Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стрелки (Arrow)






 

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки представляют собой некую информацию и именуются существительными (например: " Заготовка". " Изделие". " Заказ).

В IDEF0 различают пять типов стрелок:

Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуется работой дня получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Каждый тип стрелок под­ходит к определенной стороне прямоугольника, изображающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется как входящая в левую грань работы. При описании технологических процессов (для этого и был приду­ман IDEF0) не возникает проблем определения входов. Действительно, " Сырье " на рис. 1.5 - это нечто, что перерабатывается в процессе " Изготовление изделия" для получения результата. При моделировании ИС, когда стрелками являются не физические объекты, а данные, не все так очевидно. Например, при " Приеме пациента" карта пациента может быть и на входе и на выходе, между тем качество этих данных меняется. Другими словами, в нашем примере для того, чтобы оправдать свое назна­чение, стрелки входа и выхода должны быть точно определены с тем, чтобы указать на то, что данные действительно были переработаны (например, на выходе - " Заполненная карта пациента "). Очень часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением, В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются / изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то скорее всего это вход, если нет - управление.

Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. " Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы. На рис. 1.5 стрелки " Задание " и " Чертеж " - управ­ление для работы " Изготовление изделия ". Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. Если цель работы - изменить процедуру или стратегию, то такая процедура или стратегия будет для работы входом. В случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или контроль) рекомендуется рисовать стрелку управления.

Выход (Output) - материал или информация, которые производятся ра­ботой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Стрелка вы­хода рисуется как исходящая из правой грани работы. На рис. 1.5 стрелка " Готовое изделие " является выходом для работы " Изготовление изделия ".

Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рису­ется как входящая в нижнюю грань работы. На рис. 1.5 стрелка " Персонал предприятия " является механизмом для работы " Изготовление изделия ", По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.

Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель ра­боты. Стрелка механизма рисуется как исходящая из нижней грани работы. На рис. 1.5 стрелка " Другая модель работы " является вызовом для работы " Изготовление изделия ". Стрелка вызова используется для указания того, что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы. В BP-win стрелки вызова используются в механизме слияния и разделения моделей.

Граничные стрелки. Стрелки на контекстной диаграмме служат для опи­сания взаимодействия системы с окружающим миром. Они могут начи­наться у границы диаграммы и заканчиваться у работы, или наоборот. Та­кие стрелки называются граничными.

Для внесения граничной стрелки входа надо: щелкнуть по кнопке с символом стрелки

в палитре инструментов следует перенести курсор к левой стороне эк­рана, пока не появится начальная штриховая полоска:

щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще раз в левой части работы со стороны входа (где заканчивается стрелка);

вернуться в палитру инструментов и выбрать опцию редактирования стрелки

щелкнуть правой кнопкой мыши на линии стрелки, во всплывающем меню выбрать Name Editor и добавить имя стрелки в закладке Name диалога IDEF0 Arrow Properties.

Стрелки управления, выхода, механизма и выхода изображаются ана­логично. Для рисования стрелки выхода, например, следует щелкнуть по кнопке с символом стрелки в палитре инструментов, щелкнуть в правой части работы со стороны выхода (где начинается стрелка), перенести курсор к правой стороне экрана, пока не появится начальная штриховая по­лоска, и щелкнуть один раз по штриховой полоске.

Имена вновь внесенных стрелок автоматически заносятся в словарь (Arrow Dictionary).

 

 

Рис. 1.10. Диалог IDEF0 Arrow Properties

ICOM -коды. Диаграмма декомпозиции предназначена для детализации работы. В отличие от моделей, отображающих структуру организации, работа на диаграмме верхнего уровня в IDEF0 - это не элемент управления нижестоящими работами. Работы нижнего уровня - это то же самое, что работы верхнего уровня, но в более детальном изложении. Как следствие этого границы работы верхнего уровня - это то же самое, что границ диаграммы декомпозиции. IСОМ (аббревиатура от Input, Control, Output и Mechanism) - коды, предназначенные для идентификации граничных стрелок. Код 1СОМ содержит префикс, соответствующий типу стрелки (I, С, или М), и порядковый номер (рис. 1.11).

 

Рис. 1.11. Фрагмент диаграммы декомпозиции с IСОМ -кодами (II, С1 и С2)

 

BP-win вносит ICOM-кодыавтоматически. Для отображения ICOM - кодов следует включить опцию Show ICOM codes на закладке Presentation диалога Model Properties (меню Edit\ Model Properties).

