Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция к выявлению информативно-целевой структуры текста






1. Прежде чем анализировать текст, следует прочитать его полностью от начала до конца, как минимум, дважды, вдумавшись в его содержание и характер (назначение). Первоначально следует освоить методику на небольших текстах. Впоследствии, когда будет выработан навык адекватного общения, необходимость прочитывать текст отпадет сама собой.

Следует ответить на вопросы:

а) представлена ли в тексте и чем именно та проблемная ситуации, к разрешению которой стремился (стремится) автор теми или иными средствами? Имеется ли в тексте анализ, или текст содержит лишь описание, констатацию, оценку этой ситуации?

б) можно ли ответить на вопрос - ради чего, для чего вообще был написан (порожден) этот текст? Чем, скорее всего, мотивировал бы автор написание именно этого, а не какого-либо иного текста? Что именно хотелось бы ему вообще сказать этим текстом? Что именно хотелось бы ему сказать этим текстом в первую очередь? Как бы скорее всего он сформулировал свой замысел, свое коммуникативное намерение или ближайшую содержательную цель и в рамках какой-либо более широкой сверхзадачи?

2. При повторном чтении текста (оно может быть на первых порах и трех-, и четырехкратным) следует сосредоточить внимание на поисках непосредственной содержательной цели сообщения, реализация которой входит в коммуникативное намерение автора, в его замысел (т. е. выявить предикацию первого порядка) и выписать ее из текста.

Следует обратить внимание на то, что цель сообщения может и не иметь в тексте словесно выраженной формулировки. В этом случае ее надо сформулировать своими словами и записать.

Остальное содержание текста или все его содержание, если в тексте не удалось обнаружить словесно выраженной предикации первого порядка, принимается за «общее содержание» текста.

3. Внутри «общего содержания» текста нужно затем выделить следующие элементы:

А.- Основные элементы, т. е. элементы предикации второго порядка, а именно:

А-1 эл. - «Тезисы-аргументы», являющиеся опорными для цели сообщения, подкрепляющий замысел последнего. Они могут быть констатирующие, постулирующие или установочные. Если таких «тезисов» более одного, они соответственно обозначаются: А-1а эл., А-1б эл. и т. д.;

А-2 эл. - Разъяснение (развертывание) основного «тезиса-аргумента». Если таких «тезисов» несколько, то разъяснения каждого из них соответственно обозначаются: А-2а эл., А-2б эл. и т. д.;

А-3 эл. - Описание, оценка или аналитическая оценка (анализ) проблемной ситуации, породившей основной «тезис» к цели сообщения и зафиксированную в нем. При том что проблемная ситуация обозначена здесь шифром А-3, важно помнить, что это ключевой элемент общего содержания, из которого в сущности и выводится, как правило, основной «тезис». Последний выступает в качестве некоего разрешения названной ситуации, поэтому информативно-целевой анализ общего содержания текста мы и начинаем с выявления присутствующей в нем или подразумеваемой проблемной ситуации.

Б. - Второстепенные элементы, т. е. элементы предикаций третьего, четвертого и т. д. порядка, а именно:

Б-1 эл. - Элементы предикации третьего порядка

Б-1.1 эл. - Иллюстрации к основному «тезису» (или «тезисам») общего содержания, По мере их перечисления, если они не продолжают ту же иллюстра­цию, нумерации снабжается дополнительными буквенными обозначениями: Б-1.1а эл., Б-1.1б эл., и т. д.

Б-1.2 эл., Б-1.3 эл. и т.д. - Иллюстрации к разъяснениям основного «тезиса», к ситуации (ее описанию, оценке и пр.).

Б-2 эл. - Элементы предикации четвертого порядка.

Б-2.1 эл.- Общий фон к цели (целям) сообщения.

Б-2.2 эл., Б-2.3 эл. и т. д. - Общие фоны к основному (основным) «тезису» («тезисам»).

Б-2.3 эл. - Фоны к фонам и пр.

Указанные элементы, естественно, могут быть выделены лишь, при наличии таковых в тексте. Их отсутствие желательно фиксировать. Это позволяет не менять нумерацию элементов в схеме, что полезно для сопоставления содержательно-смысловой структуры различных текстов. Вообще же изменения и нумерации элементов допускаются, так как ничего не меняют в принципиальной схеме.

4. При выписывании того или иного элемента предикативной структуры допускаются пропуски отдельных слов и выражений, атакже сокращенное изложение текста, передающее общий смысл того или иного элемента.

5. Полученную макроструктуру текста следует изобразить в виде графической схемы. Примером может служить схематическое изображение текста «Стратегия хозяйственного успеха», который был отобран со страниц одной измосковских газет и совместно с его автором доведен до желаемой нормы, т. е сокращен и переструктурирован на основе описанной методики.

Рассмотрим пример применения вышеприведенной инструкции для выявления иерархии коммуникативно-познавательных программ тексте газетной публикации.

«Стратегия хозяйственного успеха. Ставка на глубинный резерв. Верные источники прибыли.

Московские предприятия добились заметных успехов. По всем основным экономическим показателям объему реализованной продукции, прибыли, рен­табельности, использованию основных и оборотных фондов - достигнут небывалый за последние годы рост. Не будем приводить эти цифры, так как наша задача в другом: проанализировать причины подобных успехов.

Речь идет о выборе «главного направления» экономической работы. Каким же оно было в прошлом году и что обеспечит хозяйственный успех в нынешнем?

