Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Порядок в Церкви Христовой






Священноначальствующие и пасомые.

? Церковь Христова имеет ли какой-либо порядок в своем устройстве?

В обществе истинных исповедников Христовых есть особый порядок, установленный от Самого Спасителя. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, так и в обществе Христовом одни священноначальствуют, а другие подчиняются.

? Нельзя ли считать, что в Церкви Христовой все равны, и всякий сам по себе спасается, без священноначальствования одних над другими?

Нет, нельзя. В свящ. Писании Церковь Христова нередко сравнивается со стадом (напр., Деян. 20: 28; 1 Петр. 5: 1-5). И как в стаде есть пастухи, так и в Цервкdи Христовой есть пастыри и пасомые, и пасомые должны повиноваться священноначальствующим лицам.

? Какое в Церкви Христовой распределение верующих?

Ап. Павел сравнивал Церковь Христову с человеческим телом. Как в одном теле у нас много членов, - говорит он, - но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие (т.е. верующие) составляем одно тело во Христе (Рим. 12: 4, 5) Бог, говорит Апостол в другом месте, расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно (1 Кор. 12: 18) И каждый член должен признавать положение другого. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... И вы, продолжает Апостол, - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви во- первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в- третьих, учителями... Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи? (1 Кор. 12: 21, 27-30)

Итак, одни члены поставлены Господом для руководства и научения, а другие должны слушать руководителей, пастырей и учителей.

? Было ли когда-либо в истинной вере, чтобы люди жили без руководителей?

Начиная с первых времен жизни людей на земле, всегда Господь среди людей, у которых было истинное Богопочитание, ставил законных руководителей. Сначала руководили людьми патриархи: Адам, Сиф, Ной, Авраам, и др.... Потом, когда был дан Синайский закон, Господь поставил законное священство. Бог выделил для этого целое колено Левино. Аарон поставлен был первосвященником, сыновья Аарона - священниками, а остальные из его колена - левитами, то есть служителями при скинии. Кроме священства, Господь по временам воздвигал особых пророков.

Такой порядок был до самого пришествия Христа Спасителя.

? Предсказали ли пророки от Духа Божия о священноначалии Новозаветном?

Господь чрез прор. Исаию так говорил о будущем учреждении Новозаветного священства: " вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... Из них буду брать также в священники и левиты. (Ис. 66, 18, 19, 21)

? Как учредил Господь новозаветное священноначалие?

Христос Спаситель в течение трех с половиною лет приготовлял для Своей Церкви священноначалие и для этого священноначалия Он предназначил не всех уверовавших в Него, а только немногих; всем же Он не вверялся. Многие, говорит евангелист, видя чудеса, которые Он (Христос) творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке. (Ин. 2: 23- 25)

? Кого же Спаситель приготовлял для священноначалия?

Евангелист Марк пишет, что Господь позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мр. 3: 13-15; ср. Лук. 6: 13)

? В чем выразилась особенная забота Господа об этих избранниках?

Они всегда были со Спасителем во время трехлетней Его проповеди, и Господь преимущественно научал их. О народе передает Евангелист, что Спаситель многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли услышать. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все (Мр.4: 33, 34). Передавая избранным Своим ученикам тайны царствия Божия (Мр. 4: 11), Господь, как бы для приготовления их к будущей всемирной проповеди, посылал их на проповедь в городах и селениях " погибших овец дома Израилева" (Мф. 10: 5-7, 11). Наконец, и после славного Своего воскресения Спаситель все еще заботился о научении Своих Апостолов, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием (Деян. 1: 3)

? Откуда видно, что Господь Апостолов приготовлял для священноначалия в Его Цервки?

Это видно из Его последнего поручения им устроять Церковь Его на земле. Не всем уверовавшим, но только Апостолам Спаситель сказал пред Своим вознесением: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28: 19, 20)

? Господь этим поручением что повелевает Апостолам делать?

Первыми словами: идите, научайте все народы - Апостолам поручается проповедь Христианства. Во-вторых, словами: крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа -Апостолам поручается священноначалие в Церкви. В-третьих, словами: уча их соблюдать все, что Я повелел вам - Апостолам поручается управление Церковью.

? Это дело, порученное Апостолам, могло ли и может ли прекратиться после их смерти?