 

Рис 1.12. Словарь стрелок

 

Словарь стрелок редактируется при помощи специального редакторе Arrow Dictionary Editor, в котором определяется стрелка и вносится относящийся к ней комментарий (рис. 1.12). Словарь стрелок решает очень важную задачу. Диаграммы создаются аналитиком для того, чтобы провести сеанс экспертизы, т. е. обсудить диаграмму со специалистом предметной области. В любой предметной области формируется, профессиональны: жаргон, причем очень часто жаргонные выражения имеют нечеткий смысл, и воспринимаются разными специалистами по-разному. В то же врем: аналитик - автор диаграмм должен употреблять те выражения, который наиболее понятны экспертам. Поскольку формальные определения часто сложны для восприятия, аналитик вынужден употреблять профессиональный жаргон, а, чтобы не возникло неоднозначных трактовок, в словарь стрелок каждому понятию можно дать расширенное и, если это необходимо, формальное определение.

Содержимое словаря стрелок можно распечатать в виде отчета (меню Report\ Arrow Report…) и получить тем самым толковый словарь термине предметной области, использующихся в модели.

Несвязанные граничные стрелки (unconnected border arrow). При деком позиции работы входящие в нее и исходящие из нее стрелки (кроме стрелки вызова) автоматически появляются на диаграмме декомпозиции (миграция стрелок), но при этом не касаются работ. Такие стрелки называются несвязанными и воспринимаются в BP-win как синтаксическая ошибка.

 

 

Рис 1. 13. Пример несвязанных стрелок

 

На рис. 1.13 приведен фрагмент диаграммы декомпозиции с нссвязанными стрелками, генерирующийся BP-win при декомпозиции работы " Изготовление изделия " (см. рис. 1.5). Для связывания стрелок входа управления или механизма необходимо перейти и режим редактирования стрелок, щелкнуть по наконечнику стрелки и щелкнуть по соответствующему сегменту работы. Для связывания стрелки выхода необходимо перейти в режим редактирования стрелок, щелкнуть по сегменту выхода работы и затем по стрелке.

Внутренние стрелки. Для связи работ между собой используются внутренние стрелки, т. е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются у другой работы.

Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок щелкнуть по сегменту (например, выхода) одной работы и затем по сегменту (например, входа) другой. В IDEF0 различают пять типов связей работ.

Связь по входу (Output и Input), когда стрелка выхода вышестоящей рабо­ты (далее - просто выход) направляется на вход нижестоящей (например на рис. 1.14 стрелка " Детали " связывает работы " Изготовление деталей " и " Сборка изделия ").

 

 

Рис. 1.14. Связь по входу

 

Связь по управлению (Output и Control), когда выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей. Связь по входу показывает до­минирование вышестоящей работы. Данные или объекты выхода выше­стоящей работы не меняются в нижестоящей. На (рис. 1.15) стрелка " Чертеж " связывает работы " Создание чертежа детали " и " Изготовление детали ", при этом чертеж не претерпевает изменений в процессе изготов­ления деталей.

 

 

Рис. 1.15. Связь по управлению

 

Обратная связь по входу (Output и Input feedback), когда выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей. Такая связь, как правило, используется для описания циклов. На рис. 1.16 стрелка " Брак " связывает работы " Переработка сырья " и " Контроль качества ", при этом выявленный на контроле брак направляется на вторичную переработку.

 

 

Рис. 1.16. Обратная связь по входу

 

Обратная связь по управлению (Output и Input feedback), когда выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей (стрелка " Рекомендации ", рис. 1.17). Обратная связь по управлению часто свидетельствует об эффективности бизнес - процесса. На рис. 1.17 качество изделия может быть повышено путем непосредственного регулирования процессам изготовления деталей и сборки изделия в зависимости от результата: (выхода) работы " Контроль качества ".

 

 

Рис. 1.17. Обратная связь по управлению

Связь выход-механизм (output – mechanism), когда выход одной работа направляется на механизм другой. Эта взаимосвязь используется реже остальных и показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходимые для проведения другой работы (рис. 1.18).

Явные стрелки. Явная стрелка имеет источником одну-единственную работу и назначением тоже одну-единственную работу.