Возьмем для примера 9 предприятий Москвы. Прибыль их в целом возросла за прошедший период на 17%. Насколько можно судить по отчетности заводов, лишь 6 процентов этого прироста вызвано увеличением объема производства, т. е. прямым повышением выпуска и реализации продукции. А остальные 11? Техническим прогрессом?

Давайте посмотрим.

Суть дела легко проиллюстрировать на примере одного из московских заводов. Выпускаемые здесь изделия можно разделить на четыре группы: стальная проволока, проволока обыкновенного качества, шурупы и винты, наконец, заклепки. Наиболее прибыльными изних оказались изделия двух последних групп, благодаря действовавшим в прошлом году оптовым ценам. Начиная со второго квартала минувшего года, предприятие увеличило выпуск этих изделий, и прибыль завода втечение года возросла на 60 %.

Таким образом, первоначальным экономическим успехом рассматриваемое предприятие обязано не резервам, на которые делались ставки. Достигнутый успех лишь частично объясняется ускорением технического прогресса, в частности внедрением нового оборудования и ростом выпуска продукции. Невелик и удельный вес таких причи, как снижение себестоимости производства, режим экономии. Главная причина вдругом. В том, что на рынке стало больше прибыльных, высокорентабельных изделий. Именно их выпуск стало увеличивать предприятие, сокращая в то же время производство менее доходных изделий.

Вce это стало возможным еще и потому, что заводы и фабрики получают от министерства и Госплана задания по группам изделий, в конкретно по каждой из них договариваются со своими заказчиками.

Невольнo возникнет вопрос: а хорошо ли, что предприятие увеличивало прибыль, используя в основном возможности ассортиментного отбора, проще говоря, неуравновешенность цен?

Первый ответ. Хорошо потому, что это было необходимо. Ведь сейчас идет разработка новых оптовых цен на промышленные товары. И для тех, кто занимается этим делом, опыт, накопленный предприятиями, подсказал реальный способ устранить несоответствие между общественно необходимыми затратами труда и ценами.

Второй ответ. Это было плохо потому, что не стимулировало предприятие к использованию важнейших внутренних резервов, толкало искать резервы не у себя на производстве, а за заводскими воротами, на рынке. Между тем основным источником улучшения рентабельности должно стать повышение отдачи от производственных фондов: оборудования, зданий. По сравнению с минувшим годом необходимо поднять ее минимум на 2- 3 процента. Экономическая конъюнктура, складывающаяся в нынешнем году, вполне благоприятна для этого.

Необходимо, кроме того, далее укреплять хозяйственные связи предприятия с поставщиками и потребителями.

Итак, сделаем выводы.

Условия производства меняются. И предприятиям необходимо форсировать технический прогресс, улучшать организацию труда, в максимально короткие сроки осваивать новые мощности. Короче говоря, поднимать те глубинные резервы производства, которые будут постоянно и благотворно воздействовать на состояние заводской экономики.

А теперь приведем две схемы этого текста: во-первых, развернутую, с изложением содержания отдельных частей, входящих в состав того или иного элемента его семантико-смысловой структуры, во-вторых, свернутую, графическую (рис. 1)

Схема текста «Стратегия хозяйственного успеха»

1. Цель сообщения (предикация 1-го порядка).

Необходимо «поднимать те глубинные резервы производства, которые, будут постоянно и благотворно воздействовать на состояние заводской экономики».

2. Элементы общего содержания.

А - Основные элементы (предикация 2-огопорядка).

А-1 эл. - Основной (констатирующий) тезис.

Первоначальным успехом предприятия обязано не тем резервам, на которые делались ставки. Причина успеха отнюдь не в техническом прогрессе, не в снижении себестоимости или режиме экономии, а в том, что предприятие стало выпускать более прибыльные (дефицитные) изделия, пользующиеся спросом на рынке, в ущерб изделиям, менее доходным.

A-2 эл. - Аналитическая оценка ситуации.

А-2аэл. - Выход на рынок имеет свои преимущества, т. е. способствует разработке правильной политики цен.

А-2б эл. - Выход на рынок имеет тот недостаток, что толкает предприятие к поиску резервов не внутри, а за пределами предприятия.

Б. – Второстепенные элементы (предикация 3, 4-ого и т. д. порядка).

Б-1. – Элементы предикации 3-го порядка.

Б- 1.1а эл - 9 московских предприятий, лишь 6 % прибыли которых вызвано увеличением технического прогресса.

Б-1.1б эл. - Один из московских заводов в качестве развернутого примера.

Б-2. - Элементы предикации 4-го порядка.

Б-2.1 эл. - Общий фон к цели сообщения.

Рассуждения, связанные с общим состоянием дел на московских предприятиях за прошедший период, с описанием их успехов.

Предлагаемый способ схематизации предикативной микроструктуры текста представляет немалый практический интерес, поскольку: 1) позволяет наглядно представить заложенную в тексте иерархию коммуникативно-познавательных программ т. е. потенциальную стратегию осмысления его основной концепции; 2)эксплицирует все уровни предикативной структуры текста, делая очевидным отсутствие предикаций того или иного порядка и иерархии коммуникативных и программ; 3) позволяет достаточно надежно оценивать, меру адекватности письменных или устных (фиксированных на носителе) интерпретаций в случае проведения соответствующего эксперимента; 4) позволяет доводить отдельные сообщения до эталонного (т. е. оптимального для смыслового восприятия) состояния, а также осуществлять сжатие (конспектирование) текста.

Рис 1. Схематическое изображение текста «Стратегия хозяйственного успеха»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.