Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние тексты о Христе в Индии, Непале, Ладаке и Тибете






Большая часть описания путешествия Иисуса по Востоку, опубликованная профессором Рерихом по безымянному, полуторатысячелетней древности докумен­ту, обладает поразительным сходством с книгой Нотовича " Жизнь Святого Иссы". Глава, в которой появи­лись эти стихи, написана в 1925 году и является собранием размышлений Рериха о религии, которые чередуются с заметками о путешествии в Сикким и приезде в Каш­мир, а затем об отъезде из Кашмира и странствиях по Ладаку. Он мог найти манускрипт в Химисе, в каком-либо другом монастыре Ладака или, возможно, даже в Сиккиме. Но не столь важно место находки, как тот факт, что изрядная часть этого текста совпадает с ше­стьюдесятью из тех драгоценных стихов, которые были опубликованы в Париже на тридцать один год раньше другим Николаем и соотечественником по фамилии Нотович.

Далее цитируются записи об Иисусе из книг " Гималаи" и " Алтай-Гималаи", включающие легенды, древние тексты и собственные впечатления Рериха. Они воспроизводятся здесь точно так же, как представлены в его первоначальных комментариях о религии, подпи­санных просто - " Горы, 1925".

" Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий лик Будды-Учителя, то еще неожиданнее в тибетских го­рах узнать прекрасные строки об Иисусе. Буддийский монастырь хранит учения Иисуса и ламы отдают почте­ние Иисусу, здесь прошедшему и учившему".

" Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гима­лаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам - к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину - Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так на­зываемым чудесам".37

" Существовали ясные намеки о втором посещении Египта Христом. Но разве невозможно, что после этого он мог побывать и в Индии? Тот, кто слишком сильно сомневается в существовании легенды о жизни Христа в Азии, наверное, не знает, какое мощное влияние имели несторианцы во всех странах Азии и как много так на­зываемых апокрифических преданий они распространи­ли с самых древних времен. И потом, как много истины сокрыто в этих апокрифических легендах!

Многое напоминает строки из книги Нотовича, -писал он, будучи в Лехе, - но еще более удивительно обнаружить ту же самую версию легенды об Иссе в не­скольких вариантах. Местные жители ничего не знают об опубликованной книге, но они знают легенду и с глу­боким почтением говорят об Иссе. Можно задаться вопросом, какое отношение к Иссе имеют мусульмане, ин­дусы или буддисты. Но еще важнее увидеть, как жизнен­ны великие идеи, и как проникают они даже в самые от­даленные места. Невозможно разыскать источники этих легенд. Но если даже они произошли из древних несторианских апокрифов, (“В книге " По тропам срединной Азии" Юрт Рерих говорит: " Очень вероятно, что в Ладаке существовало перемещавшееся поселение несторианских христиан в период с восьмого по десятью век, когда вдоль торговых путей Туркестана и в других районах Центральной Азии находилось множество несторианских колоний. В настоящее время уже невозможно определить, бьши ли посетившие Ладак несторианцы купцами или паломниками. Среди мусульманского на­селения Ладака и Кашмира найдены любопытные сказания христианского толка, по-видимому, относящиеся к несторианской эпо­хе") сейчас весьма поучительно заметить то широко распространившееся и глубокое внима­ние, которое уделяется этой теме. Замечательно слышать местного жителя, индуса, рассказывающего, как Исса проповедовал возле маленького пруда подле базара, под деревом, которого больше нет. По этим чисто физиче­ским признакам можно увидеть, сколь серьезно относят­ся к этому вопросу".38

" Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые - капиталисты убили Великого Общин­ника, несшего свет к трудящимся и бедным. Путь подви­га света! " 39

" Послушаем, как говорят в Гималаях о Христе. В рукописях, имеющих древность около 1 500 лет, можно прочесть: Исса тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду за усовершенствованием и изучением законов Учителя.