Нет, не могло и не может, потому что оно поручено не только Апостолам, но и их преемникам. Господь, хотя и знал о том, что Апостолы не всегда будут жить на земле, однако сказал: се, Я с вами (т.е. научающими и крестящими) во все дни до скончания века. Ясно, что Господь здесь указывает также и на преемников Апостольских, которые должны быть в Церкви до скончания века; о том же свидетельствуют слова Христовы к книжникам и фарисеям: вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город. (Мф. 23: 24)

? Не поручил ли Спаситель устроять Его Церковь всем верующим в Него, как думают сектанты?

Нет, Господь поручил устроение Церкви Своей только Одиннадцати, как видно из Мф. 28: 16-20, где Господь обращается с повелением к одиннадцати Апостолам, и из Мр. 16: 14, 15, где передается, что после Воскресения Спаситель перед Своим вознесением, явился самим одиннадцати... и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

? Понимали ли Апостолы, что поручение устроять Церковь Господь дал именно им, а не всем верующим?

Св. Апостолы понимали именно так, и потому, когда отпал от них удавившийся Иуда Искариотский, то на место его они выбрали, по указанию Сердцеведца Господа, Матфея, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1: 24- 26). Если бы Апостолы думали так, как сектанты, то есть, что в Церкви Христовой все равны, и нет в ней священноначалия, - тогда они и не стали бы избирать двенадцатого Апостола.

? Ограничились ли Св. Апостолы поставлением одного Матфея?

Нет, не ограничились. Когда с сошествием на них Св. Духа стала существовать на земле Церковь Христова, и когда после проповеди Апостольской, общество верующих стало множиться и расширяться по всей земле, тогда Апостолы поставили своих заместителей, явившихся затем и их преемниками.

Б. Таинство священства, или священнодействие хиротонии (рукоположения)

? Как совершается со времен Апостольских поставление тех или других лиц для священноначалия?

Оно совершается через священнодействие рукоположения, называемое по-гречески хиротониею.

? Откуда видно, что право на священнослужение сообщалось чрез рукоположение?

Это видно из действования Св. Апостолов, дошедшего неизменно и до наших дней.

Ап. Тимофей поставлен епископом с возложением на него рук священства, то есть, епископов (1 Тим. 4: 14). В этом священнодействии принимал участие и Ап. Павел, о чем он напоминает Ап. Тимофею: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2 Тим. 1: 6)

Затем, - Ап. Павел, когда поручает Еп. Тимофею поставлять пресвитеров, указывает, что это священнодействие поставления совершается с возложением рук: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5: 22)

Наконец, из книги Деяний видно, что священнодействием поставления на дело священнослужения в некоторых Малоазийских городах Апостолы присоединили к Церкви многих уверовавших рукоположив им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14: 23 ср. 21, 22)

? Сколько степеней священнослужения было и есть в Церкви от дней Апостольских?

Их было и есть три: епископская, пресвитерская и диаконская.

? Где в Слове Божием упоминается об этих трех степенях?

Об епископах и диаконах говорится в 1 Тим., 3 гл.

О пресвитерах, т.е. об иереях, или священниках, говорится в Деян 14: 23, и посл. Титу (1 гл., 5 ст.) Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров.

? Как совершается поставление епископов?

Епископа поставляют несколько епископов. Еп. Тимофей, например, был поставлен с возложением рук священства (1 Тим 4: 14), то есть с возложением рук епископов, и как толковали Отцы Церкви (напр., Св. Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) И Апостольское Правило 1-е читается так: епископа да поставляют два или три епископа.

? Как поставляются пресвитеры и диаконы?

Их поставляет один епископ.

Так, Еп. Титу Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1: 5). А вот слова Ап. Павла Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно. (1 посл. 5: 22); значит, Еп. Тимофей единолично поставлял пресвитеров.

И Апостольское правило 2-е говорит: пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ.

? Священноначалие не есть ли выдумка людская?

Нет, оно не от людей, но от Бога. Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4: 11, 12). И в 1 посл. Коринфянам читаем: Иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями (12: 28; ср. и 29 ст.)

Также и в кн. Деяний Ап. Павел, обращаясь к Ефесским пресвитерам, говорит: Дух Святый поставил вас. (Деян. 20: 17-28).

? Допустимо ли самочинное присвоение дел Церковного священнослужения?

