Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕДИКО-биОЛОГИЧЕСКИЕ НДблЮДЕНИЯ. СоВЕрШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАТЕГОрИЙНЫХ МАрШруТОВ






Некоторое время назад велотуристы - участники сложных похо-дов - задались вопросом, как велосипедный туризм влияет на орга-низм человека. Какими должны быть нагрузки? Вопрос этот встал отнюдь не случайно. Участники категорийных походов, особенно IV и V категорий сложности, стали ощущать, что прохождение этих мар-шрутов требует большой затраты физических сил, часты в этих по-ходах перегрузки, случаи переутомления. Это вызвало обеспокоен-ность, которая усиливалась тем, что спортсмены постоянно находят-ся под наблюдением врачей, а туристы, особенно в походе, предос-тавлены в основном сами себе, и, как полагают некоторые, уста-новленные когда-то нормативы категорийных походов не вполне способствуют развитию велотуризма. Ведь факт, что очень мало велотуристов поднимаются выше III категории сложности и проходят маршруты IV и V категорий.

И вот опытные путешественники разных городов провели серию медико-биологических наблюдений в сложных походах. Помимо упо-рядочения классификации веломаршрутов эти исследования ставили целью ввести в соответствие объемы и интенсивность тренировок нагрузкам предстоящего похода, выработать конкретные программы предпоходных тренировок, скорректировать тактику движения по маршруту, разработать доступную всем методику медико-биологиче-ских наблюдений.

Методы использовались разные: определение реакции пульса, ар-териального давления, электрокардиография, велоэргометрия и т.д. Например, казанские путешественники Б. Толстяков и 3. Шакиров, для своих исследоваиий подобрали общедоступные каждому спорт-смену медико-педагогические тесты, определяющие функциональные изменения в организме спортсмена под влиянием походной нагруз-ки. Основной упор был сделан на изучение частоты сердечных со-кращений (ЧСС).

Участники походов три раза в день в положении сидя, перед едой, после минимум десяти минут покоя накладывали пальцы на лучевую артерию и по команде считали количество ударов в тече-ние одной минуты. Утренний результат позволял определить степень восстановления сердечной деятелыности после ночного отдыха. Ве-личина пульса выше, чем после вечернего измерения, свидетельст-вовала о значительной нагрузке в предыдущий день или недостаточ-ном ночном отдыхе, неодинаковой предпоходной подготовке участни-ков похода, а может быть, у кого-то слишком тяжелый груз.

Кроме того, днем и вечером измеряли артериалы-юе давление (АД), которое подтверждает и дополняет результаты ЧСС. Чем меньше пульсовое давление по сравнению с предпоходным, тем значительнее нагрузка.

Осуществляя названные выше измерения на маршруте, руково-дитель постоянно может быть в курсе функционального состояния группы, корректировать отдых и весовую нагрузку.

Общие выводы исследователей были таковы. Расход энергии в велопоходах IV и V категорий сложности такой же, как в велоспор-те, беге на средние и длинные дистанции, коньках, гребле, причем

________ Общественно-полезная работа велотуристов

спортсмен после интенсивной работы отдыхает, велотурист должен позаботиться еще о еде, ночлеге, почистить и подремонтировать велосипед. Для достижения необходимой для сложных походов рабо-тоспособности необходимы круглогодичные тренировки, особенно тем, кому более 30 лет. Для измерения полученных в походе нагру-зок полезно брать с собой авиационный альтиметр и определять набранные за каждый день высоты подъемов.

А вот некоторые выводы, сделанные в результате исследований Е.Лихолатом с Житомирщины.

Прежде всего, чтобы велотурист средних физических возможно-стей нормально себя чувствовал в походе IV и V категорий сложно-сти, он должен на тренировках накатать хотя бы двойную протяжен-ность основного маршрута при условии длительных регулярных тре-нировок, а кроме того, не реже двух раз в неделю бегать (дистанция - 3 км), ежедневно делать физзарядку. В походе нагруз-ку тоже необходимо наращивать постепенно, учитывая, что полная адаптация организма к энергозатратам сложного похода наступает лишь к 5-6-му дню (соответственно планировать слржные участки). Пульс в норму после езды приходит гораздо быстрее при среднем ровном темпе движения, следовательно, он наиболее экономичен. Сравнение пульса тех, кто поднимался на крутой затяжной подъем в седле, и тех, кто шел пешком, выявило, что у последних он был спокойнее и быстрее приходил в норму - при очень небольшом выигрыше во времени первых (на любых передачах у идущего пеш-ком отдыхают мышцы, испытывающие при езде наибольшую нагруз-ку, и включаются в работу другие).

