Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I год обучения






I Понятие о величине

Тема 1. Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий»

Количество часов: 3.

Знания, умения, навыки: уточнить имеющиеся у детей представления о величине: большой-маленький, больше-меньше, крупный-мелкий.

Наглядность: рисунки с деревьями, большими и маленькими. Грибы из картона, большие и маленькие. Корзиночки из картона, большие и маленькие.

Виды работ:

1. Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»: А. Разложить грибы по величине: большие - грузди, маленькие - опята. Б. Положить большие грибы под большие деревья, маленькие - под маленькие. В. Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы - в большую корзину, маленькие - в маленькую.

2. Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках - большие пуговицы, для маленьких - маленькие.

3. Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить.

4. Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку - меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой - маленькие.

Словарь: соотнесение слов большой-маленький, больше-меньше, крупный-мелкий.

Тема 2. Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче»

Количество часов: 3.

Знания, умения, навыки: дифференцировать предметы по длине, закрепить понятия длинный-короткий, длиннее-короче.

Наглядность: цветная бумага, ножницы. Куклы, ленты длинные и короткие. Шнурки длинные и короткие, ботинки.

Виды работ: Ручной труд: отрезать полоски цветной бумаги для занятий по письму. Длинные полоски - красного цвета, короткие полоски - синего. 2. Дидактическая игра: Подобрать кукле с длинными волосами длинные ленты, с короткими волосами - короткие. 3. Практическая работа: Подобрать длинные шнурки для высоких ботинок (по 4 отверстия для шнурков) и короткие для низких ботинок с двумя парами отверстий.

Словарь: длинный-короткий, длиннее-короче.

Тема 3. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковой высоты»

Количество часов: 1.

Знания, умения, навыки: соотносить предметы по высоте, дифференцировать по высоте, выделять самый большой, самый маленький.

Наглядность: карточки меры длины для измерения роста детей (использовать ростомер на стене группы).

Виды работ: 1. Работа с карточками. Подобрать по росту героев сказки и соответственно их -разложить. Самый высокий - дедка, пониже ростом - бабка, потом внучка и т. д. Выделяем самого высокого героя и самого низкого на другой карточке (Волк и семеро козлят, Три поросенка). 2. Практическая деятельность. Назвать самого высокого мальчика в группе, самого низкого, проверить на ростомере.

Индивидуальное задание каждому: из двух мальчиков выделить того, кто ниже. Подобрать мальчиков одинаковых по росту. Словарь: высокий-низкий, выше-ниже, одинаковой высоты.

Тема 4. Понятия «широкий-узкий», «шире-уже»

Количество часов: 4.

Знания, умения, навыки: знать понятия «широкий-узкий», «шире-уже».

Наглядность: брючные ремни, пояса, доски разной ширины.

Виды работ:

1. Пояса широкие, узкие. Подобрать узкий поясок для узких прорезей на изделии и широкий пояс для широких прорезей. Проверить путем наложения, назвать, показать широкий поясок, узкий, сказать, какой поясок уже, какой - шире.

2. Подобрать ремни для брюк разной ширины (не более трех), вставить.

3. Задача на размышление. Из двух досок разной ширины выбрать ту, по которой удобнее перейти ручеек без посторонней помощи (занятие провести на прогулке).

4. Определить, какой мостик шире, какой -уже (измерить шагами).

Словарь: широкий-узкий, шире-уже.

Тема 5. Понятия «толстый-тонкий», «толше-тоньше»

Количество часов: 4.

Знания, умения, навыки: закрепить понятия толстый-тонкий, толще-тоньше.

Наглядность: сантиметровая лента, карточки.

Виды работ:

1. Дидактическая игра: Из множества карандашей (не более пяти) выбрать самый толстъш и самый тонкий. Задание: толстым карандашом начертить толстую линию, тонким карандашом - тонкую.

2. Работа с карточками. Выбрать на карточке самого толстого героя сказки (из трех представленных) и самого тонкого. Сказать, кто толще - Винни Пух или муравей. Разложить по порядку героев сказки по толщине (самый толстый, тоньше, тонкий или худой).

3. Измерить в парке стволы двух деревьев. Определить ствол какого дерева толстый, а какого - гонкий, какое дерево толще, а какое - тоньше. Определить на глаз, что толще - дуб или береза.

Словарь: толстый-тонкий, толще-тоньше.

II. Понятие о количестве

Тема 1. Понятия «много-мало», «больше-меньше», «одинаковое количество»

Количество часов: 3.

Знания, умения, навыки: определить количество: много-мало, больше-меньше, одинаковое количество.

Наглядность: карточки.

