Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика немецкой классической философии






Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философии мысли Нового времени. Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И.Кант (1724-1804). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831).

Их сближают идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем. По содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Сейчас, когда сняты " идеологические шторы» стало видно, что философское учение этих крупных мыслителей вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии. Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана, многие их них обвинили друг друга. В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 в. считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование неотделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии – выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие – небытие – становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества – все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

 

 

1. Имамануил Кант (1724-1804 гг.). Калининград (Кенцберг). 2 периода в интеллектуальной деятельности.

 

Докритический период, (до 1770г.)

 

а) Кант ученый-астроном, физик, географ.

б) Обосновал гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой
туманности, она актуальна по настоящее время.

в) В работах этого периода Кант выступает, как стихийный материалист и
диалектик.

 

Критический период.

 

а) Сформирована специфическая Кантовская философия, заложившая основы
немецкой классической философии.

б) Создание трех " Критик".
" Критика чистого разума" 1781г.
" Критика практического разума" 1788г.
" Критика способности суждения" 1790г.

в) Кант ставит задачу провести критический анализ предшествующей ему
философии.

 

Специфика познающего субъекта - коренной переворот.

Средневековье и Возрождение - центральная часть философии - учение о бытие-онтология. Новое Время - (Бэкон, Декарт) перенесли акцент на проблемы гносеологии. В центре гносеологии до Канта - внимание на анализе объекта. Кант

делает предметом философии специфику познающего субъекта.

 

Переосмысление понятия субъекта.

Задача Канта установить различия между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. К. пересматривает понятие субъекта и ставит вопрос о всеобщности субъекта эмпирический (опытный) - индивид. -психологические особенности субъекта.

трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) - над индивидуальным началом человека, т.е. всеобщие определения человека.

 

Три проблемы.

Основная проблема " Критики чистого разума" как возможно достоверное научного знания. Вытекает в 3 проблемы: Какая возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? Как возможна метафизика (философия). Математика и физика носят научный характер и его критические исследования сводятся к попытке выяснить от чего зависит их научность. Но к философии ставит вопрос, возможна ли она в качестве науки и отрицательно отвечает на этот вопрос.

 

Доопытные формы подхода к действительности.

Достоверные знания - это объективное знание. Объективность- всеобщности и необходимости. Чтобы знание носило достоверный характер оно должно обладать чертами достоверности и необходимости. Объективность знания обуславливается структурной трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и свойствами. Субъекту присущи доопытные формы познания действительности пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время - это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив субъективные формы чувственности человека. Пространство - это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – в форме внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Рассудок.

Пространство и время - создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация этих предпосылок в действительность происходит на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения чувственного материала, под единство понятий и категорий. Источник наших знаний не сам предмет, а формы рассудка понятия и категории - создают предмет. Знание носит объективный характер тогда, когда опирается на понятие и категории, которые независимы от индивидуального сознания.

Акт самосознания субъекта.

Рассудок обуславливает объективность знания, упорядочивает восприятие

человека. Но почему это возможно? Что объединяет все понятия и категории. Кант - считает, что это связано с особенностями субъекта. Рассудок не может осуществлять свои функции без акта самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет объединение восприятий за пределами опыта.

Теория познания у Канта сводится к: существуют вещи сами по себе. Вещь сама по себе через канал органов чувств, форма чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, " Явилась ему" и он может делать умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, явления. Человек знает только явления. Каковы вещи сами по себе человек не знает. Поэтому существуют " вещи в себе" - непознанные.

Разум и идея. Отсюда вывод об ограниченной возможности в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен мир опыта. Все, что за пределами опыта - умопостигаемый мир доступно разуму. Разум высшая способность субьекта. - руководит рассудком, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. (Идея Канта отличны от идей Платона - сверчувственные сущности, обладающие реальным бытием.) Идея - представление о цели, к которым стремится наше познание. Идеи побуждают рассудок к действию. Побуждаемый разумом рассудок стремится к знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Кант создает учение об антимониях разума это противоречивые взаимоисключающие положения. Например идея мира в целом: можно доказать что мир конечен и мир бесконечен, в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире " вещей самих по себе".