Последнее обстоятельство приводит некоторых велотуристов к выводу, что на крутые перевалы, особенно если человек чувствует некоторую усталость, лучше подниматься (хотя бы частично) пешком. Но как раз по этому поводу и идет уже не один год дискуссия в велотуристском мире, как относиться к пешим переходам, какой, в частности, должна быть «пятерка».

В подавляющем большинстве случаев походы высоких категорий сложности туристы прокладывают по горной местности, причем они должны набрать определенное количество перевалов, часто трудно-проезжих на велосипеде, так что порой приходится на протяжении километров (а то и десятков километров) тащить велосипед в руках, а груз - на плечах.

Потери времени на трудных участках (а на пешеходных тропах перевалов велотуристы иногда преодолевают в день менее 10 км) туристы компенсируют за счет физических перегрузок, за счет спешки (снижается безопасность), гонки по дорогам с хорошим по-крытием на горизонтальных участках. И пролетают мимо достопри-мечательных объектов, нет времени посидеть группой у костра, сильные члены группы чуть ли не на себе порой тащат тех, кому принятый темп оказался не под силу, либо даже прибегают к помо-Щи транспорта. Туризм теряет свою романтическую привлекатель-ность, постоянно ощущаемый дефицит времени ухудшает психологи-ческий климат в группе.

Таким образом встают вопросы, во-первых, о сужающихся с ка-ждым годом возможностях в стране для прокладки маршрутов выс-

799 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

ших категории сложности и, как следствие, о поисках новых таких возможностей; во-вторых, о сохранении туристского содержания и духа в «четверках» и «пятерках», а в-третьих, о поисках более чет-ких критериев определения категории сложности маршрутов с целью исключения субъективного подхода разных маршрутно-квалификаци-онных комиссий. И сейчас в поисках велотуристами путей решения этих проблем наблюдаются элементы научного подхода.

Например, уже упоминавшиеся казанские велотуристы 3. Шаки-ров и Б. Толстяков, проводя в течение ряда лет медико-биологиче-ские наблюдения над работоспособностью велотуристов, выявили в результате обработки полученных данных тесную связь функцио-нальных изменений организма в дни похода с рельефом местности. На основе этого был выведен так называемый коэффициент рель-ефности. Как он был получен?

Все подъемы на водоразделы и перевалы измерялись авиацион-ным альтиметром. Сумму высот подъемов за день делили на прой-денный путь за этот день в километрах. Так что коэффициент рель-ефности обозначает средний подъем в гору на каждый километр пути.

Анализируя маршруты походов в различных географических рай-онах страны, исследователи определили, что средний коэффициент рельефности в Поволжье равен 3, 7 м на 1 км пройденного пути, на Украине - 3, 1, в Карпатах - 6, 0, в Крыму - 5, 5, на Северном Кав-казе - 7, 8, на Центральном Кавказе - 11, 7, в горных районах Средней Азии - 10, 0, в Западном Тянь-Шане - 11, 0, на Памире -12, 0, на Алтае - 7, 2. Исходя из этого, казанские велотуристы пред-лагают свой критерий для определения категории сложности похода. Согласно ему, велогруппа должна набирать определенную сумму высот за день и за весь поход, по категориям сложности это будет выглядеть так:

Табпица 6.4

Категория   Метров за день   Дней   Всего метров  
I        
II        
III        
IV        
V        

Чтобы пользоваться этим методом, группам достаточно брать с собой авиационный альтиметр либо пользоваться уже введенным ко-эффициентом рельефности. Как утверждают авторы, он дает воз-можность прокладывать в любом регионе маршруты любой категории сложности, варьируя их протяженность.

Предлагаемый способ, безусловно, - шаг вперед в попытке вве-дения объективных критериев в оценку сложности маршрутов, но он, во-первых, предопределяет некую усредненность, заведомую задан-ность сложности маршрутов, проходящих по какому-то району (если пользоваться лишь выведенными значениями коэффициента), хотя в границах района, например, Северного Кавказа, можно проложить

Общественно-полезная работа велотуристов

весьма разнящиеся друг от друга маршруты. Во-вторых, он рассмат-ривает подъем как единственное, определяющее категорию, препят-ствие, не учитывая покрытие дорог и большое разнообразие других естественных препятствий, оставляя «за кадром» сложные равнин-ные маршруты по труднопроходимым дорогам. Между тем важно найти эквивалент «пятерке», проложенной по горам, причем не за счет того, чтобы таскать велосипед на себе, но и не за счет увели-чения дневного среднего пробега до двухсот с лишним километров.