Он провел время в древних городах Индии Джаггорнате, Раджагрихе и Бенаресе. Все его любили. Исса жил в мире с вайсиями и шудрами, которых он обучал.

Но брамины и кшатрии сказали ему, что Брама запретил приближаться к сотворенным из Его чрева и ног. Вайсии могут слушать Веды лишь по праздни­кам, а шудрам запрещено не только присутствовать при чтении Вед, но даже смотреть на них. Шудры обязаны только вечно служить рабами браминов и кшатриев.

Но Исса не слушал речей браминов и ходил к шудрам проповедовать против браминов и кшатри­ев. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать своих ближних чело­веческого достоинства. Исса говорил, что человек наполнил храмы мерзостью. Чтобы угодить камням и металлам, человек приносит в жертву людей, в кото­рых обитает частица Высшего Духа. Человек унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом. Но лишающие братьев общего блаженства будут ли­шены его сами, и брамины и кшатрии станут шудра­ми шудр, с которыми Высший Дух пребудет вечно.

Вайсии и шудры были поражены изумлением и спросили, что они должны делать. Исса говорил: " Не поклоняйтесь идолам. Не считайте себя всегда пер­выми и не унижайте своего ближнего. Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому-либо, не желайте того, чего не имеете, но что видите у других."

Многие [брамины и кшатрии], узнав про эти сло­ва, решили убить Иссу. Но Исса, предупрежденный, оставил ночью эти места.

Затем Исса был в Непале и в Гималайских го­рах. " Сделай же чудо, " - говорили ему служители храма. Тогда Исса сказал: " Чудеса начали являться с первого дня, как сотворился мир. Кто их не видит, тот лишен одного из лучших даров в жизни. Но горе вам, противники людей. Горе вам, если ждете, что Он засвидетельствует свое могущество чудесами".

Исса учил, не стараться видеть своими собствен­ными глазами Вечного Духа, но чувствовать его сердцем и стать душой, чистой и достойной.

" Не только не совершайте человеческих жертво­приношений, но и не закалывайте животных, ибо все дано на пользу человека. Не воруйте чужое, ибо это было бы похищением у ближнего. Не обманывайте, чтобы вас самих не обманули".

" Не поклоняйтесь солнцу, оно только часть ми­ра".

" Пока народы не имели жрецов, естественный за­кон управлял ими и они сохраняли непорочность ду­ши".

" И говорю: " Бойтесь, все совращающие с истин­ного пути и наполняющие людей суевериями и предрассудками, ослепляющие зрячих и проповедующие поклонение предметам".

По возвращении в страну Израиля Исса учил: " Не впадайте в отчаяние, не покидайте дома ва­шего, не губите благородства чувств ваших, не по­клоняйтесь идолам, наполняйтесь надеждой и терпе­нием. Вы поднимете упавших, дадите есть голодным, поможете недужным, чтобы быть совершенно чисты­ми и праведными в день последний, который Я вам готовлю".

" Если хотите совершать дела благости и любви, делайте их со щедрым сердцем. Да не будет в этих действиях надежды на прибыль или на торговый рас­чет. Дела прибыли и расчета не приблизят вас".

Тогда Пилат, правитель Иерусалима, отдал при­каз схватить проповедника Иссу и доставить его судьям, не возбуждая, однако, неудовольствия наро­да.

Но Исса учил: " Не ищите прямых путей в темно­те и под страхом, но соберите силы и поддержите друг друга. Поддерживающий соседа укрепляет само­го себя".

" Разве не видите вы, что могущественные и бога­тые сеют дух мятежа против вечного небесного сознания? "

" Законы Моисея я старался восстановить в серд­цах людей. И вам говорю, что вы не разумеете их истинного смысла, ибо не мести, но прощению они учат, но значение этих законов извращено".

Правитель же пришел в гнев и подослал к Иссе своих переодетых слуг, чтобы следить за всеми его действиями и доносить о словах его к народу.

