Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочий материал к экзамену по истории правовых и политических учений.






Вопрос 1. Политико-правовые учения в Древнем Египте.

К IV—III тысячелетиям до н. э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвер­дившегося как централизованная бюрократическая монархия во главе с фараоном.

В политической идеологии рабовладельцев господствовали взгляды о необходимости общественно-политического неравен­ства, о превосходстве «высших» над «низшими», о «подлости» чужеземцев, которые были, главным источником рабов. Всякие проявления классового протеста осуждались как посягательства на извечные законы мироздания. Теория божественного проис­хождения государства выражалась в культе фараона. Ми­фология изображала фараона как земного бога, родившегося от союза бога солнца и смертной женщины. В древнеегипетском документе бог говорит царю Рамзесу II: «Я твой отец... Я дал тебе божественное назначение, чтобы ты мог править...». Свиде­тельством мощи фараона должны были служить огромные гроб­ницы—пирамиды, которые внушали народным массам идею страха и преклонения перед могуществом и величием фараона и строительство которых стоило жизни сотням тысяч рабов.

В то же время идеологи рабовладельческой знати говорили о необходимости внимания фараона к их нуждам. Они рассмат­ривали деятельность чиновников как благородное занятие в от­личие от «недостойного» труда простых людей.

Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинни­ками, находит выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поуче­ниях.

В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н. э.) отражен рост внутренних противоречий, усиле­ние и обострение классовой борьбы, которая выливалась в вы­ступления угнетенных против рабовладельцев. Обостряется борьба и между отдельными группами рабовладельцев. В трак­тате изложены советы, как управлять в это трудное для власт­вующих время. Царь предлагает возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендует приближать не только знат­ных; но и незнатных богачей, чтобы сплотить все силы эксплуа­таторов против рабов и неимущих свободных. Верхушка рабо­владельцев пытается посеять ненависть к другим народам. «Подл азиат», «больше, чем отвращение, — говорится в «Поуче­нии», — азиат для Египта».

Выражая точку зрения господствующего класса, автор заяв­ляет, что бедняки, неимущие— враги царской власти. Он призы­вает к террору против бедняков и рабов. «Подавляй толпу, — советует царь, —уничтожь пламя, которое исходит от нее». Автор «Поучения» рассматривает бедняков как врагов царя:

«...не поддерживай [человека, который;) враждебен, будучи бед­няком... он — враг». Классовый характер идеологии «Поучения» обнаруживается и при рассуждении о правовом неравенстве бед­няка, которому бесполезно искать защиту у судей. «Судьи юга судят бедняка, — говорит автор. — Знай, что они немилостивы в тот день, когда они судят нищего». В «Поучении» содержится и такая трактовка государственной власти, согласно которой царь является пастырем народа, защитником слабых.

Однако рабы и неимущие свободные не были склонны думать так, как их угнетатели. Они сжигали царские дворцы и рабовла­дельческие хозяйства, поднимали восстания с целью уничтожить ненавистный политический режим. Они все больше убеждались в несправедливости социально-политического неравенства. От­ражением такого убеждения были политические идеи, отвергаю­щие взгляды о божественной природе государства и власти царя.

Это нашло проявление, например, в мощном восстании угне­тенных свободных и рабов (XVIII в. до н. э.), описание которого содержится в литературно-политическом памятнике «Речение Ипусера». Угнетенные массы захватили имущество рабовладель­цев, ликвидировали старую администрацию, старую судебную систему, уничтожили документы, фиксировавшие привилегии и богатства богачей. Ипусер сообщает, что восставшие «прогнали царя». Это говорит о преодолении в ходе классовой борьбы пред­ставления о божественной власти фараона. С ужасом Ипусер отмечает, что люди теряют веру в богов. «Царь захвачен бед­ными людьми... было приступлено к лишению страны царской власти». Весь строй, по мнению Ипусера, перевернулся подобно «гончарному кругу». Сокрушаясь об утраченных правах рабо­владельческой знати, Ипусер говорит, что «тот, который не имел (даже) временных рабов, стал (теперь) собственником наслед­ственных' рабов».

Восстание, нарушив весь старый уклад жизни и представле­ния людей, нанеся, в частности, удар по представлению о боже­ственном ^характере власти фараона, посеяло множество сомне­ний в правильности и незыблемости установленных традиции и догматов. Так, в «Беседе разочарованного со своим духом», от­носящейся к концу Среднего царства, высказывается сомнение в существовании загробного мира, т. е. оспаривает.ся догмат, опираясь на который угнетатели призывали угнетенных к покор­ности и смирению. Берется под сомнение и вся система религиоз­ных представлений Дух не верит, что совершение заупокойных обрядов может принести потустороннее блаженство, ибо, считает он, участь богачей, построивших гробницы, после смерти оди­накова с участью бедняков. И он говорит человеку, что нужно устраивать жизнь не на небесах, а на земле

«Беседа» содержала протест против насилия. Автор ее писал, что повсюду «грабят», брат отнимает имущество брата, «насилие вселилось во всех людей». Разочарование в религии было выражением недоверия к той идеологии, которая объяв­ляла «законным» и «справедливым» рабовладельческий по­рядок.

Нетрудно понять значение этих сомнений, протеста против существующей государственной власти, если принять во вни­мание деспотический режим царского Египта.

Глухой протест угнетенных против ига эксплуататоров при­обретает все большее звучание в трудовых песнях, слагавшихся народом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.