Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические методы в конфликтологии (наблюдение, эксперимент, социометрия, опрос, анализ документов, личностные тесты и т.д.).






То, что конфликтология не является наукой определяет отсутствие собственной методологии. Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет ком­плекс философских, политологических и социологи­ческих идей, аккумулируемых в теории конфликта. В различных направлениях исследования конфлик­тов, рассмотренных выше (структурно-функциональ­ной и конфликтной моделей общества), отмечается существенное различие методологии. Структурно-функционалистский подход, поскольку он акценти­руется на равновесии, стабильности системы, а кон­фликты рассматривает лишь как временное явле­ние, как дисфункцию системы, будет правильно отнести к разряду недиалектических методологий. Противоположный ему подход - парадигма конф­ликта, ориентирующая на изменение системы, пред­ставляющая конфликт как естественное явление в обществе, связанное с объективными противоречи­ями, - является диалектическим.

Коренной вопрос той или иной методологии - вопрос о природе конфликта. Решается он опять-таки по-разному, хотя в основе решений лежит соб­ственно социологическая концепция. Функционали­сты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя озна­чает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодей­ствием больших социальных групп. Такая методо­логия отражает американскую социальную ситуа­цию, с рыхлой классовой структурой, со многими пересекающимися противоречиями, носящими вре­менный характер, как утверждают американские авторы.

В теории групп, разработанной американским политологом и социологом Д.Трумэном, одним из условий демократии признается 'текучее членство'; члены общества включены во множество групп ин­тересов, действительных и потенциальных. Переход из одной группы в другую - не резкий, плавный. Возникающие организованные группы интересов не могут следовать только собственным целевым уста­новкам, но должны учитывать также принадлеж­ность своих приверженцев к другим группам инте­ресов. Поэтому при наличии таких групп возника­ющие конфликты пересекаются и всегда содержат в себе тенденцию к равновесию, балансу интере­сов'.

Диалектическая методология (некоторые ученые называют ее структуралистской) рождена на евро­пейской почве, в социумах со зрелыми классовыми различиями и противоположностью интересов боль­ших социальных групп, в обществах, где в послед­ние два века постоянно развивались социальные и политические движения левого толка. Эта методо­логия, будь то марксистская или немарксистская, увязывает анализ конфликтов прежде всего с соци­альной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, например, пишет: 'Социальные конфликты вырас­тают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кри­сталлизуемым столкновениям между организован­ными сторонами'.

Методы подразделяются на: методы изучения конфликтов и методы разрешения их. Методы изучения, в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим относятся:

1) структурно-функциональный метод - выявляются основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явление рассматривается в состоянии покоя, в статике. Преимущество метода - он помогает увидеть то, что в состоянии движения не увидеть (состав участников, причины, границы конфликта). Выявление структурных элементов - важнейшая предпосылка урегулирования конфликта. Недостаток метода - исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не находится в состоянии покоя.

2) процессуально-динамический метод (дополняет структурно-функциональный метод). Его инструменты - определение основных этапов, стадий развития конфликта. Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация), а может - в направлении разрядки напряженности.

3) типологизация (классификация) конфликтов - метод обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. Группировка помогает не только увидеть разные типы конфликтов (семейные, учебные, межгосударственные и т.д.), но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их многообразии. Все три метода лишь объясняют, что такое конфликт. Важной задачей науки является не только объяснение того, что есть, но и того, что будет.

4) системный анализ.

Эмпирические:

1) наблюдение;

2) устный и письменный опрос;

3) анкетирование;

4) ивент-анализ;

5) построение когнитивных карт;

6) тестирование;

7) деловые игры и т.д.

Также существуют методы прогнозирования. Прогнозирование - предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта. Прогноз отличается от утопий тем, что он опирается на результаты структурного, динамического и типологического анализов. Прогнозы могут быть: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

Среди методов прогнозирования в конфликтологии используются:

1) Экстраполяция

2) Моделирование

3) Метод коллективной экспертной оценки и т.д.

