Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негласная звукозапись






 

Эффект от применения звукозаписывающей аппаратуры явился мощным толчком для формирования научного подхода к использованию звукозаписывающей аппаратуры в агентурной работе и в процессе розыска скрывшихся преступников.

Оперативники получали возможность многократного воспроизведения негласно сделанной фонограммы с целью ее анализа в спокойной обстановке.

Таким образом, негласная звукозапись стала производиться оперативными работниками в ходе целенаправленного опроса и бесед, при личном сыске, в ходе описания действий “ разрабатываемых ” лиц и для перепроверки агентуры.

В 60 – х годах, с появлением нового законодательства, звукозапись в уголовно-процессуальной деятельности была нормативно урегулирована.

Ускорилась разработка правовых основ, регламентирующих порядок осуществления звукозаписи оперативными аппаратами. В них впервые нашли отражение организационно-тактические вопросы использования широких возможностей звукозаписи в борьбе с преступностью.

Это означало признание допустимости звукозаписи и правовой возможности ее применения при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Гласная процедурная звукозапись, осуществляемая в соответствии со ст. 141 – 1 УПК РСФСР, была законодательно ограничена от негласной, проводимой исключительно в оперативных целях: она могла осуществляться только в отношении лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений

Фонограммы, полученные в процессе негласного применения магнитной записи, являлись засекреченными материалами и могли использоваться только в оперативных целях.

При возникновении необходимости использовать материалы оперативной звукозаписи в процессе доказывания они должны были легализоваться по довольно сложной схеме.

Контроль за применением фонограмм в целях розыска и изобличения преступников возлагался на начальника органа дознания, которому принадлежало право давать разрешение на организацию негласной звукозаписи и ее дальнейшее использование в работе над преступлением

Первоначально негласную звукозапись можно было осуществлять только в помещениях правоохранительных органов, причем только в специально оборудованных для этих целей кабинетах. В них имелись специальные линии с замаскированными проводами, кабелями микрофонов, усилители, автономные источники питания.

В конце 70 – х годов перечень мест возможного применения негласной звукозаписи в ведомственных нормативных актах правоохранительных органов был существенно расширен.

Теперь применение аппаратуры разрешалось в отношении лиц, о которых имелись данные, дающие основания подозревать их в подготовке или совершении преступлений, или располагающих сведениями о месте нахождения разыскиваемых преступников, но при условии, что эти сведения невозможно или затруднительно получить иным путем.

Многие современные диктофоны позволяют выбирать между встроенным и выносным микрофонами в зависимости от условий ведения звукозаписи. Конечно, встроенный микрофон делает устройство более компактным и эргономичным. Однако его возможности по ведению скрытой фиксации аудиоинформации существенно ограничены, так как такие микрофоны обладают достаточно скромными характеристиками из-за предельно малых размеров, а их размещение полностью определяется размером и камуфляжем всего записывающего устройства.

 

Иначе обстоит дело с выносными акустическими приемниками. Они хорошо камуфлируются и поэтому могут быть установлены в зоне, обеспечивающей высокое качество записи. Выбору места возможного размещения и типа именно таких микрофонов следует уделить особое внимание.

 

При размещении выносных акустических приемников операторы, как правило, учитывают следующие нижеперечисленные три фактора[40]:

 

* Количество записываемых источников речевых сигналов

 

Для записи одного собеседника обычно применяют односторонне направленные микрофоны с расстояния 50-70 см. Реже используют и двусторонне направленные микрофоны (например, ленточные). Однако минимальная дальность до источника в этом случае возрастает до 80-100 см, так как на более близком расстоянии запись будет " бубнить".

 

Для фиксации диалога подходят как двусторонне, так и односторонне направленные микрофоны. В первом случае микрофон располагают между собеседниками, в последнем - его стараются установить так, чтобы оба объекта оказались симметрично расположенными относительно рабочей оси акустического приемника.

 

Для фиксации разговора нескольких собеседников чаще применяют односторонне направленные микрофоны с большим перепадом чувствительности по линии " фронт-тыл". Их размещают таким образом, чтобы рабочая ось была направлена на собеседников, а тыл в сторону источников акустических помех.

 

Для записи сцены " за круглым, столом" чаще используют односторонне направленные микрофоны. В идеальном случае их размещают в центре в вертикальном положении с направлением нулевой чувствительности вниз.

* Пространственная ориентация микрофона

 

Вообще пространственная ориентация определяется зависимостью чувствительности микрофона от угла между его рабочей осью и направлением на источник звука. Для большинства типов акустических приемников увеличение этого угла сопровождается падением как общей чувствительности, так и, в особенности, чувствительности на высоких частотах. Лишь у некоторых типов микрофонов, например, двусторонне направленных (восьмеричных) и в меньшей степени односторонне направленных, чувствительность на высоких частотах изменяется при повороте рабочей оси от направления так же, как и чувствительность на низких частотах. Поэтому микрофоны направляются своей рабочей осью не на источник только в тех случаях, когда надо сделать запись этого звука менее громкой на фоне других или же придать звучанию большую мягкость и меньшую четкость.

* Дальность до источника акустического сигнала

 

Величина расстояния до источника определяется, исходя из свойств помещения, в котором осуществляется аудиозапись, и свойств микрофона и источника.

 

Акустические процессы в каждой точке помещения довольно хорошо, как отмечалось выше, определяются величиной акустического отношения. Восприятие же источника в нем зависит от того, в каком соотношении находятся расстояние от источника до микрофона и радиус гулкости помещения.

 

Если расстояние от источника до микрофона меньше радиуса гулкости, то при воспроизведении кажущиеся размеры источника звука больше фактических, а размеры окружающего пространства меньше фактических. При этом создается общее впечатление близости и интимности звучания. При расстоянии микрофона от источника больше радиуса гулкости, наоборот, размеры источника кажутся меньше фактических, а окружающего пространства - больше. Общее впечатление от звучания - объемность, " воздушность", мощность. При расположении микрофона от источника звука на расстоянии, равном радиусу гулкости, качество звучания при воспроизведении является промежуточным по сравнению с описанным выше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.