Мир " вещей самих по себе" закрыт для чувственности, следовательно закрыт для теоретического разума т.е. недоступен человеку. Человек - житель двух миров: чувственновоспринимаемого и умопостигаемого. 1-ый - это мир природы. 2-ой -мир свободы. Свобода - это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В свободе действует практический разум - его главное назначение - руководить поступками человека. Движущая сила этого разума - воля. Воля человека автономна, т.к. она определяется не внешними причинами (природной необходимостью или волей бога), а своим собственным законом. Законы практического разума - это нравственные законы. Знай, что своими действиями ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции делит бытие на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Он ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставил нерешенной проблему связи явлений с " вещами самими по себе".

 

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй после Канта философ (по времени эпохи Просвещения).

1). Ставит задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. Начало всей философской системы Фихте - кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам создает себе закон. Из принципа практического разума он стремится вывести теоретический разум познания природы. Философская система строится на признании активной деятельности человека.

2). Исходное понятия системы Фихте - «Я». «Я» (в отличие от Декарта) основывается не на акте мышления, а на волевом усилии. В стремлении преодолеть дуализм Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия.

3). Он отказывается от понятия, «вещи в себе» которое предполагает наличие объективного мира, независимо от нашего сознания, с другой стороны отражение этого мира в нашем сознании. Философская система получает форму субъективного идеализма. Кантовский трансцендентальный субъект превращается в «абсолютное» начало всего существующего, в «абсолютное я», из деятельности которого должен быть объяснен весь окружающий мир - «не - Я».

4). Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективного начала над природой. Природа существует, для того чтобы дать возможность самореализации «Я». Субъект «Я», преодолевая сопротивления природы, наделяя её своими характеристиками. В конечном счете «Я» осваивает «не -Я» и достигает тождества с самим собой. Это тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому стремится человечество.

5). Фихте конкретизирует понятие «Я». «Я» - это конкретный индивид, с другой стороны «Я» - это человечество в целом, т.е. «абсолютное» «Я». Взаимопонимание двух «Я» - характеризует процесс освоения окружающей среды. Индивидуальное и «абсолютное» «Я», то распадаются и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений

- основное ядро диалектики Фихте.

6). Идеал всего движения - это совпадение индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая абсолютна. Поэтому вся человеческая история это приближение к идеалу.

Идеи Фихте развивает Шеллинг (1775-1854). Абсолютный субъект связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, в абсолютное тождество субъекта и объекта. Многообразие мира Шеллинг рассматривает как «творческий акт», который непознаваем для разума, является предметом особого рода познания

- иррациональной интуиции, представляющей единство сознательной и бессознательной деятельности. Эта интуиция доступна только гениям, она высшая форма философского творчества.

 

 

Георг Вильгельм Гегель

Философия Гегеля.

 

Интеллектуальная интуиция, по Шиллингу - высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвёртывание тождества субъекта и объекта. Это учение лежит в основе философской системы Гегеля (1770-1831 гг.)

1) В первой значительной работе «Феноменология духа» возвращается к
проблемам, которые решал Фихте, и пытается решить проблему
тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе
обоснования тождества индивидуального и абсолютного. Первый шаг -
это индивидуальное сознание, отождествляемое с абсолютным «я», т.е.

с общечеловеческим сознанием. Это возможно когда индивидуальное сознание пройдёт весь путь, который прошло человечество на протяжении всей истории.

2) Каждый человек должен освоить духовный опыт человечества, пройти процесс «социализации индивида», превратиться в личность. По окончании этого процесса человек способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения мировой истории «мирового духа». Таким образом, снимается противоположность субъекта и объекта

3) Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному.

4) Ступени сознания:

I.Сознание - предмет противостоит человеческому «я» и определяет сознание (оно оказывается «теоретическим» или «созерцающим» (чувственное восприятие, формы рассудка)

2 Самосознание - предмет и сознание тождественны

3 Разум - сознание постигает свою всеобщность, усматривает абсолютную полноту реальности.

4 Дух- высшая ступень в развитии индивидуальности. Сознание постигает

духовную реальность мира.

5) Абсолютное тождество. С каждой ступенью развития индивидуального сознания соотносятся определённые ступени и формы развития человеческой культуры: мораль, наука, право, религия и др. Вершина этого движения освоения языка философии -понятия. «Дойти до понятий» - стать способным выражать свои мысли в системе понятий и категорий Логики. Понятие (с большой буквы) и есть абсолютное тождество, которое для Фихте никогда не осуществит

6) Абсолютная идея. Гегель называет свою систему «абсолютным идеализмом». Это заключалось в том, что он стремится свести весь природный и духовный мир к единым понятиям. Этим понятием является Абсолютная идея. Абсолютная идея - по Гегелю есть разум, мышление, разумное мышление. Разум по Гегелю первоначало или субстанция всего существующего.

