Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освещение и тени






Без света и тени, даже самый безупречно выполненный рисунок с совершенной перспективой и пропорциями будет выглядеть плоским. Свет и тень придают изображению " реальную" объемность и он выглядит трехмерным. Человек видит свет и тень каждый день, но не обращает на них внимание. Он не смотрит на тень, чтобы узнать, где она начинается и где заканчивается, где находится источник света, или сколько источников света, создающих тень. Если на изображении неправильно построены тени, то для зрителя рисунок будет «неправильным», но зритель не поймет почему.

При выполнении изображения, важно точно представлять расположе-

ние источника света по отношению к объекту и уметь передать это с помощью тени. Поэтому необходимо определить некоторые понятия, связанные с освещенностью предметов и, следовательно, с передачей их объемной формы.

Рассматривая окружающие предметы, легко заметить, что степень

освещенности их поверхности различна. Наиболее светлыми выглядит та часть поверхности, на которую лучи света падают под прямым углом, и яркость их усиливается при более близком расположении источника света к объекту. С уменьшением угла наклона световых лучей к поверхности яркость ее освещения ослабевает. Наиболее темной является та часть предмета, на которую лучи света не попадают совсем. Неосвещенная часть называется собственной тенью.

Изучая правила и способы перспективного изображения явлений

освещения, их обычно различают по признакам взаимного расположения лучей света. Лучи света солнца и луны – естественных, или природных, источников света, по причине их крайней удаленности от изображаемых предметов, принимают за взаимно параллельные прямые (рис. 47, а). Помимо естественных источников света существуют искусственные источники света: электрическая лампочка, прожектор, фонарь и др. Искус-

ственный источник света, как правило, расположен на близком расстоянии от предмета, и в теории перспективы его называют светящейся точкой, или факелом. При точечном (факельном) освещении пучок лучей направлен из одной точки (рис. 47, б). Несмотря на различие в образовании и очертании теней при различных источниках света, принцип их построения сохраняется.

 

 

 

Рис. 47. Направление лучей света при естественном и искусственном освещении

 

Кроме собственной тени, каждый предмет " отбрасывает" тень на землю, плоскость или на другие предметы. Это темное место называется падающей тенью.

Иногда предмет может быть освещен не одним, а несколькими источниками света. В этом случае общая наложенная часть двух падающих теней от двух светящихся точек будет полной тенью предмета. Несовпадающие части теней называются падающими полутенями.

Построение падающих теней сводится к нахождению точки пересечения светового луча или линии пересечении теневой поверхности с той поверхностью, на которую падает тень. Для построения падающей тени необходимо на картине или недалеко за ее пределами задать проекции источника света. Кроме того, для более точного построения контура падающей тени, необходимо задать или построить на поверхности, на которую падает тень, проекции всех характерных точек предмета.

Изображение светотени на ортогональных проекциях, в аксонометрии и в перспективе состоит из двух этапов:

1. Построение контуров (границ) теней точными геометрическими

построениями;

2. Определение и изображение градаций освещенности с учетом фи-

зических закономерностей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.