Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория использования дыхания в культуре






Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древнейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. И это заложено в общей семантике слов «дыхание» и «дух» («душа»). Не только на русском языке эти два понятия имеют общие корни. В иудаизме еврейское слово «руах» имеет несколько значений – «дыхание», «дух», «ветер». Аналогично в «Ригведах» и «Авесте» слово «ваю» (древнеиранское «вайю») имеет тоже несколько значений: «прана», «ветер», «воздух». В ведийской и индуистской мифологии, что особенно характерно, подчеркивается связь «ваю» с «сомой».

В европейских языках наблюдается та же тенденция. На латыни «respirare» – «дышать», «spiritus» – «дух», «anima» – «дыхание», «душа». На греческом языке «pneuma» – «дуновение», «дыхание», позднее – «дух», «psyche» – «душа», «дыхание», на французском «esprit» – «дыхание», «ум», «сознание». Этот список можно продолжать еще очень долго, так как эту тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнаружить во многих древних текстах, а также мировой этнографической литературе.

С древних времен было не только глубокое осознание связи между состояниями психики и дыханием, что отразилось в языке, поговорках, мифологии, но и проникновенное использование этой связи на практике самопознания, духовного просветления.

На протяжении тысячелетий йоги использовали пранаяму. Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке дыхания, применялись в шаманизме, кундалини – в сиддха–йоге, дзэн-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме, школах хинаяны и махаяны и во многих других духовных практиках.

Во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания, вызываемыми связным дыханием. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогических практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме.

В разных культурах и религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания при помощи связного дыхания.

Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного грохота.

Часто песнопение выступает в качестве самостоятельного метода достижения измененных состояний сознания в силу того, что включает в себя не только особый связный дыхательный ритм (физиологическая база), но и мощное духовное или экзистенциальное смысловое пространство, а также общегрупповую энергию. Таковы молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые многоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре. Особенностью русских песен является большая смысловая и сюжетная нагрузка и их центрированность на экзистенциальных проблемах человеческого существования.

Более тонким, одновременно с этим более смыслозагруженным методом использования связного дыхания являются медитации и, в особенности, молитвы. На наш взгляд, во время чтения молитвы, как в индивидуальной, так и в групповой формах, возникает паттерн связного дыхания, который является физиологическим базисом возникновения трансового состояния сознания. Беспрерывное повторение одних и тех же звукоформ (например, при исихастской практике иисусовой молитвы) индуцирует более глубокое изменение сознания в контексте смыслов молитвы.

На наш взгляд, не важно, на кого направлена молитва, то ли она посвящена Духу Земли, то ли это поклонение Аллаху или Иисусу из Назарета, Будде или Кришне, Ра или Одину.

Важно обращение к Большему, чем личность и делегирование Большему судьбоносного и судьбоопределяющего характера, функций решение важных жизненных проблем. За счет этого чувство освобождения и катарсиса. Часто приобретение силы и уверенности большей, чем имела личность. Особенными ситуациями являются те, когда человек начинает чувствовать себя «боговдохновенным», что его поведение, мысли и чувства являются манифестацией «Большего». В крайних вариантах это превращается в идентификацию с «мессией», когда человек является частной реализацией Большего (Сыном Бога, бодхисатвой, или наместником, или посланником Бога). В этом аспекте продуктами молитвенности и медитаций мы можем обнаружить основателей мировых религиозных систем – Заратустру, Иисуса Христа из Назарета, Будду Шакьямуни, Магомета, Арджуну...

Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого религиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, древних греков и римлян.

Техники использования связного дыхания были заново открыты и вошли в арсенал современной практической психологии только в 70-х годах, а их распространение на территории СССР началось только в конце 80-х годов. В сентябре 1988 года Советский Союз посетила Сандра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. С группой ребеферов, которые приехали вместе с ней, она провела процессы ребефинга.

Весной 1989 г. при активном содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию (использующему гипервентиляцию для вхождения в ИСС) для медиков-профессионалов.

Широкое распространение психотехнологий, использующих связное осознанное дыхание, началось в странах СНГ после 1-ой советско-американской конференции по Свободному Дыханию, которая состоялась в Москве в июне 1990 года, участником которого был автор этой книги. Первое сжатое изложение Свободного Дыхания было предложено нами в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания» (Козлов, 1991). Свободное Дыхание нами рассматривалось как более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. То есть уже в 1991 году в России появилось новое течение интенсивных интегративных психотехнологий, которое наряду с зарубежными аналогами начало широко использоваться при работе с различными группами клиентов.

Свободное Дыхание нами определялась как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов» (75, с. 3). Свободное Дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного. Эта техника позволяет ощутить себя частью бесконечно богатого мира, где все возможно, дает возможность черпать силы из бесчисленных многозначных связей с окружающей действительностью.

Внутренний конфликт переживается не как нечто статичное, монолитное, тупиковое, а как процесс, конечно, болезненный, но одновременно динамичный и гибкий, доступный для интеграции. Благодаря широте поиска и богатству выбора, техника Свободного Дыхания позволяет примирить непримиримое, принять то, что в обычном состоянии сознания было бы неприемлемым.

Подавление и маскирование болезни сменяется мобилизацией поиска и возможностью разрешения внутреннего конфликта. Содержание дыхательного процесса, независимо от того на каком уровне он протекает (биографическом, БПМ, трансперсональном) всегда отражает особенность внутреннего конфликта и пути его решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.