7) Развитие абсолютной идеи. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе развития Абсолютная идея проходит стадии от абстрактно-общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

8) Логика. 1 этап самораскрытия Абсолютной идеи - Логика. Логика -это научно-теоретическое обоснование Абсолютной идеи. Абсолютная идея раскрывается в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытие, небытие, качества, количества и др. и кончая многообразными понятиями химизм, биологизм, познание и т.д. Категории это чистые мысли, они не даются в чувственном мире. Они сами по себе содержательны и составляют сущность вещей.

9) Природа - следующий этап саморазвития. Гегель низко оценивал природу. Он считал, что это необходимое в процессе развития средство, но вспомогательное.

10) 1 стадия развития человеческого духа. Бог создал природу с той
целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий
дух. 1 стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается на Зх стадиях:


1. антропологии - раскрывает душу как чувствующую субстанцию.

2 феноменологии - исследует превращение души в сознание по

ступеням:

3сознание - самосознание - разум.

Психология показывает самобытность духа.

11) 2ая стадия – объективный дух - сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляется в их отдельных связях и отношениях.

12) Высокая форма самореализации Абсолютной идеи – Абсолютный дух-духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Абсолютный дух - это не то же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

13) Различие между Абсолютной идеей и Абсолютным духом. Идея -субстанция, чистая всеобщность Дух - та же идея, но в её реальном выражении, в виде различных форм индивидуальной деятельности. В Духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия, идея познаёт мир во всём его многообразии. Так Гегель решает проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

14) Совпадение Абсолютной идеи и Абсолютного духа. Всякая система должна быть завершена, т.е. давать ответы на поставленные вопросы. Движение Абсолютной идеи имеет своё начало и конец, замкнуто в определённый круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она сознаёт самое себя и весь пройденный путь и становится Абсолютным духом,

является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение Абсолютной идеи прекращается, и дальнейший процесс движения это просто повторение идей пройденного пути.

15) Национализм Гегеля. Поскольку человечество пришло к познанию абсолютной истины в системе Гегеля, то же произошло во времена Кайзера Вильгельма - то Германия этого времени - высший этап исторического развития. Отсюда немецкий национализм.

16) Диалектика. Диалектический метод встречался до Гегеля. Сначала термин «диалектика» означал искусство ведения спора. Родоначальники диалектики Сократ и софисты. Гегель характеризует диалектику как движущую силу, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля в том, что он дал обобщённый диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона диалектики.

 

1 Закон перехода количественных изменений в качественные — механизм саморазвития.

Качество внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов и явлений это прежде всего их специфика. Качество любого предмета определяется его свойствами.

Свойство способность предмета взаимодействовать с другими предметами

(ручка пишет только в соприкосновении с бумагой).

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих

данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при

взаимодействии данного предмета с другими предметами.

Количество Гегель определяет как внешнюю для бытия определённость,

видел в нём относительное, безразличное для той или иной вещи, (дом,

независимо от количества, остаётся домом).

Непосредственное конкретное единство качества и количества Гегель выражал в категории меры.

Мера это единство качественной и количественной определённости предмета, показатель, что одному и тому же качеству может соответствовать определённый диапазон количественных характеристик. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов в рамках которых оно существует, называется границами меры. Показывая переход количества в качество, Гегель говорит и об обратном действии, переход качества в количество. Эти взаимопереходы означают бесконечный прогресс, который состоит в том, что количество, переходя в качество, не отрицает качество совсем, но отрицает лишь данное качество, место которого занимает другое качество. Переход от одного качества к другому совершается в результате скачка.

Скачок форма перехода от одного качества к другому. Скачок это состояние борьбы нового со старым.

2 Взаимопроникновение противоположностей вскрывает в развитии внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основа развития борьба противоположностей сторон того или иного процесса или явления. Сходство категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.

Различие категория выражает неравенство объекта самому себе или друг другу.

