Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология межличностного воздействия






Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Субъект психологического воздействия может выступать в роли:

  • организатора;
  • исполнителя (коммуникатора);
  • исследователя своего процесса воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Субъект межличностного воздействия:

  • изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
  • выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
  • учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
  • организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипуля-тивного воздействия.
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи, в свою очередь, многомерной системой, включает:

  • стратегию;
  • тактику;
  • средства;
  • методы;
  • формы;
  • аргументацию и критерии эффективности воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.
Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К методам воздействия относятся:

  • убеждение;
  • принуждение (на уровне сознания);
  • внушение;
  • заражение;
  • подражание (на неосознаваемом уровне психики). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии эффективности воздействия делятся на:

  • стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие);
  • тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения:
1. Уровни эмпатии.
2. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого индивида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.