 

Рис. 1.18. Связь выход-механизм

Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Одни и те же данные или объекты, порожденные одной работой, могут использоваться сразу в не­скольких других работах. С другой стороны, стрелки, порожденные в раз­ных работах, могут представлять собой одинаковые или однородные дан­ные или объекты, которые в дальнейшем используются или перерабатыва­ются в одном месте. Для моделирования таких ситуаций в IDEF0 исполь­зуются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Для разветвления стрел­ки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по фрагменту стрел­ки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух стрелок вы­хода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по сегмен­ту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.

Смысл разветвляющихся и сливающихся стрелок передается именова­нием каждой ветви стрелок, существуют определенные правила именова­ния таких стрелок. Рассмотрим их на примере разветвляющихся стрелок. Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления ни одна из ветвей не именована, то подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления (рис. 1.19).

 

 

Рис. 1.19. Пример именования разветвляющейся стрелки

 

Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления какая-то из ветвей не именована, то подразумевается, что эти ветви соответствует именованию. Если при этом какая-либо ветвь после разветвления осталась неименованной, то подразумевается, что она моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления (рис. 1.20).

 

 

Рис. 1.20. Другой пример именования разветвляющейся стрелки

 

Недопустима ситуация, когда стрелка до разветвления не именована, а после разветвления не именована какая-либо из ветвей. BP-win определяет такую стрелку как синтаксическую ошибку (рис.1.21).

 

 

Рис. 1.21. Пример неверного именования разветвляющейся стрелки

 

Правила именования сливающихся стрелок полностью аналогичны ошибкой будет считаться стрелка, которая после слияния не именована, а до слияния не именована какая-либо из ее ветвей. Для именования от дельной ветви разветвляющихся и сливающихся стрелок следует выделить на диаграмме только одну ветвь, после этого вызвать редактор имени присвоить имя стрелке. Это имя будет соответствовать только выделение ветви.

Тоннелирование стрелок. Вновь внесенные граничные стрелки на диаграмме декомпозиции нижнего уровня изображаются в квадратных скобках и автоматически не появляются на диаграмме верхнего уровня (рис. 1.22).

 

 

Рис 1.22. Неразрешенная (Unresolved) стрелка.

 

Для их “перетаскивания” наверх нужно сначала выбрать кнопку

 

на палитре инструментов и щелкнуть по квадратным скобкам граничной стрелки.Появляется диалог Border Arrow Editor (рис. 1.23).

 

 

Рис. 1.23. Диалог Border Arrow Editor

 

Если щелкнуть по кнопке Resolve Border Arrow, стрелка мигрирует на диаграмму верхнего уровня, если по кнопке Change To Tunnel - стрелка будет затоннелирована и не попадет на другую диаграмму. Тоннельная стрелка изображается с круглыми скобками на конце (рис. 1.24).

Тоннелирование может быть применено для изображения малозначи­мых стрелок. Если на какой-либо диаграмме нижнего уровня необходимо изобразить малозначимые данные или объекты, которые не обрабатываются или не используются работами на текущем уровне, то их необходимо на­править на вышестоящий уровень (на родительскую диаграмму). Если эти данные не используются на родительской диаграмме, их нужно направить еще выше, и т. д. В результате малозначимая стрелка будет изображена на всех уровнях и затруднит чтение всех диаграмм, на которых она присутст­вует. Выходом является тоннелирование стрелки на самом нижнем уровне. Такое тоннелирование называется " не-в-родительской-диаграмме".

Другим примером тоннелирования может быть ситуация, когда стрелка механизма мигрирует с верхнего уровня на нижний, причем на нижнем Уровне этот механизм используется одинаково во всех работах без исклю­чения. (Предполагается, что не нужно детализировать сделку механизма, т. е. стрелка механизма на дочерней работе именована до разветвления, а после разветвления ветви не имеют собственного имени). В этом случае стрелка механизма на нижнем уровне может быть удалена, после чего на Родительской диаграмме она может быть затоннелирована, а в коммента­рии к стрелке или в словаре можно указать, что механизм будет использоваться во всех работах дочерней диаграммы декомпозиции. Такое тоннелирование называется " не-в-дочсрней-работе"

(рис. 1.24).

 

Рис 1.24. Типы тоннелирования стрелок






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.