Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение походов выходного дня






Руководство походами выходного дня, особенно со свободным открытым сбором, - дело ответственное, поскольку в такие поездки часто приходят новички, не имеющие понятия ни о туризме, ни о правилах и принципах езды в группе, некоторые плохо знакомы и с Правилами дорожного движения. Поэтому за руководство такими походами нужно браться тем, кто имеет специальную туристскую подготовку, большой практический опыт участия в походах, в том числе многодневных. Возраст руководителя должен быть не менее 18 лет.

Прежде чем велотурист начнет проводить походы самостоятель-но, он должен пройти стажировку с опытным руководителем походов выходного дня. Самостоятельные выезды на маршруты с группой начинающий руководитель должен осуществлять по хорошо извест-ным маршрутам.

На поход выходного дня оформляется маршрутный лист. Его бланк можно получить в туристской секции коллектива физкультуры, туристском клубе, других физкультурно-спортивных и туристских ор-ганизациях. Маршрутный лист подписывается председателем совета

179походы выходного дня

коллектива физкультуры, председателем правления или инструктором туристского клуба, ответственным лицом организации, проводящей поход, и заверяется печатью турклуба или организации.

На основании маршрутного листа участникам похода по их же-ланию затем выдаются справки с указанием пройденного километ-ража для получения значка «Турист России».

К месту сбора руководитель приходит минут за десять до объяв-ленного времени. Приветствуя незнакомых ему велосипедистов, он должен осведомиться о туристском опыте каждого из них. Если че-ловек до этого совершал поездки не более 30 километров, то ему отправляться, скажем, в 80-километровый поход преждевременно. Нельзя ехать и тем, кто накануне употреблял спиртные напитки, а в самом походе не следует пить даже пиво.

Когда все собрались, руководитель представляется, объявляет участникам об особенностях похода, сообщает о маршруте, о досто-примечательностях, которые предстоит осмотреть, называет предпо-лагаемое место и время привала, примерное время возвращения. Обязательно предупреждает о трудностях, которые встретятся в походе, особенно о труднопроезжих грунтовых дорогах и лесных тропах. Люди должны быть готовы к тому, что их ждет. Если пред-стоит ехать к начальному пункту маршрута по железной дороге, каждый участник похода должен уяснить, на какой станции следует выходить, после чего группа «рассыпается» по платформе.

Пассажиру разрешается провозить велосипед в пригородных по-езде, при этом нужно оплатить его провоз по действующему на данной железной дороге тарифу.

Но вот участники вышли на нужной станции. Руководитель са-дится на велосипед лишь после того, как соберется вся группа, В начапе маршрута темп должен быть медленным, чтобы всем при-способиться к езде в группе. В ближайшем удобном месте (у леса или обсадки) делается организационная остановка. Если группа со-бралась по объявлению, все записываются в маршрутном листе.

Туристы на остановке могут переодеться по погоде, укрепить рюкзаки на багажниках. На этой же остановке ликвидируются мел-кие неполадки в велосипедах, устраняются поскрипывания и дре-безжания, которые, помимо всего прочего, раздражают других уча-стников похода. Руководитель, его помощник или механик проверяют у новичков крепление груза, надежность тормозов.

Проводится последний инструктаж, прежде всего руководитель объявляет о трех главных и неоспоримых правилах велопоходов: не обгонять направляющего; не уезжать из группы и не останавливать-ся без серьезных причин, не предупредив руководителя; ехать толь-ко в один ряд как можно правее.

Каждое из этих правил имеет веское основание. Направляющий (в начале похода) задает оптимальный для данной дороги темп, кроме того, маневренность велосипедной группы намного ниже, чем пешей или лыжной, особенно на хорошей дороге, и внезапно оста-новиться где-нибудь у родника, на развилке, в интересном месте можно лишь в том случае, если руководитель, вообще человек, ве-дущий группу по маршруту, находится впереди. Гуськом ехать со-вершенно необходимо по дорогам с интенсивным автомобильным движением. По поводу отставания: догонять группу - дело тягостное

____ Организация и проведение походов выходного дня

и долгое, особенно для малотренированных туристов.

