Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение предмета социологии молодежи. Особенности молодежных проблем.






Социоло́ гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи..

Предметом изучения социологии молодёжи выступают молодые люди как специфическая социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. Не сами по себе возрастные особенности, а только в совокупности с социальным положением и обусловленные этим взаимодействием социально-психологические черты находятся в центре внимания социологии молодёжи.

Предмет исследования социологии молодёжи = возраст + социальный статус + социально-психологические свойства молодёжи.

4. Различные подходы к определению понятия ”молодежь”.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения.

Подходов к изучению такой социальной группы, как молодежь сложилось достаточно много в современной отечественной социологии. Наиболее известными представителями школ и направлений в сфере современной социологии молодежи на данный момент можно считать Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, Е. Омельченко, В.А. Лукова и др.

Среди современных направлений и концепций в области изучения молодежи, оказывающих сильное влияние на развитие отечественной социологии молодежи, на наш взгляд, следует выделить, прежде всего, теорию общественного воспроизводства (В.И. Чупров), согласно которой критерием социального развития молодежи выступает степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Другими словами, в данной концепции внимание акцентируется на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями: воспроизводственной, инновационной, трансляционной. В соответствии с этим и происходит оценка социальных изменений молодежи в зависимости от того, насколько она влияет на сохранение общества как целостности, что логично вытекает из определения такой категории в социологии, как общественное воспроизводство, под которым понимают постоянное повторение, непрерывное возобновление процесса общественного производства, призванное обеспечивать развитие общества и отдельных его групп как целостной системы. На основе воспроизводственного подхода к изучению молодежи была разработана интересная концепция моделей интеграции молодежи, автором которой является Ю.А. Зубок. Согласно данной концепции существуют две модели социального развития молодежи: модель социального исключения и интеграционная модель развития молодежи. Вторая является наиболее эффективной моделью, способствующей благоприятному развитию молодежи и реализации ею свей субъектности, в то время как первая свидетельствует об отсутствии в обществе необходимых условий для успешной интеграции молодежи в социум и его систему социальных отношений. Результаты теоретических и эмпирических изыскании Ю.А. Зубок показали, что современная российская молодежь находится в ситуации социального исключения, в результате чего наблюдаются такие негативные моменты, как отторжение различных групп молодежи от средств жизнеобеспечения (рынок труда, определенные типы работ, собственность на землю, нормальные жилищные условия, система социального обеспечения и т.д.), от политических и социальных прав.

В свою очередь, эффективная модель социальной включенности молодежи определяется типом общественного развития и зависит от общества, которое на основе межпоколенческой преемственности и институционализированных транзитивных путей интеграции молодежи в социум позволяет молодому поколению стать субъектом общественных отношений, занят достойное место в обществе. В данном контексте следует обозначить еще один подход к изучению российской молодежи – рискологический, разработанный отечественными учеными, на основе которого осуществляются перспективные и эффективные научные разработки в социологии молодежи. Рискологический подход к изучению молодежи приобретает актуальность в тех условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности и функционирования общества.

По мере роста социальных рисков и рискогенности современного российского общества, которое по праву называют «обществом риска», данный подход приобретает все большую актуальность.

Социальные риски являются продуктом общественной эволюции, и на каждом этапе общественного развития они имеют свою специфику и уровень развития. Ю.А. Зубок утверждает, что на современном этапе общественной эволюции риск становится значимым фактором социального развития молодежи. В рамках концепции риска следует рассматривать и ситуацию роста молодежного экстремизма, который является следствием неопределенности перспектив молодежи в различных сферах общественной жизни. Подводя итог, можно отметить, что в отечественной научной литературе существует множество подходов к изучению молодежи, некоторые из которых как нельзя лучше соответствуют российской реальности и позволяют наиболее адекватно отразить сущность социальных изменений в молодежной среде. К таковым подходам, на наш взгляд, прежде всего, относятся теория общественного воспроизводства и рискологический подход, в рамках которых ситуация неопределенности и непредсказуемости рассматривается как определяющая перспективы и жизненные стратегии молодежи. В рамках отечественной социологии молодежи получили известность концепция социального конструирования реальности, в которой акцентируется внимание на групповой уникальности и специфике молодежи конструирующей свою социальную реальность; концепция повседневности, изучающая разнообразные социальные практики молодежи как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий. Однако для изучения студенческой молодежи, которая осуществляет учебную деятельность и готовиться к включению в социум на основе полученной профессиональной подготовки, наибольшим потенциалом обладают обозначенные нами в качестве приоритетных теория общественного воспроизводства и рискологическая концепция, позволяющие на макроуровне рассмотреть тенденции настоящего и будущего социального развития студенческой молодежи, определить противоречия, возникающие в ходе профессиональной подготовки и будущей профессиональной самореализации, а также пути преодоления парадоксов и противоречий в системе интеграции студенческой молодежи в общество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.