Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заучивание Корана наизусть






Священный Коран и пречистая Сунна содержат много текстов, свидетельствующих о превосходстве знатоков Корана, которые изучили писание Аллаха и запомнили его наизусть, которые руководствуются его заповедями и обучают этому других. Всевышний Аллах сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» [1085]Это значит, что Аллах обязался помочь каждому, кто стремится изучить Коран и снискать тем самым благоволение своего Господа. Однако не каждому, кто желает запомнить Коран наизусть, это удается, потому что существуют обстоятельства, пагубно отражающиеся на человеческой памяти. В этой главе, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о том, каким образом человек может развить свою память, и какие обстоятельства облегчают запоминание Корана наизусть.

Прежде всего, следует знать, что представляет собой человеческая память. Согласно одному определению, память – это способность человека ясно вспомнить то, что он знал прежде, в деталях и подробностях. Согласно другому определению, это – способность хранить информацию и вспоминать ее всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Психологи считают, что возможности человеческой памяти практически безграничны, и в этом плане они даже сравнивают ее со вселенной.

Человеческая память выполняет несколько важных функций: приобретение информации, хранение информации, вспоминание информации и различение между похожими данными. Важнейшими из этих функций является хранение и вспоминание информации. Хранение информации является переходной стадией между приобретением и вспоминанием информации, однако оно качественно отличается от них обеих. Приобретение информации – это активный процесс, при котором человек прилагает определенные усилия, сопровождающиеся повышенной психической активностью. А хранение информации – это пассивный процесс, который не сопровождается дополнительной психической активностью.

Каким же образом мы запоминаем информацию? Психологи объясняют это тем, что поступление информации возбуждает нервную систему так, что результат этого сохраняется и после прекращения действия возбудителя. Нервные клетки сохраняют в себе сведения о характере возбуждения и обладают способностью воспроизвести его повторно при желании человека. Знание этого необходимо для того, чтобы желающий выучить информацию наизусть, мог правильно воспользоваться теми способностями, которые даровал ему Аллах. Достаточно лишь сказать, что перевозбуждение нервной системы при обучении негативно сказывается на хранении и вспоминании информации и различении между хранящимися в памяти сведениями.

В процессе обучения также важно правильно распределять время. Человеческий мозг, как и тело, нуждается в отдыхе, и поэтому периоды умственной активности следует чередовать с периодами умственного отдыха. Грамотное чередование периодов активности и отдыха позволяет не только лучше, но и быстрее запоминать информацию со всеми деталями и подробностями. Но следует знать, что после запоминания информации человек сохраняет ее в памяти лишь короткий период, продолжительность которого может быть больше или меньше в зависимости от его способностей, после чего наступает период, когда человек быстро забывает приобретенную информацию. Эта забывчивость может свести на нет все приложенные усилия, если человек не будет повторять выученный материал.

Для заучивания материала наизусть целесообразно прибегать к некоторым приемам. Период умственной активности должен составлять от 20 до 40 минут. В течение этого времени заучиваемый материал желательно записать. Объем этого материала может быть разным в зависимости от умственных способностей человека. В течение последующих 10 минут следует отдохнуть, после чего следует воспроизвести в памяти и записать то, что человеку удалось запомнить, и сверить эти записи с первоначальными. Для закрепления выученного материала на следующий день следует повторить его в течение 2-4 минут. Через неделю желательно повторить его еще раз. Еще одним эффективным приемом при записывании материала является использование так называемых «ключевых» слов или выражений, которые позволяют воспроизвести в памяти связанные с ними сведения.

Следует помнить, что очень часто мы забываем выученный материал в связи с тем, что не концентрируем на нем свое внимание. Поэтому при изучении сложного для восприятия материала целесообразно сконцентрироваться и повторять его столько раз, сколько потребуется. Не менее важно обращать при этом внимание на мелкие детали и связывать приобретаемую информацию с теми сведениями, которые были уже известны человеку.

Концентрация особенно необходима при запоминании информации, воспринимаемой на слух. Через органы слуха мы ежедневно получаем великое множество информации, однако запомнить нам удается далеко не все. Для того, чтобы добиться желаемого, мы должны превратить информацию из воспринимаемой на слух в умственную. Это значит, что мы должны придать ей соответствующую оболочку в нашем уме. Безусловно, для достижения этого необходимо хранить молчание и прислушиваться к тому, что мы хотим запомнить. Ни для кого не секрет, что мы видим и слышим посредством наших органов чувств, однако задумываемся над вещами посредством нашего разума. И если мы проявляем беспечность и не задумываемся над той информации, которая поступает к нам через органы чувств, то мы никогда не сможет воспроизвести ее в памяти. В этой связи уместно вспомнить слова Всевышнего: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». [1086]

Одним словом, если человек желает эффективно запоминать информацию или заучивать наизусть изучаемый материал, то он должен уделять особое внимание четырем аспектам. Во-первых, он должен пользоваться заложенным в нем внутренним потенциалом и своими скрытыми умственными способностями. Во-вторых, он должен умело распределять свое время и выбирать для заучивания наиболее подходящее для этого время, когда ему удастся собраться с мыслями и не отвлекаться. В-третьих, он должен периодически повторять изучаемый материал. В-четвертых, он должен воспроизводить его в памяти для того, чтобы вспомнить его в тот момент, когда ему будет нужно.

Все сказанное нами носит общий характер и распространяется на любой материал, который человек желает выучить наизусть. Однако священный Коран, будучи Словом Всемогущего Господа, отличается от любых других сочинений, и поэтому к желающему выучить его наизусть предъявляются гораздо более серьезные требования. Быть знатоком писания Аллаха – это великая честь и большая ответственность. Писание Аллаха освещает правоверному мусульманину прямой путь и обязывает его неукоснительно следовать этим путем, выполняя предписания религии и призывая к этому остальных. Если же человек сумеет заслужить такую честь и справится с этой ответственностью, то Всевышний Аллах введет его в Райские сады и поселит его среди пророков, правдивых праведников, павших мучеников и благочестивых мужей, чтобы он наслаждался вместе с ними Речью Аллаха, которую он так возлюбил в земной жизни. И для того, чтобы помочь мусульманам обрести эту великую милость и приблизиться к Всевышнему Господу посредством Его благородного писания, я хочу перечислить несколько советов о том, как следует приступать к изучению Корана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.