Вот как подходит к проблеме президент Клуба велотуристов Ту-ристско-спортивного союза Украины В. Соколов. Он предлагает пере-смотреть существующие нормы на туристские походы по протяжен-ности. Считая прежние нормы походов I категории сложности (250 км) вполне приемлемыми и принимая их за исходные, киевский велотурист вывел функциональные зависимости дневных норм П-У категорий относительно норм I категории сложности (и даже предла-гает ввести VI категорию сложности в велотуризме тоже). В итоге дневная норма похода V категории сложности у него стала округ-ленно 38 км, а минимальная протяженность всего похода V катего-рии сложности - 600 км. Вся таблица приобрела такой вид:

Таблица 6.5

 

 

Кат. спож. пох.   Продопжит. похода, дни   Про-тяж. м-та, км   Преодоление препятствий на равнинных участках   Преодоление препятствий в горной местности  
Мин.   Макс.  
I         Не менее 50 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог   ты не менее 1000 мет-  
                    ров  
II         Не менее 80 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог   ты не менее 1600 мет-  
                    ров  
III         Не менее 200 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог и лесных троп   ты не менее 3000 мет-  
                    ров  
IV         Не менее 300 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых, полевых и лесных   ты не менее 6500 мет-  
                дорог, троп и бездорожья   ров  
                в малонаселенной мест-      
                ности      
V         Не менее 450 км по   Суммарный набор высо-  
                труднопроходимым и пес-   ты не менее 10000 мет-  
                чаным или заболоченным   ров  
                участкам с преодолением      
                брода и наведением не      
                менее одной переправы      
VI         Не проводится   Суммарный набор высо-  
                    ты не менее 14000 мет-  
                    ров при условии преодо-  
                    ления не менее одной  
                    реки с наведением пе-  
                    реправы  

МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Также вынашивалась идея повышения категории походов в тех районах, где много лет существовали «потолки» определенных кате-горий. И вот появились экспериментальные маршруты V категории сложности в Карпатах и IV категории в Крыму. Однако подобные изыскания приветствуются отнюдь не всеми асами велотуризма.

В то же время есть немало опытных велотуристов, которые счи-тают существующие нормы категорийных походов вполне обоснован-ными, а проблема лишь в том, чтобы научиться разрабатывать спор-тивные маршруты.

Что ж, действительно, и в пределах существующей классифика-ции есть солидное поле деятельности. Речь идет о прокладке мар-шрутов высшей для данной местности категории сложности, напри-мер, III категории в районах европейской части России. Это значит, что в походе надо проехать, по Соколову, не менее 200 км по грунтовым дорогам и тропам, стремясь сохранить «чистоту» вида, то есть преодолеть этот путь в седле. Задача, прямо скажем, не из простых.

Одним словом, очевидно, что проблему совершенствования клас-сификации веломаршрутов с наскока не решить. Работа продолжает-ся, и пытливые туристы могут внести в нее свою лепту.

Для самих же велотуристов полезна еще такая деятельность, как совершенствование Перечня классифицированных велотуристских маршрутов: пересмотр включенных в него ранее, дополнение новы-ми, изменение категорий сложности маршрутов. Работа эта перма-нентная и никогда не будет закончена, поскольку постоянно меняет-ся дорожная обстановка на маршрутах, туристами осваиваются но-вые районы, а другие, наоборот, по разным причинам становятся менее доступными, да и разрядные требования время от времени меняются. В 70-х - первой половине 80-х годов Перечень регулярно исправлялся и добавлялся, в последующие годы эту работу подза-пустили. В Справочном разделе мы приводим часть Перечня в той редакции, какую он принял в декабре 1993 года в результате обсу-ждения его велотуристскими представителями маршрутно-квалифика-ционных комиссий разных городов и в каком он был опубликован в 1994 году для дальнейшего его обсуждения и совершенствования.

Однако подспорьем в определении категорий маршрутов роль Перечня вряд ли должна исчерпываться. Постоянно дополняясь, он может стать сборником рекомендуемых веломаршрутов разного уровня трудности. Но для второй роли маршруты Перечня должны сопровождаться кратким описанием условий их прохождения и дос-топримечательностей. При составлении таких описаний за основу можно взять образец паспорта веломаршрута, который мы даем в начале раздела «Подведение итогов похода. Составление отчета».

Задача нынешнего момента состоит в том, чтобы собрать вме-сте паспорта наиболее интересных веломаршрутов Н-\/ категорий сложности, пройденных за последние годы и точно соответствующих по дорожным условиям изложенным выше критериям. И в этой об-щей работе могут принять участие активные велотуристы многих городов России.

А вообще каждый велотурист с исследовательской жилкой может найти какое-то поле деятельности, которое сделает его походную жизнь еще содержательнее.

Полевой дневник






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.