Виды работ:

1. Дидактическая игра: На карточке много цветов (не более пяти) и одна бабочка. Определить количество цветов, количество бабочек (много, мало). Взять столько же бабочек (путем наложения бабочки на цветок), сделать одинаковое количество бабочек и цветов.

2. Подсолнух и стручок гороха. Рассмотреть подсолнух. Определить количество семян. Определить количество горошин. Чего больше? Определить на глаз, больше лепестков у подсолнуха или у ромашки? Сравнить, проверить.

3. Сравниваем количество камешков в желтом и красном стаканчиках. Где мало? Отбавляем из одного стаканчика в другой. Где больше? Закрываем глаза, берем в руки стаканчики. Определить по весу, где больше камешков, где - меньше?

Словарь: много-мало.

Тема 2. Понятия «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «равное количество»

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: определить равное количество, уравнять, сделать одинаковое количество.

Наглядность: посуда для кукол, вода.

Виды работ:

1. Дидактическая игра «Напоить кукол чаем». Задание детям: разлить в кукольную посуду разной емкости одинаковое количество чая, используя мерку - любую чашечку меньшей емкости. Разложить двум куклам поровну конфеты (не более 6). Добиться, чтобы раскладывали по одной конфетке.

2. Практическая деятельность. На рубашке пет пуговиц. Положи столько же пуговиц, сколько петель на рубашке (каждая пуговица прикладывается к петле). Положи в душевой столько же расчесок, сколько стоит стаканчиков для расчесок и т. д.

Словарь: одинаковое количество, столько же, поровну, равное количество.

III. Пространственные представления

Тема 1. Пространственные представления «верхний-нижний», «выше-ниже», «вверху-внизу»

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: развивать пространственное воображение, ориентацию.

Наглядность: карточки, картина, липкая лепта.

Виды работ:

1. Дидактическая игра «Поставить посуду на свои полки». Поставить животных в теремки (лягушка-квакушка внизу, на нижнем этаже, ежик - ни головы пи ножек повыше, петушок -золотой гребешок па самом верхнем этаже: «Высоко сидит, далеко глядит, песни ноет, смотрит, кто идет».

2. Повесить картину на стену по указанию учителя: выше детского стола, ниже цветка, который висит над столом. Чуть ниже опустить, чуть выше приподнять.

Словарь: осмыслить выражения «чуть выше», «чуть ниже».

Тема 2. Понятия «правый-левый», «рядом, около, между, за, посередине»

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: осмыслить понятия правый, левый, рядом, около, между, за, посередине; выполнять их, ориентируясь в пространстве.

Наглядность: различные мелкие предметы.

Виды работ:

1. Выполнение указаний: «Сядь рядом с...», «Встань между», «Поставь посередине» и т. д.

2. Игровая ситуация: «Пропал мишутка». Задание детям: Найти игрушку по словесной инструкции, используя перечисленные понятия.

Словарь: осмыслить выражения «чуть выше», «чуть ниже».

Тема 3. Понятия «дальше-ближе», «подальше-поближе», «справа-слева», «впереди-сзади», «вперед-назад»

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: иметь представление о названиях, понятиях, ориентироваться в пространстве.

Наглядность: машина, велосипед, игровое поле с игрушечными машинками.

Виды работ:

1. Дидактическая игра: на игровом поле домики из кубиков, дороги с пересечением, машины. Ведущий ведет играющего по игровом полю, машина выезжает из гаража, проезжает вперед, выезжает на шоссе, едет прямо. Впереди светофор. Остановился. Поехал дальше. Поворот направо, сзади обгоняет машина «Скорая помощь», надо пропустить ее, она обходит машину слева и вырывается вперед и т. д.

2. Зал адаптации: улица, транспорт. Аналогичное задание с использованием детского транспорта, регулировщика (регулирует не жезлом, а словом).

Словарь: подальше, поближе, позади, ближе, дальше.

Тема 4. Понятие о весе: «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче»

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: закрепить понятия тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Наглядность: различные шары, полиэтиленовые ведра.

Виды работ:

1. Шар металлический и полиэтиленовый. Подержать, сравнить вес. Подбросить, пронаблюдать, как упадет тяжелый шар и как легкий. Прокатить шары одновременно и увидеть разницу в их движении, Положить в таз с водой, посмотреть, что будет с шарами. Вывод: какой шар тяжелее, легче?

2. Два полиэтиленовых ведра разных цветов, но одного объема. Потрогать ведра. Легкие? В одно ведро - синее - налить воды. Сравнить. Отлить половину соды в другое ведро, подержать. Вес равный?

Словарь: тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

IV. Соотношение предметов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.