятельности.

Упражнения выполняются в графической, макетно-графической и макетной, а также в текстовой форме в часы практических занятий, дорабатываются самостоятельно, итоговые решения подшиваются в пояснительную записку или выносятся на планшет.

Упражнение 1 является выявление устойчивых словесных и образно ассоциативных связей.

Студентам, опираясь на свой ассоциативный опыт, особенности подсознания, предлагается передать с помощью языка линий восприятия таких эмоциональных понятий как «активный», «динамичный», «сильный», «прочный», «мягкий», «утонченный», «экспрессивный», «экспансивный» и т. д. (рис. 4).

Далее сгруппировать ассоциативно близкие слова и дать им общую образную характеристику. Например: мечтательность, доверчивость, нежность - весенний сад. Беззаботность, активность, радость - детский праздник. Хитрость, любознательность, таинственность - мальчишеское братство и т. д. (рис. 6).

Упражнение 2. Графические композиции на основе найденного в упражнении 1 ассоциативного ряда.

Цель упражнения - заложить структурную основу будущей формы с помощью вариантов графических композиций, развивать композиционное мышление и графические навыки.

Используя составленный словарь «линия и слово», определившись с названием композиции (ключом образа), передать с помощью разнообразных композиционных средств- очертаний, пропорций, метра, ритма - целостное впечатление определенного эмоционального состояния в линейной композиции.

2.3. Сценарное моделирование. Семантика формы.

Ответственным моментом работы является выработка проектной концепции архитектурной формы путем подчинения найденной структурной организации (лучший вариант) формы единому художественному замыслу. Художественный замысел конкретной архитектурной среды в первую очередь определяется и зависит от особенностей деятельности и потребности определенных групп людей. Так, организация казалась бы несложных игровых пространств требует создания полноценной среды для физического и духовного развития детей, учета особенностей игровой деятельности ребенка.

В процессе разработки предыдущих упражнений может появиться проектная идея. Но, как правило, она не имеет четкого сценария материально-пространственной организации процессов деятельности и запрограммированного восприятия среды. Необходимо также более ясно представлять структуру, которая бы связывала и конкретизировала одновременно визуальные, пространственные, пластические и другие признаки композиции с функциональными и социально-культурными характеристиками проектируемого пространства.

Упражнение 3. Сценарное моделирование.

Уточнению образной концепции может помочь метод сценарного моделирования. Смысловая программа сценария может быть развернута на различной основе; может быть сочинен или применен готовый сценарий в виде сказок, загадок, социально-культурных символов. Применимо все, в чем объективно заложены согласованность структуры и функции, понимаемые в самом широком смысле и в то же время есть эффект присутствия человека.

Сценарий может быть представлен в форме текста. Чем больше видов деятельности и способов поведения людей удастся смоделировать, тем более функционально насыщенной, а значит эмоциональной и зрительно привлекательной будет архитектурная среда.

При этом следует помнить, что наиболее многозначное понимание пространства имеет место тогда, когда значение образующих его форм подразумеваются, а не даются в реальной завершенности. Ассоциативные аналоги, различные символические элементы, все то, что воспринимается почти неосознанно, побуждает человека активно воспринимать и домысливать пространство. Н. А. Ладовский говорил: «Художник должен давать направление работе фантазии зрителя. Аналоги формы объекта с культурными образцами передаются архитектором через интерпретацию соответствующего ритмического строя, характера членений и других основных признаков формы» (рис.7).

Полихромия объемно-пространственной формы является важнейшей составляющей выразительности наряду с другими свойствами композиции (пластичностью, масштабностью, тектоничностью, свето-теневыми отношениями, фактурностью и т.д.)

С целью нахождения оптимального цветового решения будущей площадки следует выполнить несколько подготовительных упражнений, показывающих, как цвет участвует в формообразовании через свои семантические свойства, решая различные эмоционально-психологические задачи.

Упражнение 4. Семантика цвета.

Упражнению предшествует лекция о эмоционально-психологическом воздействии цвета.

В процессе беседы выясняется не только общие закономерности эмоционального воздействия цветов, но и личностные предпочтения студентов.

После этого выполняются упражнения:

а) изображение семантических триад («мягкий- жесткий- колючий», «сладкий- вкусный- горький»).

б) изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирующихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, грустный, веселый и т.д.).

Упражнение 5. Цветовая трактовка образа.

Выполнить варианты плоскостной композиции на тему цветового образа («Колористика детской площадки», «Цветовые ощущения в зоне отдыха»), дающие представления о характере объекта.

Организация плоскости осуществляется с помощью абстрактных цветных фигур. Можно пользоваться цветовыми выкрасками. Выразительность достигается за счет использования композиционных средств: контраста и нюанса, ритмических закономерностей.

Упражнение 6. Колористика малого открытого пространства.

Выполнить варианты колористического решения объемно-пространственной композиции проектируемого пространства с учетом результатов предыдущего упражнения.

Варианты колористического решения выполняется на планшете или в записку (по усмотрению автора).

 

2.3.Детальная проработка выбранного композиционного варианта, где решаются следующие вопросы: уточняется пространственная характеристика генплана, детально прорабатывается оборудование, обдумывается цветовое решение, подбираются материалы мощения, продумывается озеленение.

2.4. Графическое оформление проекта и изготовления макета.

На этом этапе дорабатывается проектное решение: уточняются пространственная и объемная характеристики с помощью макета, который выполняется в виде масштабной (М 1: 50) полихромной модели; выбираются основные развертки (по визуальным осям) и вычерчиваются на планшетах, наносятся размеры и надписи.

 

 

3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫПОЛНЕНИЯ

№п.п. неделя Этапы выполнения работ    
  Аудиторные занятия   час Самостоятельно час
I этап 1-2 Вводная лекция. Выдача задания на проектирование. Выбор градостроительной ситуации.   Работа с литературой, изучение методических указаний. Зарисовки видовых точек с натуры. Рабочий макет местности. Схема размещения МОП с указанием пешеходных, коммуникационных, композиционных и визуальных осей.  
II этап 3-4 Вербальный ход. Ассоциативный ряд. Линейные композиции, поиск «образного ключа».     Построение объемно-пространственной модели в рабочем макете.  
5-6 Сценарное моделирование. Семантика формы. Образной концепции в вербальной форме. Консультации преподавателя, уточнение рабочего макета в соответствие со сценарием процесса. Утверждение эскизов.   Окончательный вариант рабочего макета на подоснове. Компоновка планшетов.    
III этап 7-8 Колористические композиции. Вводная лекция. Упражнение на цветовую трактовку образа. Варианты решения МОП. Колористическое решение МОП. Консультации с преподавателем.     Графическое оформление. Выполнение полихромного макета.  
  День сплошного проектирования. Подготовка и защита.   Окончательное завершение проекта. Оформление записки.  
 

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. Учебное пособие для вузов. – М. Издательство «Архитектура-С», 2004 – 256 стр.

2. Пронин. Комбинаторный практикум – М. Издательство «Архитектура-С», 2000 – стр.

3. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. Учебник для вузов. Г.Б. Миневрин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко и др. - М. Издательство «Архитектура-С», 2004 – 504 стр. илл.

4. Саймондс Дж. – Ландшафт и архитектура – М., 1965 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.