Основные концепции социального конфликта: социально-биологическая (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер);

Она утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.
Из теории естественного отбора Ч. Дарвина выводят идею естественной агрессивности человека вообще.
Так появился «социальный дарвинизм» как направление.
Его сторонники стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора.
Чисто социологическую концепцию, основанную на принципе борьбы за существование, разработал Герберт Спенсер (1820-1903).
- состояние противоборства универсально;
- оно обеспечивает равновесие в обществе;
- между обществом и окружающей природой;
- закон конфликта - всеобщий закон;
- он будет проявляться до тех пор, пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.
Социальным дарвинистом был американский социолог Уильям Самнер (1840-1910).
- в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода;
- победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами ценностей, лучшими людьми.
В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей.
Представители социального дарвинизма дали описание различных типов агрессивного поведения людей:
территориальная агрессия;

агрессия доминирования;

сексуальная агрессия;

агрессия родителей;

агрессия ребенка;

моралистическая агрессия;

агрессия грабителя;

агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Социально-психологическая концепция (З.Фрейд, К. Лоренц, К. Левин).

Она объясняет конфликт посредством теории напряженности.

В ее основе лежит утверждение: современное индустриальное общество вызывает состояние напряженности у большинства людей.

Нарушается равновесие между индивидом и средой.

Причины - перенаселенность, скученность, обезличенность, нестабильностью отношений.

Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация.

Фрустрация - дезорганизация внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели

Фрустрация может проявиться в реакциях:

- агрессии;

- регрессии;

- или в уходе в себя.

Однако показатели напряжения индивидуальны для индивидов.

Они не могут быть применимы для прогнозирования коллективного проявления.

Теория насилия или классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Она утверждает: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой.

Среди авторов подобных взглядов:

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзэдун (1893-1976), американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский леворадикальный социолог Чарльз Райт Миллс (1916-1962), представители итальянской школы политической социологии, создатели теории элит:

· Вильфредо Парето (1848-1923);

· Гаэтано Моска (1858-1941);

· Роберт Михельс (1876-1936).

К. Маркс:

причина конфликта - разделения людей на классы,

классы определяются положением в экономической системе,

основные классы общества - буржуазия и пролетариат,

между ними происходит постоянная вражда,

цель буржуазии - господство и эксплуатация пролетариата,

антагонистические конфликты приводят к революциям,

революции являются локомотивами истории.

Точка зрения марксизма на конфликт

конфликт - неизбежное столкновение,

его нужно правильно организовать,

цель - ускорение развития общества,

насилие оправдывается задачами будущего созидания.

Теория Маркса отводит роль главных носителей политических антагонизмов классам.

Однако сегодня не менее важную роль играют

территориальные (нации и другие формирования внутри наций)

корпоративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы.

Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо).

 

Функционалисты рассматривают конфликт как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого направления - американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979).

· трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать;

· сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

- удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

- эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих - граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

- совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

В хорошо работающей социальной системе господствует консенсус.

Конфликт не находит почвы в таком обществе.

Близкой позиции придерживалась школа «человеческих отношений» (public relations).

Так, Элтон Мэйо (1880-1949) утверждал:

- необходимо способствовать установлению мира в промышленности;

- необходимость замены индивидуального вознаграждения групповым;

- замена экономического вознаграждения социально-психологическим (моральный климат);

- необходима удовлетворенность трудом;

- необходим демократический стиль руководства.

Диалектическая концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).

Современные и наиболее популярные диалектические концепции конфликта утверждают: конфликт функционален для социальных систем.

Наибольшую известность среди них получили концепции:

· Льюиса Козера;

· Ральфа Дарендорфа;

· Кеннета Боулдинга;

Американский социолог Льюис Козер

Книга «Функции социального конфликта» (1956 г.)

Его теория получила название «концепции позитивно-функционального конфликта».

Л. Козер доказывал:

- чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря;

- чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф

Книга «Классовая структура и классовый конфликт» (1965 г.), «Вне утопии» (1967 г.)

Его теория получила название «конфликтной модели общества».

Дарендорф считал:

- в каждом обществе присутствует дезинтеграция,

- конфликт - это перманентное (постоянное) состояние социального организма.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

- любое общество подвержено в каждый момент изменению;

- социальные изменения вездесущи;

- любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

- социальный конфликт вездесущ;

- каждый элемент общества способствует его изменению;

- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

Американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг

Книга «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.)

Его теория получила название «общей теории конфликта».

Боулдинг применил конфликт в анализе физических, биологических, социальных явлений.

Он доказывал, что и неживая природа полна конфликтов

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

- конфликт неотделим от общественной жизни;

- в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;

- конфликт можно преодолевать или ограничивать;

- все конфликты имеют общие образцы развития;

- ключевым понятием конфликта является конкуренция;

- в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

 

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

- конфликт помогает прояснить проблему;

- конфликт усиливает способность организации к изменениям;

- конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

- конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

- конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

- конфликты повышают качество принимаемых решений;

- конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

- конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.