Совершенно недопустимо. Сам собою никто не может сделаться ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни учителем, потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5: 4)

И Апостолам Господь сказал: не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас. (Ин. 15: 16)

? Христиане-миряне имеют ли право поставлять кого-либо для дел Церковного священнослужения?

Нет, не имеют, потому что это право принадлежит только законным епископам, как благодатным преемникам Апостолов.

Еп. Тимофей был поставлен не мирянами, но с возложением рук священства (1 Тим. 4: 14). Рукополагать пресвитеров Ап. Павел поручил тому же Еп. Тимофею - своему ученику, а не мирянам (1 Тим. 5: 22).

Точно так же и на острове Крите поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1: 5), должен был, по повелению Ап. Павла, Еп. Тит, а не критские христиане-миряне. И Ап. Павел и Варнава, приобретши учеников своим благовествованием в Малоазийских городах - Антиохии, Иконии, Листре и Дервии, рукоположили им пресвитеров сами, а не поручили сделать это уверовавшим (Деян. 14: 23)

? Имеют ли законное священноначалие сектанты?

Не имеют, потому что все они - самочинники.

Пашковцы или евангелики совершенно отвергают священноначалие, а баптисты и адвентисты принимают самочинных пресвитеров.

? Чем они оправдывают свое самочинство?

Они говорят, будто первые иерусалимские христиане-миряне сами поставили себе диаконов (Деян. 6 гл)

? Основательно ли это суждение сектантов?

Нет, не основательно и прежде всего потому, что в 6-й главе кн. Ап. Деяний говорится не о третей степени церковного священнослужения - диаконской, а о диаконах - лицах, которым было поручено распоряжение по удовлетворению общей потребности тогда собранных (Иоанн Злат. и 16 прав. 6-го Всел. Собора). Затем, должно иметь в виду, что Апостолы, во избежание беспорядков, повелели иерусалимским христианам избрать из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их, говорили Апостолы, поставим пещись о столах. Когда же христиане избрали семерых, то поставили их пред Апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6: 2, 3, 6). Не миряне, как лжемудрствуют сектанты, а Апостолы поставили избранных лиц на службу. Так нередко и у нас, особенно в единоверческих приходах, прихожане избирают, а епископ поставляет избранных в сам священнический или диаконский, если признает их достойными.

? Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия?

Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)

Посему и Ап. Павел говорит: Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7: 24)

Новозаветное священство называется непреходящим в противоположность ветхозаветному Ааронову, которое кончилось в день создания Церкви Христовой.

? Как должно думать о сектантах, отрицающих значение преемственного священства и присваивающих себе свободное руководительство в молитве и священнодействиях?

К ним применимы обличения Ап. Петра и Ап. Иуды, направленные на мечтателей, которые отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им. потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Иуды 1: 8, 11; ср. 2 Петр. 2: 10)

? Неужели истинное священство, идущее от дней Апостольских, не может прерваться и уничтожиться, и, следовательно, никогда не потребует вновь учреждать священноначалие в Церкви Христовой?

Нет, истинное священноначалие не только непрерывно, но и неуничтожимо, неодоленно и будет существовать до самого конца времен.

1) Сам Спаситель сказал Апостолам и их законным преемникам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)

2) Спаситель также говорил: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф. 12: 29) Сильный - Вседержитель Христос, Глава Церкви; дом Его - Церковь (1 Тим 3: 15), а вещи в доме - все, что есть в Церкви Христовой, то есть: истинное благодатное священноначалие, благодатные священнодействия и прочее.

Значит, для того, чтобы одолеть и разрушить церковное священноначалие Христово, - для этого нужно, прежде всего, Самого Христа - Сильного связать, а этого никогда не удастся достигнуть, хотя бы и всему бесовскому царству, во главе с сатаною. Не сокрушить бесовским преспешникам- сектантам и священноначалия истинного.

3) С Церковным священноначалием пребывает непрерывно Дух Святый, ибо неложно слово Спасителя Св. Апостолам и их преемникам: " Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. (Ин. 14: 16) Дух Святый и не допускает и не допустит всему священноначалию впасть в заблуждение.

4) И Апостол говорит о неодоленности священства: Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7: 24); а непреходящее священство Христово в Церкви земной, воинствующей, проявлялось, проявляется и до скончания века будет проявляться в лице верных священнослужителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.