Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кискино горе






Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи — общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать дру­гой. Первый партнер ребенка в диало­ге — взрослый. Постарайтесь, чтобы сте­чение обстоятельств жизни «спровоци­ровало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ре­бенка в любом случае — как с правиль­ным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четко­сти произношения. Пусть первые ответы малыша — всего лишь отдельные разроз­ненные слова, они дают ему возмож­ность общаться речевыми средствами.

Критерием правильного ответа в дан­ном случае является понимание ребенком ситуации. Замена слов адекватными же­стами свидетельствует о желании общать­ся, но в то же время и о несформирован-ности механизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки. Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песе­нок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать от­вет с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пе­ние песенки жестами, превращая это заня­тие в маленький спектакль, серию сценок. Для инсценировок можно использо­вать следующие тексты:

- Девица, девица, Сходи за водицей!

- Я боюсь волка.

- Волк на работе, Сова на болоте. {Русская народная потешка)

Сапожник

Был сапожник? Был.

Шил сапожник? Шил.

Для кого сапожки? Для соседской кошки. {Из польского фольклора, пер. Б.Заходера)

Ежик

Что ж ты, Еж, такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

(Б.Заходер)

Кискино горе

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски.

(Б.Заходер)

Вопросы. Продумайте серию вопро­сов-ответов.

Их хорошо использовать на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисо­вать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в часто повторяющих­ся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Ви­дишь машину?

Вторая серия вопросов вводит ребен­ка в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: ты сидишь? (когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизи­руют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимос­тью проанализировать утверждение, со­держащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысле­ние ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, живот­ных, предметах обихода, растениях, не­посредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объ­емных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуко­вом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. На­пример, на вопрос «Кто там пришел?» малыш вместо дядя отвечает дя, на во­прос «Что тут растет?» вместо дерево го­ворит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчер­кивая ритмический рисунок слова и сло­весное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом мож­но перейти к трехсложным. Отбирать надо картинки с изображениями знако­мых ребенку предметов. Можно, напри­мер, использовать карточки из картин­но-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия требует ответа на во­прос «Что делает?». Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, си­дит, играет, ползет, читает, рисует, ва­рит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, сме­ется, плачет, строит) — основу будуще­го высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушев­ленным предметам. Например: что де­лает мама? Что делает собака? Что дела­ет кукла? Что делает машина? Что дела­ет самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос «Где мама?» ожидаются ответы: «Там», «Тут», «Здесь», «Вон».

 

Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятель­ной речи детей на ранних этапах речево­го развития, что обуславливается необхо­димостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня ситуации, требую­щие использования ребенком команд чаще возникали естественным образом.

Напоминаем: отказ выполнить прось­бу ребенка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистские реак­ции — плач, крик, отказ от общения или игры. Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дайдя; иди — ди; читай — тятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловле­на желанием получить что-либо, при­нять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и люби­мым (кукла, машинка и т.п.); функцио­нально необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Пред­меты бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

 

Домашний театр. Для домашнего ку­кольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Сюжетами для до­машнего кукольного театра могут быть:

— «Куклы разговаривают». Сделайте куклы, которые можно надеть на руку. Для этого возьмите пару носков и при­шейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

— «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, соба­ка — косточки, мишка — мед и т.п. Предложите ему накормить игрушечных животных. Вначале ребенок, наблюдая за взрослым, пытается повторить его действия, затем он начинает копировать интона­ции, отдельные звуки, слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.