Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танец четырех стихий






Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршон, который вложил огромное количество энергии и времени для практического применения данного направления в жизнь. Психотехника была придумана еще в середине 90-х годов и апробирована на многих и группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет Вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.

Современные исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами.

Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также " собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых " точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже " обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным " нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается " живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития; западный человек признался в своей " зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении здесь присутствуют свои " зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с " энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, " краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.

Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему " духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания внутри психологии и психотерапии.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре " динамической визуализации" или " визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти - визуальная и моторная.

Холистический подход требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные уровни человеческого существования.

" ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из 4 процессов посвящается одной из стихий и является " путешествием" в мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - собственно " Танец Четырех Стихий" в их единстве и взаимопереходе.

Последовательность техник внутри четырех первых процессов:

1. Телесный ключ доступа

2. Образное пространство

3. Проживание качеств

4. Получение дара и имени

Опишем эту последовательность более подробно:

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг - визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например,

" Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.

Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья - все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.

Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!

Все животные - это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их - эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными...

На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли! "

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно " широким", и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей - переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те " подводные течения", что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным.

Участникам предлагается прожить эти качества в танце, как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии - поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать " зов" стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством.

После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия.

Получение даров и имен от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

Можно, при большом количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие двух, пересекающихся, но не конгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. *

* - Например, " Мой дар земли - Надежность, мое имя земли - цветок"; или " Мой дар воды - текучесть, мое имя воды - Анабис".

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые " другие" голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно.

Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. Таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса, 5-10 минут проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс - повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все стихии.

В этом процессе ключами доступа " дары" и " имена", полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы - это краткое " вспоминание" (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода - дождь, земля/вода - туман, пар, земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта - собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха - вверху (голова, руки, вода и огонь - соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения - область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

" Танец Четырех Стихий" дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуализация, игра, шаманское путешествие и ритуал - это технологическое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.