" Праведный человек, - сказали Иссе переодетые слуги правителя Иерусалима, - научи нас, нужно ли исполнять волю кесаря или ожидать близкого осво­бождения? "

Но Исса, узнав прислужников переодетых, сказал: " Я не предсказывал вам, что вы освободитесь от ке­саря. Я сказал, что душа, погруженная в грех, будет освобождена от него".

Тем временем старая женщина приблизилась к толпе, но была отстранена одним из переодетых. То­гда Исса сказал: " Почитайте женщину, мать вселен­ной; в ней лежит истина творения. Она - основание всего доброго и прекрасного. Она - источник жизни и смерти. От нее зависит существование человека, ибо она - опора в его трудах. Она вас рождает в му­ках. Она следит за вашим ростом. До самой ее смерти вы причиняете ей томление. Благословляйте ее. Чтите ее. Она - ваш единственный друг и опора на земле. Почитайте ее. Защищайте ее. Любите ваших жен и уважайте их, ведь они завтра матерями будут, а позд­нее - праматерями всего рода. Любовь их делает че­ловека благородным, смягчает ожесточенные сердца и укрощает зверя. Жена и мать - неоценимое сокро­вище, они - украшение вселенной. От них родится все, что населяет мир".

" Как свет отделяется от тьмы, так женщина владеет даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей. Ваши лучшие мысли должны принад­лежать женщине. Черпайте в них ваши нравственные силы, необходимые вам, чтобы помогать ближнему. Не подвергайте ее унижениям, этим вы унизите толь­ко себя. Этим потеряете то чувство любви, без кото­рого ничего здесь на земле не существует. Принесите почитание жене и она защитит вас. Все, что сделаете матери, жене, вдове или другой женщине в скорби сделаете для Духа".

Так учил Исса; но правитель Пилат, испуганный приверженностью народа к Иссе, который, если верить его противникам, хотел поднять народ, - приказал одному из соглядатаев обвинить его.

Исса, думавший только о блаженстве своих собратьев, переносил страдания. Сказал Исса: " Недалеко то время, когда Высшею волею народ очистится, ибо явится объявление освобождения народов и соединение их в одну семью" [выделено Рерихом].

И затем обратился к правителю: " Зачем унижаешь свое достоинство и учишь подчиненных жить во лжи, когда и без этого ты имеешь возможность обвинить невинного".40

После цитирования этих манускриптов Рерих писал в книге " Алтай-Гималаи": " Так создаются сказания и легенды. Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно. И кто будет против этой идеи? Кто умалит простейшее и красивейшее решение жизни? И община земная так легко и научно вливается в великую общину всех миров. Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке. И знаки древнего санскрита и пали объединяют искания".41

Автор продолжает в книге " Гималаи": " Другой источник, менее известный, говорит также о жизни Иисуса в Тибете: Около Лхасы был храм учений, богатый рукописями. Иисус хотел ознакомиться с ними сам. Мингсте, великий мудрец всего Востока, был в этом храме. Через много времени, с величайшими опасностями, Иисус с проводником достигли этого храма в Тибете. И Мингсте и все учители широко открыли врата и приветствовали еврейского мудреца. Часто Мингсте беседовал с Иисусом о грядущем веке и священной обязанности, принятой народом этого века. Наконец, Иисус достиг горного прохода и в главном городе Ладака - Лэ - он был радостно принят монахами и людьми низшего состояния. И Иисус учил в монастырях и на базарах - там, где собирался простой народ, - именно там он учил.

Недалеко жила женщина, у которой умер сын, и она принесла его Иисусу. И в присутствии множества людей он возложил руку на ребенка, и ребенок встал здоровый. И многие приносили детей, и Иисус возлагал руки на них, излечивая их.

Среди ладакцев Иисус провел много дней, учил их ле­чению и о том, как превратить землю в небо радости. И они полюбили его, и когда пришел день ухода, печалились как дети. И утром пришли множества с ним проститься.

