Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие, его основные качества и виды






Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы:

  • свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса;
  • свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

1. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

  • объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;
  • точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
  • полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
  • быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

2. Во второй группе среди основных " сущностных" свойств восприятия выделяются:

  • константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия;
  • осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом;
  • структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры;
  • целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа;
  • предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;
  • обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;
  • избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В основе классификации восприятий по видам, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • осязательные;
  • кинестетические;
  • обонятельные;
  • вкусовые восприятия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи:

  • пространство;
  • время;
  • движение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как:

  • восприятие предметов;
  • восприятие речи (письменной и устной) или музыки;
  • восприятие человека человеком. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Последнее носит специальное название " социальная перцепция" и является профессионально важным качеством представителей т.н. социальных процессов (психологов, педагогов, юристов и т.д.).
Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны (или два аспекта):

  • когнитивный (познавательный) - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;
  • эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.