Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие региональные АБ рынки






  Регионы Добыча алмазов Производство бриллиантов Продажа бриллиантов Продажа ЮБИ
млрд дол. % млрд дол. % млрд дол. % млрд дол. %
Америка Европа Азия Африка 1, 2 1, 61 0, 03 5, 38 13, 4 0, 3 60, 4 0, 4 1, 1 12, 3 0, 5 2, 7 7, 4 82, 5 2, 7 7, 53 1, 81 5, 09 0, 02 47, 7 11, 4 32, 2 0, 1 28, 7 1, 81 15, 55 0, 10 50, 4 3, 2 27, 3 0, 2

По данным Потоцкой Т. И.

 

Такое географическое разделение труда определяется многими факторами: природными (распределение запасов алмазов), которые выводят на лидирующие позиции в добыче алмазного сырья страны Африки; социальными (большая численность населения в сочетании с невысокой стоимостью его труда и наличием традиций в работе с драгоценными камнями), которые выводят страны Азии в лидеры по производству бриллиантов; социально-экономическими (большая численность населения в сочетании с благоприятной демографической ситуацией и высоким уровнем развития экономики формируют рынок, емкость которого постоянно растет), приводящими к доминированию США по потреблению бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами. С другой стороны, высокий уровень социально-экономического развития территории в сочетании с негативной демографической ситуацией и давностью существования рынка приводит к минимальному потреблению продукции, производимой в комплексе, и как следствие – к развитию посреднических функций (Европа).

Африканский регион. Из 54 стран региона, экономика 18 связана с АБК. При этом из всех рассматриваемых групп стран доминируют алмазодобывающие страны:

- алмазодобывающие страны – Ботсвана, ЮАР, Ангола, ДРК, Намибия, алмазы добываются также в ЦАР, Зимбабве, Сьерра-Леоне, Гвинее, Либерии, Гане, Танзании, Лесото, Свазиленд, Габоне и др.;

- страны, специализирующиеся на производстве бриллиантов, - ЮАР, небольшие гранильные производства есть также в Намибии, Анголе, Ботсване, Маврикии;

- страны-посредники, обслуживающие торговые операции с алмазами (страны с либеральными условиями экспорта), - Республика Конго, Либерия, ДРК.

По данным Министерства природных ресурсов РФ, на регион приходится 57, 5% запасов промышленных алмазов (490 млн. кар.) и 74, 7 % ювелирных алмазов (330 млн. кар.). Основная их часть концентрируется в Ботсване (18, 2% мировых запасов промышленных алмазов и 25% мировых запасов ювелирных алмазов), Анголе (222 млн. кар – мировых запасов алмазов), ЮАР (195 млн. кар.), ДРК и Намибии.

Азиатский регион. Страны, входящие в данный регион по специализации в рамках АБК, можно отнести к следующим группам:

- алмазодобывающие стран – Китай (16, 5 млн. кар.), Индия (10 млн. кар.), также алмазы добываются в небольших количествах в Индонезии;

- страны, специализирующиеся на производстве бриллиантов и определяющие его мировые объемы, - Индия (48%), Израиль (19, 5%), Таиланд, Китай и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии – Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Вьетнам (16, 8%);

- страны, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами и определяющие мировое потребление бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами, - Япония, страны Персидского залива, Индия, Китай, Р. Корея, Турция, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины;

- страны-посредники, обслуживающие торговые операции с алмазами, бриллиантами, ювелирными изделиями с бриллиантами – Израиль, Гонконг, страны Персидского залива.

Очевидно совмещение одним государством нескольких функций в рамках регионального АБК – Израиль, Китай, Индия, страны Персидского залива. Именно эта группа стран и определяет развитие азиатского АБК.
Американский регион. Государства, формирующие американский АБК (Канада, США, Мексика, Бразилия, Венесуэла), по своей специализации вписываются в отраслевую классификацию:

- алмазодобывающие страны – Канада (14% мировой добычи), Бразилия, Венесуэла;

- страны-производители бриллиантов – США (2% мирового производства);

- страны-производители и потребители ювелирных изделий с бриллиантами – США (50-53% мирового потребления), Канада, Мексика, на которые приходится по 1% мирового потребления бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами, Доминиканская Республика.

Какая бы ни была специализация перечисленных стран региона в рамках мирового АБК, только США и Канада действительно способны влиять на ситуацию во всем комплексе, так как, с одной стороны, Канада является ведущим поставщиком в регионе алмазов, а с другой стороны - США – основной потребитель продукции мирового АБК.

Европейский регион формирует самый сложный региональный рынок, так как, с одной стороны, он обладает невероятной емкостью и высокой потребительской способностью населения, а с другой – высоким уровнем насыщенности. В деятельности алмазно-бриллиантового комплекса мира значительное участие принимает только 7 стран региона (все относят к категории «развитых стран», что должно отражать наличие у них посреднических и потребительских свойств). Их можно отнести к четырем группам:

- страны, специализирующиеся на добыче алмазов и определяющие ее мировой объем, - Россия (20% мировой добычи);

- страны, специализирующиеся на производстве бриллиантов, - Россия (5%), Бельгия (2%);

- страны-потребители бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами – Италия, Великобритания, Франция, ФРГ, на такие страны, как Испания, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, приходится по 1 % и менее;

- страны-посредники обслуживающие торговые операции с алмазами, бриллиантами, ювелирными изделиями с бриллиантами - Великобритания, Бельгия, Швейцария.

Развитие европейского рынка в целом и его алмазно-бриллиантовой составляющей в частности осложняется процессами, связанными с механизмами функционирования ЕС. Кроме экономических проблем европейских государств для этого региона характерен ряд социальных проблем, негативно сказывающихся на функционировании рынка в целом. К ним можно отнести сложную социально-демографическую ситуацию, обусловленную «старением нации» (насыщенность рынка), и как следствие внушительным масштабом социальной защиты населения (а это уже налоги на любой вид предпринимательства). Это еще и постоянно растущие националистические настроения в странах ЕС, что необходимо учитывать гранильным предприятиям (чей бизнес не только в регионе, но и в мире контролируется еврейской и индийской-джайнистской – диаспорами) [7].

Стоит отметить, что приведенные классификации стран хорошо коррелируются между собой и дополняют друг друга (международная специализация страны в рамках АБК определяется физико-географическими и социально-экономическими особенностями развития ее территории). Классифицирование стран по разным группам критериев позволяет многосторонне изучить и более глубоко понять их место и значимость в мировом АБК, а соответственно прогнозировать развитие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.