Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпиризм и рационализм. Бекон Декарт.






1)ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Ф.БЕКОН

Это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ. Бэкон является родоначальником экспериментальной науки и материалистической философии нового времени. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. И дает ответ в своем труде " Новый органон." (1620). Огромное внимание Бэкон уделяет влияние феномену знания, его роли преобразовании действительности, он провозгласил тезис - знание сила.
Знание только тогда становится действительной силой, когда оно является отражением явлений природы. Высшей задачей познания Бэкон считает завоевание природы и совершенствование человечксой жизни.
Источником знаний Бэкон видит в практической, экспериментальной деятельности людей. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его.
Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.
Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Идолы рода - это препятствия обусловленные человеческой природой. Не совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины психологического, идеологического порядка.
Идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по разному ориентируемые на получения знания.
Идолы рынка - это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.
Идолы театра - это препятствия, которые связаны с ложными философскими концепциями, авторитетов и.т.д.
Бэкон обращает внимание на 3 вида познания: путь муравья, паука и пчелы.
Путь муравья - это узкий эмпиризм, согласно, которому единым источником знаний признается ощущение.
Путь паука - признает попытку выведения - истин из чистого разума, так работает математик. Бэкон указывает, что путь муравья и паука является ограниченным - односторонним.
Путь пчелы - единственно верный путь постижения бытия, которая снимает недостатки 2-х путей и одновременно все ценное, что в них синтезируется.
2) ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА.

Р. Декарт 1596-1659 гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий и.т.д - в области математики. В механике: сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия.
В космогонии Декарт разработал идею естественного развития солнечной системы. Главные труды Декарта - " Рассуждение о методе" (1637); " Метафизические размышления" (1641) " Начала функций" (1644). Огромное внимание Декарт уделял феномену знания. Его интересовал вопрос о источниках знания и достоверности знания. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.
Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента:
1) Исходный тезис.
2) Метод
К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений: В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания. По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. По Декарту можно сомневаться во всем: существует ли внешний мир; существует ли наше тело? Но нельзя сомневаться в одном - в наличие сомнения, сомнение же " Я мыслю => существую." Ко второму: К методу Декарт предъявлял ряд требований:
1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.
2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей. (принять это требование).
3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.
4) Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Это требование ориентирует на достижение полноты знания.
В теории познания Декарт был рационалистом (рацио - разум); источником знаний и критерии истины Декарт считал разум. Недостатки рационализма Декарта. Новые знания по Декарту возникают в результате деятельности ума. Деятельность ума на что-то всегда направлена. С точки зрения здравого смысла деятельность ума направлена на конкурентный эмпирический материал. Поскольку Декарт игнорирует ощущение как источник знаний, поскольку он вынужден постулировать существование неких врожденных идей, на которые направлена деятельность человеческого ума.
К врожденным идеям Декарт относил некоторые аксиомы (одна из них- целые больше своих частей). Учение о врожденных идеях указывает на идеалистический характер гносеологии Декарта, т.е теории познания. Современная наука указывает на то, что никаких врожденных идей не существует. Все идеи приобретены человеком в результате его опытов, практической жизнедеятельности людей. В философском плане Декарта был дуалистом. В качестве первичного он считал 2 субстанции: материальную и духовную. Характерным признаком материальной субстанции является - протяженность а в духовность - мышление
Материальная субстанция - порождает явления материального порядка, а духовная субстанция - психологического. Эти субстанции не оказывают влияние друг на друга. Проблема соотношения материального и духовного получила название психофизическая проблема.

 

вопрос №18.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЛОКК)

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) являются " Два трактата о государственном правлении" (1689-1690). Дж. Локк – непоследовательныйматериалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж.
Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что
феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих
ценностей естественного состоянии Дж. Локк называл свободу и равенство. В
отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал естественное состояние войной
" всех против всех".
По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до
государства и существует независимо от государства. Свобода включает
свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда
проистекает частная собственность.
Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано
государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по
отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.
Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать
три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную
(федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней
политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя
т.о. суд от администрации.
Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная –
парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная –
монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. Монарх имеет
право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ
имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими
прерогативами.
Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии,
естественно-правовой концепции.

Общественный договор, философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование Общественный договор принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.

Новая эпоха в истории теории Общественный договор (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отношений в Западной Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, её неограниченности и неответственности, сторонники теории Общественный договор, на основе доктрины естественного права, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины Общественный договор считается Г. Гроций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы и Дж. Локка даётся иная концепция Общественный договор Например, Локк отвергает идею «естественного состояния» Гоббса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В варианте Локка теория Общественный договор являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления.

Наиболее радикально концепция Общественный договор разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе Общественный договор, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.

Хотя теория Общественный договор имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, буржуазного общества. Ф. Энгельс писал, что государство, основанное на Общественный договор Руссо, не могло стать ничем иным, как «идеализированным царством буржуазии», оно «... оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею Общественный договор как наиболее полное выражение ошибочных представлений домарксовой политической мысли о государстве. Подлинно научное учение о государстве, его происхождении и сущности было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, которые указывали, что государство возникает на определённом историческом этапе развития общества в связи

с образованием классов, подчёркивали его обусловленность в конечном счёте характером производственных отношений (см. также Государство).

В разных вариантах идею Общественный договор развивали Дж. Лилберн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И. Фихте в Германии, Т. Пейн в Америке. Идея Общественный договор лежит в основе политических взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьёзное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей Общественный договор содержится в «Русской правде» П. Пестеля).

 

вопрос №19.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.