Разъясняется смысл сигналов руки. Основные сигналы изложены в Правилах дорожного движения и в соответствующем разделе кни-ги: поднятие руки вверх - остановка, вытягивание е сторону - по-ворот. Кроме них велотуристы применяют другие сигналы. Так, под-нятая вверх левая рука может служить сигналом готовности начать движение. Сигнал «осторожно, опасность» - рука с поднятым вверх пальцем, сигнал «опасность слева или справа» - вытянутая рука и указательный палец вниз и в сторону, в направлении препятствия: выбоины, ямы, лежащего на дороге камня и т.д. Знаком сокращения или увеличения дистанции между велотуристами может быть движе-ние кисти руки вперед или назад. Если велогруппа обгоняет какое-то транспортное средство, вначале левой рукой подается сигнал поворота, а затем направляющий вытянутым большим пальцем пра-вой руки показывает назад водителю транспортного средства, чтобы дать ему понять, что первый велосипедист едет не один. Сигнал «замедление хода» - вытянуть руку вверх и помахивать ею. Круго-вое движение рукой - сигнал «вернись».

Перечисленные сигналы могут быть дополнены другими, которые руководитель сочтет необходимыми, но чтобы не было путаницы, все руководители велопоходов клуба, города в одинаковых случаях должны применять одни и те же сигналы.

Во время движения все сигналы, подаваемые направляющим, обязательно дублируются остальными туристами вплоть до предпо-следнего.

Применение сигналов увеличивает мобильность группы, способ-ствует успешному безопасному прохождению маршрута.

Руководители велопоходов могут подавать сигналы и свистком, в частности, один длинный свисток - приготовиться к движению, два свистка - «поехали», один свисток в движении - «внимание, опас-ность», два свистка - остановка. Но поскольку Правила дорожного движения запрещают езду по дорогам большими группами (более десяти велотуристов), нет необходимости перекрывать звуки живого леса резкими свистками, группа прекрасно услышит и голос.

Если в группе нет второго руководителя, назначается замыкаю-щий. Это всегда один из самых опытных туристов в группе, в кото-ром уверен руководитель. В середине и конце маршрута замыкаю-щим может быть и сам руководитель, если направляющий хорошо знает дорогу.

На организационной остановке производится формирование под-групп, если собралось более десяти велотуристов. Во главе одной подгруппы идет ответственный руководитель, вторую, третью, и т. д. подгруппы возглавляют его помощники. Определяются замыкающие подгрупп. Если подгруппы-десятки идут разными путями, у каждой из них должен быть свой маршрутный лист.

В самом начале похода важно задать и психологический тон среди участников похода - доброжелательный, непринужденный. Люди в этот момент настроены друг относительно друга вполне радушно и охотно этот тон подхватывают.

Но вот все готовы отправляться в путь. Руководитель выезжает на дорогу и останавливается на обочине. За руководителем (направ-ляющим) становятся самые слабые члены группы, и по ним выбира-

181 походы выходного дня

ется темп движения. Следующие участники распопагаются по воз-растанию физических возможностей, в конце - самые сильные тури-сты, в том числе замыкающий, который обычно везет необходимый ремонтный набор, медаптечку. Такое построение не случайно: у того, кто едет в хвосте, появляется ощущение, что он все время как бы догоняет остальных, а это утомляет малотренированных. Надо сразу приучать людей ездить компактной группой, что необходимо в сложных путешествиях. Растянутая группа крайне неудобна и для водителей автомашин. Интервал движения на ровной дороге - 2-3 м, на спуске на мокрой и скользкой дороге - до 30 м.

Хорошо, если у направляющего на руле есть зеркало заднего вида. У замыкающего сзади на велосипеде или рюкзаке (а лучше, если и у направляющего тоже) должен быть прикреплен сделанный из куска тонкой фанеры, пластика, материи знак 1.30 «Прочие опасности», катафот либо просто яркий флажок треугольной формы на палке, выступающий примерно на 70 см за пределы багажника велосипеда с левой стороны. Может быть и два флажка на куске толстой мягкой проволоки, прикрепленного к рюкзаку. Такие знаки должны быть у замыкающего каждой подгруппы.

Через минуту после того, как отьедет первая десятка велотури-стов, отправляется вторая, чтобы интервал между подгруппами был не менее 80 метров, затем третья.

В начале похода велосипедисты полны сил, дорога так и манит вперед, и у молодых и горячих людей (особенно у новичков) появ-ляется большой соблазн развить скорость, выяснить (и продемонст-рировать) свои возможности. Но именно новичку, который их еще не знает, а тренированности недостаточно, это больше всего и про-тивопоказано. Этот момент для руководителя очень ответственный: нужно сдержать порыв, дать всем понять, что в походе важна дис-циплина, иначе туристская группа превратится в «табун» дворовых гонял, особенно если новичков в группе много, а тут и до ЧП неда-леко. В то же время нельзя испортить настроение всем участникам похода. Тут нужно опираться на костяк группы, опытные товарищи должны создавать определенный дух, верное общественное мнение в группе.