Противоположность категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Взаимопроникновение это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия - центральная в этом законе. Неразрывная связь и взаимопроникновение противоположностей выражается в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта её противоположность, (магнит) Но эти же противоположности находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и в состоянии взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоположности находятся в таком состоянии друг с другом, что они постоянно переходят друг в друга, и в то же время взаимоотрицающих друг друга. Эти взаимоотношения противоположностей Гегель называет противоречиями. Противоречия являются внутренней основой мира. Каждый предмет существует как тождество самому себе. Различия в начале носят несущественный характер, затем превращаются в существенный и, переходят в противоположности. Разрешение конфликта противоречий представляет скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в иной объект.

Закон отрицания отрицания общий результат и направленность процесса развития.

Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание представляет единство Зх моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Цикличность связана с прохождением Зх стадий: утверждение им положения (тезис); отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Высшая мысль противополагается самой себе низшей. На уровне природы на примере зерна, (новое зерно отрицает предыдущее). Главное в этой цикличности, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе.

 

Антропологический материализм Феербаха

1. Феербах Людвиг (1804-1872гг) - первый немецкий философ, подвергший критике философию Гегеля. Вначале своей творческой деятельности Феербах примыкал к леворадикальной группе его сторонников - младогегельянцев. В 1839г. - выпустил работу «К Критике философии Гегеля», свидетельствующую о его разрыве с младогегельянцами.

2. Критика Гегеля

Считал, что философия Гегеля тесно связана с теологией. Они имеют общие корни, т.к. считают, что можно отделить от человека такие свойства как разум, бессмертие, могущество, благо. Бог - это обьектированная абстракция, существующая лишь в головах людей. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». «Сущность христианства» Феербах Изб. пр. 1955г. В сознании совершается переворачивание действительных отношений, подлинный творец Бога человек, ставиться в зависимость от последнего. Феербах стремиться возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства.

3. Материализм Феербаха

Вернуть достоинство человеку можно с помощью материализма. Но Феербах отказывается от определения «материи». Вместо этого он использует понятие «природа». Поэтому может быть, более целесообразно назвать его мировоззрение называть натурализмом. Природа существует вечно, она не зависит от Бога и от философии.

4. Характер Философии Феербаха

Натурализм в философии Феербаха носит антропологический характер. В центре внимания человек. Учение Феербаха является попыткой утвердить самоценность и значимость конкретного человека во всей его полноте телесного и духовного бытия.

5.Субъект у Феербаха

Феербах в отличии от классиков немецкого идеализма по-новому осмысливает понятие субъекта. Субъект это не познающее мышление, и не «абсолютный дух», «мировой разум», а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Феербах стремиться реабилитировать природно-биологическое начало в человеке.

6. Чувствительность

Важнейшей характеристикой субъекта является чувствительность. Чувствительность - это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека». Но Феербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм. «Идеализм прав в своих поисках идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом,

 

 

Maтериализм К. Маркса.

Философское учение К.Маркса и Ф. Энгельса можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии. К Маркс (1818 - 1883), Ф.Энгельс (1820 - 1895). Связь философии марксизма с немецкой классической философией особенно наглядна при изучении творческой биографии К.Маркса.

К.Маркс Младогегельянец. С 1837 г. - Маркс примыкает к кружку младогегельянцев и разделяет их взгляды: философия призвана вносить мудрость в общество и содействовать общественно -историческому прогрессу. С 1843 - 44г. - порывает с младогегельянцами и переходит на позиции Фейербаха. ему импонирует фейрбаховский материализм, который выступает за реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реабилитацию своих природных способностей, за гумманизацию отношений человека к человеку.

Теория отчуждения. Под влиянием Фейербаха написана важнейшая работа того времени «Экономическо - философские рукописи 1844года» Маркс выступает с обоснованием гуманизма, основанного на идее свободной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные виды отчуждений: от природы, от своей собственной «родовой сущности», отчуждение человека от человека, от общества. В основе этих форм отчуждения лежит отчуждение на частнособственнических отношениях.

1) Процесс присвоения. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности. На основе концепции присвоения он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение общественно - исторической, предметно - практической сущности человека. Здесь он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», т.е. в соответствии с самими законами природы, и в то же время налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы возвысится до человека, стать фактором человеческого бытия.

2) Реализация возможностей человека. Человек это часть природы, причем высший продукт в функциональной конституции человека, как организма, наделенного такими достоинствами, как руки, мозг, язык и др. Человек способен овладеть силами природы. Реализация этой возможности осуществляется в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется отличие человека от животного.