Иисус повторял: " Я пришел показать человеческие возможности. Творимое мною, все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат всем народам всех стран - это вода и хлеб жизни".

Сказал Иисус об искусных певцах: " Откуда их та­ланты и эта сила? За одну короткую жизнь, конечно, они не могли накопить и качество голоса и знание законов созвучий. Чудеса ли это? Нет, ибо все вещи происходят от естественных законов. Многие тысячи лет назад эти люди уже складывали свою гармонию и качества. И они приходят опять еще учиться от всяких проявлений".42

Отыскав ту же нить в книге " Алтай-Гималаи", мы читаем: " После жизненного облика Иисуса, сохраненного в Азии, нельзя не вспомнить слова Евсевия в его труде " Жизнь Константина": " Чтобы придать христианству большую привлекательность в глазах благородных, священники приняли внешние облачения и украшения, употреблявшиеся в языческих культах". Всякий, знающий культ Митры, оценивает справедливость этого за­мечания. Преданный неоплатоник, почитатель древней философии Климент Александрийский поучал христиан­ских епископов".

" Незнание! Русские князья гибли в ханских ставках за нежелание почтить изображение Будды; в то же время монастыри Тибета уже хранили прекрасные строки об Иисусе. Кирилл Александрийский погубил подвижницу Ипатию, но, именно ученику ее, Синесию, была предло­жена епископия Птолемаиды, даже до принятия им кре­щения".

" Суеверие! Иероним советовал новообращенным христианам топтать тело их языческой матери".

" Цинизм! Папа Лев Х воскликнул: " Как полезна нам сия притча Христова! "

" Не должен быть забыт Ориген, знавший значение древних мистерий и понимавший истинный смысл учения Иисуса. Ориген еще мог сказать словами " деяний": " И все же верующие были все вместе и имели все общее, продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день, едино­душно пребывали и, преломляя по домам хлеб, прини­мали пищу в веселии и простоте сердца".

Ориген знал, почему это общее благо важно, и глу­боко заглядывал в истину. За это церковь, иногда очень щедрая на звания святых, лишила его этого титула. Но даже враги не отказали назвать Оригена учителем. Ибо он подходил к учению научно и не боялся говорить об очевидном.

В чем обвиняли Оригена? " Жития святых" говорят: " Ориген, чудо своего века по грамотности своего ума и глубине учености, на двух Александрийских собраниях и, после кончины, на Константинопольском соборе был осужден как еретик. Ориген неправильно мыслил о мно­гих истинах Христианской Церкви. Развивая неправо­славное учение о предсуществовании душ, он непра­вильно мыслил о Христе, полагая, что было создано оп-ределнное число духовных существ равного достоинст­ва, из которых один с такой пламенной любовью устремилея, что неразрывно соединился с Высшим Словом и стал его носителем на Земле. Держась еретического воз­зрения на воплощение Бога Слова и сотворение мира, Ориген неправильно понимал и крестную смерть Хри­стову, представляя ее чем-то духовно повторяемым в ду­ховном мире. Ориген приписывал слишком многое дей­ствию обыкновенных сил, коими одарена наша приро­да..." - Хороши были соборы, которые могли говорить против бесконечного, космического смысла материи..."

" В борении и явлении истины, на колесницах време­ни встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; лев-победитель Будда; справедливость жизни - Конфуций; огненный по­эт солнца - Зороастр; преображенный, отраженный " тенями" Платон; великий в жертве бессмертия благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все, ходившие неуто­мимо; все, подлежавшие современному преследованию; все, знавшие, что учение общего блага придет непре­ложно; все, знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей".

" На горах говорят об этих учениях и внимают им просто. И в пустынях и в степях люди поют в каждодневном обиходе о вечности и том же - общем благе. Жители Тибета, Монголии, буряты - все помнят о благе общем".43

 

Глава Пятая. Эти Книги Говорят, Что ваш Иисус Был здесь! "

 

Свидетельства Элизабет Каспари о текстах Химиса

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.