Темп движения должен плавно нарастать, достигать максимума через полтора-два часа после начала похода (но в пределах объяв-ленного), к обеду понижаться. К этому времени запасы энергии, особенно в жаркий день, начинают быстро падать. Через 50 минут (а на пересеченной местности чаще) нужно устраивать 10-минутные остановки там, где есть съезды с шоссе или легко сойти на полосу отчуждения. Останавливаться надо постепенно: дать сигнал замедле-ния хода, прекратить педалирование и какое-то время ехать нака-том, затем поднять руку, на малой скорости съехать на обочину и начать притормаживать. Тогда никто ни на кого не наедет. Остано-вившись, группа немедленно должна сойти с полотна дороги.

На остановках полезны гимнастические упражнения для рук, шеи, плечевого пояса и поясницы, а также приседания.

Остановки подгруппы обычно устраивают вместе - не только ра-ди того, чтобы скорректировать путь дальнейшего движения. В вело-походах возможности для общения ограничены, туристам и в приго-родном поезде приходится ехать в разных вагонах, и на маршруте

______ Организация и проведение походов выходного дня

не очень-то побеседуешь. Поэтому остановки и привалы приобрета-ют большое значение не только как физические передышки, но и паузы для свободного общения.

Поскольку завтракают в день похода рано, между 10 и 11 часа-ми устраивают перекус. Для него лучше всего подходят пряники, печенье, инжир, изюм, курага, фрукты, овощи; запивают морсом, отваром шиповника, холодным чаем, соком. После каждой остановки набирать скорость надо постепенно, тогда не появятся разрывы в группе в самом начале движения. На крутых подъемах невредно устраивать двух-трехминутные «пешие паузы» (то есть вести велоси-педы руками). Такие разминки дают очень хороший отдых (работают другие мышцы).

Каждый велотурист должен выбрать поход, который проводитоя в подходящем для него темпе. В свою очередь, руководитель не дол-жен превышать объявленный темп, чтобы люди ощущали в конце поездки усталость, а ие укатывались до изнеможения. Особенно опасно переутомление в жару. Если человек отстает, надо в первую очередь посмотреть, в порядке ли у него велосипед. Если у кого-то случилась поломка, опытные участники поездки должны помочь ему устранить неисправность.

До привала должно быть пройдено от половины до двух третей маршруга. На обед надо останавливаться не позже 13 часов. Обыч-ная продолжительность привала - полтора-два часа. Перед обедом хорошо искупаться, а после обеда и небольшого отдыха - поиграть в волейбол, бадминтон, другие подвижные игры.

В жаркие дни график меняется: выезжать надо пораньше, а днем устраивать большой привал примерно с 12 до 16 часов.

Варить суп и кашу в однодневном походе не очень целесообраз-но, но чай в велосипедной поездке идет очень хорошо, в жару -зеленый. Кипячение чая на костре необходимо опять же из-за того, что контакты между людьми в велопоходе ограничены, и на привале совместное разжигание костра, общее чаепитие создают ощущение коллектива. Поэтому нужно придерживаться отарого туристского обычая: съестные припасы выкладываются на общий стол, и обедают все вместе.

В двухдневных поездках часто на обеденных привалах ограничи-ваются готовыми продуктами (салаты, бутерброды и т. д.) и готовят чай, как в однодневных. А вечером в субботу делают основательный ужин, нередко даже с супом (но не менее чем за два часа до сна), в воскресенье утром тоже варят мясное кушанье.

Руководителю нужно приучить себя выдерживать намеченный маршрут. То же касается и остальных участников. Неприятный оса-док у всех оставляет человек, который на привале вдруг собирается и уезжает, говоря, что ему нужно то ли в другую сторону, то ли раньше вернуться. Не отпустить его руководитель, конечно, не впра-ве, но такие случаи должны быть исключением. И не нужно плани-ровать на вечер какие-то дела - день похода должен быть целиком посвящен только походу. Человек, которому вечером что-то пред-стоит, и сам не отдыхает, и других нервирует. Не в ладах с турист-ской этикой также участник, который в конце похода, завидев элек-тричку, сразу бросается к ней, забыв про всех остальных. И совсем недопустимо, когда так поступает руководитель.

походы выходного дня






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.