3) 2 момента в деятельности человека. В деятельности человека Маркс выделяет 2 момента опредмечивание - (человек как материальное, предметное существо действует предметным образом, в ходе трудовой деятельности, человек постоянно осуществляет опредмечивание, т.е переход свойств и характеристик живого процесса деятельности субъекта, в предметное воплощение) и распредмечивание (обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность, это процесс освоения субъектов предметных форм культуры, а посредством их также и природы. Духовная деятельность человека).Распредмечивание это и освоение опыта предыдущих поколений, социальная связь.

6) Гуманистический идеал. Эта концепция присвоения меняет взгляд на отношение человека к человеку. Человек не может быть средством достижения цели другого человека. От общения с другими людьми меняется природа личности. Обмен богатством внутреннего мира главная цель человеческого общения. Вместо однобоких ущербных индивидов должны появится всесторонне развитые личности. Идеал - человек, живущий в гармонии с природой и внутренним миром.

7) Материалистическое понимание истории. С самого начала творчества Маркса начала проявляться социальная ориентация его философии, которая в дальнейшем получила все большее развитие. Открытие Маркса и Энгельса в материалистическом понимании истории оказало влияние на всю последующую философию.

8) Отношение сознания к бытию. Понимание истории заключается в том, что сначала нужно осознать систему производственных отношений, а затем на их основе и политическое устройство общества. Идеи и теории пусть самые радикальные не могут служить причинами теоретических изменений реальности. Они могут быть реализованы тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности. Сознание -отражение людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

9) Учение об идеологии. Для идеологии характерны автономные формы существования сознания, в результате чего создаются схемы, под которые подгоняют действительность. Идеология - «ложное сознание». Она возникает тогда, когда действительность существует в извращенном виде. Таким образом, идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отчуждения переворачиваются с ног на голову. Идеология - плод социального расслоения общества.

10)Главный принцип материализма. Концепция общественно - исторической предметно — практической деятельности человека и материалистическое понимание истории позволили К.Марксу и Ф.Энгельсу коренным образом преобразовать материализм. Главным принципом их системы стал принцип практики. Практика иходна и первична по отношению ко всему духовному миру, из нее можно объяснить все самые сложные социальные процессы и духовные

11)Отличие практики от опыта. Понятие «практика» противостоит понятию «опыт».В понятии «опыт», по мнению Маркса и Энгельса, заложена пассивная роль человека. Практика это совокупная


деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношении. Практика всегда носит общественный характер, она невозможна вне связей и общения между людьми.

 

12) Практика в теории познания. В теории познания практика выступает как материально - чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Главным стимулом для развития знаний служат практические потребности людей. Они оказывают решающее влияние и на выбор предмета исследования, и на его направление, и на темпы развития знания, и на характер их использования. (Геометрия появилась в Др. Египте при необходимости проводить измерение земли).

13)Понятие истины. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие наших знаний о мире самому миру объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждений, необходимо выяснить, насколько, наше знание соответствует объективной действительности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Понятие «объективность» означает независимость от сознания субъекта. Объективность истины, с точки зрения марксизма означаем, что содержание совпадает с объективной действительностью, и в том смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества».

14)Абсолютная истина. Возникает вопрос: может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу, целиком, полностью? Может ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы знания? Этот вопрос в филососфии формируется как вопрос о достигаемости абсолютной истины. Маркс и Энгельс отвечают, что абсолютная истина недосягаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

15)Относительная истина. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. Эта проблема решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае термин «абсолютная истина» употребляется в значении близком к значению термина «объективная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыслей с действительностью, поскольку в нем имеется момент абсолютной истины. Но сами теории и другие формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких - то теоретически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях. Абсолютная истина предстает в этих случаях, как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении своей истории. Этот процесс не может завершаться.

16) Критерий истины. Маркс и Энгельс отвечали на вопрос, а что в нашем знании, теориях содержит момент совпадения с объективной

действительностью, говорят о практике. Практика является критерием истины. Только те же результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на знание объективной истины. Она соединяет объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявление, частичность мысли. Введение принципа практики в познавательный процесс позволило

Марксу и Энгельсу решить в определенной форме основные проблемы

немецкой философии.



 

 


 

 

Вопросы:

1. Назовите характерную черту немецкой философии;

2. С каким именем связано начало Просвещения в немецкой философии;

3. Какие достижения сыграли существенную роль развития философии в интеллектуальной среде;

4. Расскажите про два период в философии Канта;

5. Перечислите три основные части философской системы Гегеля;

6. Назовите три закона диалектики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.